СРАВНЕНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ В РОССИИ С РАЗВИТЫМИ СТРАНАМИ ЕВРОПЫ И США - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СРАВНЕНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ В РОССИИ С РАЗВИТЫМИ СТРАНАМИ ЕВРОПЫ И США

Ромасева Д.В. 1
1Ростовский Государственный экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В каждой стране существуют свои налоговые системы, и они существенно отличаются друг от друга. На развитие экономики страны воздействует эффективность системы налогообложения. С помощью налогов происходит перераспределение доходов, это позволяет сократить разрыв в доступности к материальным благам разных слоев населения и снизить социальную напряженность в обществе1.

Налоги являются основным инструментом государственного регулирования, с их помощью пополняется государственный бюджет, который в свою очередь обеспечивает деятельность государственных и муниципальных органов самоуправления.

Спецификой структуры налоговый системы России является преобладание косвенного федерального налогообложения и налогов с физических лиц. Взимание прямых налогов происходит с полученного или предполагаемого дохода (транспортный налог, налог на прибыль, с имущества, подоходный, налог с физических лиц), а косвенных от (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Косвенным налогам уделяется большое значение в развитых странах Европы и США. В большинстве стран европейского экономического сообщества (ЕЭС), как и в России, косвенное налогообложение занимает примерно 50% общего объема налогообложения, а в США и Германии – почти весь объем налогообложения на федеральном уровне.

В России налоговая нагрузка за последние пару лет немного снизилась. В 2012 году она составляла 33,7%, а в 2013 году 33,3%, что обусловлено сложной обстановкой в стране и наличием вопросов, по которым надо принимать серьезные политические решения2. Для сравнения, налоговая нагрузка в США составляет 30% ВВП, а в развитых странах ЕЭС от 37 до 40% .

Структура доходов местных бюджетов состоит, в основном, из поступлений от доходов физических лиц (примерно 82,5%), остальные налоги (транспортный, земельный, УСН, ЕНВД) обеспечивают в среднем от 3,4 до 4,8% поступлений. В федеральный бюджет поступает примерно 50% от общих поступлений, в региональные бюджеты – 30%, в местные - 20%.

Местные бюджеты в США занимают главенствующее место, а в странах ЕЭС – вспомогательное, но их доля в бюджете страны значительно превышает долю местных бюджетов России. При этом в США и Франции поступления от НДФЛ направляются в государственные бюджеты этих стран, а в Германии по 42,5% в федеральный бюджет и бюджеты земель, а в местные бюджеты 15%.

Удельный вес налогов в ВВП Франции в последние годы составляет примерно 45,8 %, этот показатель выше средней нормы налогообложения в странах Европейского Союза. Налог на заработную плату взимается на основе годового фонда оплаты труда (ФОТ) определённого работника в денежной и натуральной формах. Установлена прогрессивная шкала налогообложения: при годовом объёме ФОТ до 35,9 тыс. евро — 4,5 %, от 35901 до 71700 евро — 8,5 %, при превышении 71,7 тыс. — 13,5 %3.

В Англии также применяется прогрессивное налогообложение. Налог при доходе £10,000 — £41,865 составляет 20 %, при £41,866 - £150,000 сумма налога увеличивается до 40 %, а в случае получения доходов свыше £150,000 - 45 %4. В отличие от России, прямые налоги приносят 56% поступлений, следовательно, играют большую роль, чем косвенные. Суммарный бюджет графств и городов составляет 70-90% бюджета страны.

В Германии по 50% налога на корпорации поступает в федеральный бюджет и бюджет земель. 50% налога собранного местными органами на предпринимательство также отчисляется в бюджеты земель и федеральный бюджет. Вертикальное и горизонтальное выравнивание финансового состояния земель производится с помощью косвенного налога с продаж, его распределение между бюджетами трех уровней корректируется каждые 2-3 года. В среднем поступления от налогов в Германии распределяются между фондом ЕЭС (5%), Федеральным бюджетом (48%), бюджетами земель (34%) и местными бюджетами (13%). Особенностью налоговой системы Германии является применение налога с продаж, а не НДС.

Все без исключения налоги в Германии являются важными инструментами государственного регулирования. Налог с продаж составляет 28% всех налоговых поступлений, и с помощью снижения средней ставки налога с 14% до 7% на продовольственные товары и предметы культурного назначения обеспечивает большую доступность жизненно необходимых материальных и духовных благ. Государственное регулирование осуществляется с помощью прогрессивного подоходного налога, ставка которого изменяется от 19% до 53% в зависимости от величины дохода, состава семьи, возраста, состояния здоровья, наличия в собственности земельного участка.

Налоговая система Германии ориентируется на следующие цели:

  • максимальное снижение налогового бремени;

  • минимальные затраты на функционирование налоговых органов;

  • обеспечение равных конкурентных возможностей;

  • справедливое распределение доходов;

  • исключение двойного налогообложения;

  • недопустимость разглашения коммерческой тайны и сведений о частной жизни.

Налоговая система Австрии, Дании, Швеции придерживается те же целей и принципов, что и налоговая система Германии, хотя структура налогов в этих странах отличается. В Австрии, вместо налога с продаж, взимается НДС, но ставка НДС снижается в 2 раза на продовольственные товары и предметы культурного назначения. Прогрессивные налоги на прибыль корпораций и доходы физических лиц практически во всех развитых странах Европы являются основными инструментами государственного регулирования.

В структуре федеральных налогов США преобладают прямые налоги на подоходный налог, отчисления в фонд соцобеспечения и налог на прибыль корпораций. Формирование бюджетов штатов и местных бюджетов производится за счет косвенных налогов и налога на имущество. Налоговые системы каждого штата имеют свои особенности: в одних взимается налог с продаж, в других НДС, в третьих не взимается налог с корпораций.

Принципы организации налоговой системы России включают следующие требования:

  • обязательность выполнения правовых норм;

  • справедливое налогообложение;

  • экономическая целесообразность размера налогов;

  • удобство применения норм налогообложения;

  • недопущение дискриминации каких-либо категорий налогоплательщиков.

Сравнив российские принципы с принципами развитых стран, можно заметить преимущество последних по отношению к налогоплательщикам, больший учет их интересов. Пропорциональный характер налогообложения в России менее эффективный, чем прогрессивный характер в развитых странах Европы и США. Хотелось бы отметить, что преимуществом российской налоговой системы является более низкий уровень налогового бремени.

Список используемых источников

  1. www.finmarket.ru Новости экономики.

  2. www.gov.uk Государственных услуг и информация Великобритании.

  3. www.youtvnews.com Новостной портал.

  4. мир-экономики.рф Сборник экономических статей.

1 мир-экономики.рф

2 www.finmarket.ru

3 www.youtvnews.com

4 www.gov.uk

Просмотров работы: 14023