ПРОБЛЕМЫ ДЕОФШОРИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ ДЕОФШОРИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Чигасова Ю.А. 1
1ГБОУ ВПО Ростовский Государственный Экономический Университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Всё чаще в центре внимания находится тема офшоров. В настоящее время в научной литературе, в докладах международных организаций, используются различные термины: «офшор», «офшорная зона», «офшорный бизнес», «офшорный финансовый центр», «офшорная юрисдикция», «налоговая гавань», «налоговый оазис», «налоговый рай» и др. Однако наиболее часто употребляющимся и универсальным термином стал – «офшор».

К «офшорам» относятся страны (юрисдикции), которые законодательно обеспечивают:

• возможность существенно снизить налоговые и другие платежи;

• комфортную правовую среду для организации и ведения бизнеса, включая упрощенные условия административного и финансового надзора;

• возможность анонимно проводить финансовые операции и скрывать конечных выгодополучателей офшорных компаний.

В 2013 г. в мировой экономике было зарегистрировано 93 офшорных зоны. Оценить общий объем потерь от офшоров крайне сложно. Так, по экспертным оценкам, Франция ежегодно теряет из-за офшоров 20 млрд. евро, а национальные компании США разместили в офшорных зонах около 1,7 трлн. Долларов [3].

Итак, перед всем миром сегодня стоит задача по деофшоризации мировой экономики: усилении транспарентности офшоров, выявление их реальных выгодополучателей и расширении сотрудничества и взаимодействии офшоров с властями офшорных стран.

Мировое сообщество провозгласило о борьбе с оффшорами после первой волны глобального финансового кризиса 2008 года, что было обусловлено выводом колоссальных объемов денежных средств из стран в оффшоры и соответственно сокращением поступлений в бюджет.

В апреле 2009 года ОЭСР опубликовал «черные», «серые» и «белые» списки стран, которые классифицируются в зависимости от их соответствия международным стандартам обмена финансовой информацией (таблица 1). После этого мировое сообщество заявило о своем намерении применить в отношении стран, попавших в «черные» и «серые» списки, санкции, направленные на ужесточение требований к раскрытию информации людьми, переводящими деньги в офшоры. Также мировое сообщество планировало направить просьбу в МВФ и Всемирный банк, которая заключалась в отказе от инвестиционных проектов в офшорных зонах.

Таблица 1 – Списки стран по степени их соответствия международным стандартам обмена финансовой информацией

Список

16.07.2009

02.09.2009

08.12.2009

02.07.2010

14.09.2011

15.12.2011

05.12.2012

«Белый»

44

50

59

74

87

89

90

«Серый»

40

36

27

14

5

3

2

«Черный»

-

-

-

-

-

-

-

Всего

84

86

86

88

92

92

92

Источник: данные ОЭСР, www.oecd.org.

Страны мира отреагировали на данные заявления очень быстро – «черный» список исчез практически сразу, а в «сером» списке вместо 38 стран остались только Ниуэ и Науру. Наряду с этим пополнился «белый» список стран.

Механизмом, направленным на предотвращение уклонения от уплаты налогов с доходов США, получаемых американскими гражданами и резидентами за пределами Америки, становится Закон о зарубежных счетах в США — Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA), принятый в 2010 г. Суть закона сводится к тому, что финансовые организации во всем мире обязаны раскрывать информацию о счетах американцев и компаний, которые контролируют граждане Америки либо прямо, либо на 10%. Несоблюдение требований FATCA грозит для банков комиссией в размере 30% от любых транзакций, осуществляемых через США, а также закрытием счетов в американских финансовых учреждениях. Если клиент не раскрывает о себе информацию, то банки, присоединившиеся к FATCA, смогут взимать с них те же 30%. В результате после принятия FATCA многие финансовые учреждения отказывают американским гражданам и компаниям в открытии счетов.

Россия также долгое время вела переговоры с США о присоединении к FATCA, однако они были заморожены ввиду кризиса вокруг Украины. И по данным министерства финансов США, возобновлять данные переговоры с РФ не намереваются.

В середине 2012 года Франция вводит налог на финансовые транзакции, а вслед за ней в начале 2013 года подобный налог с разрешения Еврокомиссии вводят Германия, Австрия, Бельгия, Греция, Португалия, Словения, Италия, Испания, Словакия и Эстония. Сумма налога составляет 0,1% для сделок по приобретению акций и облигаций и 0,01% для сделок с производными инструментами. По оценкам Еврокомиссии, если налог будет применяться по всей Европе, то его сумма может составить 57 млрд. евро.

Великобританией в марте 2012 года приняты новые Общие правила против финансовых злоупотреблений — General Anti-Avoidance Rules (GAAR), которые требуют различать ответственное налоговое планирование и агрессивное уклонение от уплаты налогов. Власти Великобритании объявили, что ряд крупнейших ТНК (Starbucks, Facebook, Apple, Amazon, Google и Ebay), работающих в их стране, фактически не платили налогов.

В Германии власти осуществляют покупки «серых» CD-дисков у частных лиц с информацией о гражданах Германии, уклоняющихся от уплаты налогов.

Инициативой Великобритании и Германии в ноябре 2012 года явилось сотрудничество в деле укрепления международных стандартов налоговых выплат, которые не позволят международным компаниям экономить на них.

В октябре 2010 года Решением министров внутренних дел и юстиции стран Евросоюза создана общеевропейская система по борьбе с уклонением от уплаты налогов (Eurofisc). В дальнейшем был разработан план действий по усилению борьбы с налоговыми гаванями и офшорами, а также с уклонением от уплаты налогов внутри ЕС. Среди предлагаемых мер — создание Общей консолидированной базы для корпоративных налогов — Common Consolidated Corporate Tax Base (CCTB), которая позволит значительно ограничить возможности недобросовестной налоговой конкуренции в Евросоюзе.

На фоне действий международного сообщества по борьбе с отмыванием средств, сами офшоры, однако под давлением, также вносят изменения в свое законодательство, направленные на усиление прозрачности своей деятельности. Так, в 2013 году Каймановы острова заявили о намерении раскрыть информацию об управляющих и номинальных директорах хедж-фондов. Люксембург планирует с 2015 г. начать обмениваться информацией о владельцах счетов в местных банках с другими странами ЕС. Сокрытие доходов от уплаты налогов с 1 июля 2014 г. считается преступлением и в Сингапуре. А в феврале 2013 года Швейцария вводит в действие закон «О международной административной помощи по налоговым делам», который в принципе отменил знаменитую швейцарскую банковскую тайну.

Еще одним механизмом борьбы в офшорами является общественное недовольство налоговыми уклонистами. В начале 2013 года Международный консорциум расследовательской журналистики (ICIJ) заявил, что планирует опубликовать в сети информацию о 130 тыс. офшорных компаниях и трастов из более чем 170 юрисдикций. Это крупнейшая и, вероятно, не случайная утечка сведений об офшорах, появившаяся в свободном доступе. В данном исследовании приняли участие более 80 журналистов из 46 стран, которые работают в таких крупных изданиях как The Guardian, BBC, Le Monde, Süddeutsche Zeitung, Washington Post, CBC, Le Soir и другие [2].

В России проблема деофшоризации экономики обсуждается давно, однако конкретные действия начали предприниматься только недавно, после того, как в конце прошлого года в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин заявил, что в России необходимо разработать и реализовать систему мер по деофшоризации экономики «Все мы понимаем, что происхождение денег разное, по-разному они заработаны и получены. Но, убеждён, нам нужно окончательно закрыть, перевернуть офшорную страницу в истории нашей экономики и нашей страны. Это очень важно и нужно сделать» [1].

На сегодняшний день почти половина из 50 крупнейших российских частных компаний, не являющихся дочерними структурами иностранных корпораций, зарегистрированы в офшорах.

Согласно данным Росстата, по состоянию на начало 2013 года около 26% иностранных инвестиций были направлены из России в Нидерланды, около 25% – на Кипр, 6,8% – в Швейцарию, 6,6% – в США, 5% – в Великобританию [3]. Остальная доля иностранных инвестиций была направлена в Беларусь, Люксембург, Британские Виргинские острова, Австрию и Украину. Что касается иностранных инвестиций в Россию, то боле 21% приходится на инвестиции с Кипра, 17% – на Нидерланды, около 12% – на Люксембург, 7,7% – на Китай, 7,4% – на Великобританию, 6,9% – на Германию, 3,9% – на Ирландию, 3,5% – на Британские Виргинские острова, 3% – на Японию, 2,7% – на Францию (рисунок 1).

Рисунок 1 – Иностранные инвестиции в Россию, %

В 2013 году были утверждены ряд законопроектов, направленных на борьбу с финансовыми нарушениями, а также на деофшоризацию экономики. Так в мае 2013 года был утвержден закон, запрещающий чиновникам иметь счета в зарубежным банках и активы в зарубежных компаниях. В июне 2013 года ФЗ-№134 вводит понятие «бенефициарный владелец», определяет ответственность за незаконные финансовые операции и расширяет доступ налоговой службы к банковской информации. Федеральный закон №248 от 23.07.2013 предусматривает блокировку счетов за неполучение электронных уведомлений ФНС в случае невозможности открыть счет в другом банке. Закон о блокировке счетов вызвал шквал недовольства со стороны предпринимателей.

с 1 января 2015 года вступил в действие закон, направленный на деофшоризацию российской экономики. В Налоговом кодексе РФ введено понятие «контролируемая иностранная компания», то есть не являющаяся налоговым резидентом РФ, но им контролирующаяся.

С 1 января граждане обязаны сообщать в налоговые органы об участии в иностранных компаниях. Минимальный размер нераспределённой прибыли, подлежащей декларации, составит в 2015 году 50 миллионов рублей, в 2016 году — 30 миллионов рублей, после 2017 года — 10 миллионов рублей. Пока контролирующими лицами будут считаться россияне, владеющие совместно с супругами и несовершеннолетними детьми более чем 50% в капитале компании. С 2016 года планка опустится до 25%. Для российских резидентов, в совместном владении которых находится более 50% контролируемой иностранной организации, индивидуальный порог составит 10%. Предпринимателям, действующим в офшорах, теперь придётся уплатить штраф — 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 тыс. рублей. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов сохраняется [4].

По оценке Министерства финансов России, введение данных норм может принести бюджету РФ до 20 млрд. рублей в год дополнительных доходов. Однако это станет понятно лишь в 2016 году, когда будут поданы первые декларации в соответствии с нововведениями в Налоговый Кодекс РФ.

По прогнозам ОЭСР правительства стран мира с 2009 года смогли аккумулировать €37 млрд. евро благодаря борьбе с офшорами. Более полумиллиона налогоплательщиков в рамках добровольных программ раскрыли информацию о своих доходах и активах, которые они скрывали от налоговых органов своих стран. Для сравнения, указанная сумма составляет около 1,8 трлн. рублей, или примерно 1/8 от всех доходов бюджета России в 2014 году [5].

По утверждениям ОЭСР в оффшорных зонах до сих пор хранятся большие объемы денежных средств. 22 июля 2014 года ОЭСР была предложена программа, нацеленная на борьбу с офшорами и налоговыми гаванями. Это стандарты по автоматическому обмену налоговой информацией. В рамках этой системы правительства должны получать от финансовых институтов информацию о счетах налогоплательщиков, включая данные о балансе, дивидендном и процентном доходе, а также о доходах от продажи активов. Это касается компаний, физических лиц и различных фондов. Этими данными правительства стран должны ежегодно обмениваться друг с другом. Более 65 государств уже согласились применить стандарты обмена данными. В их число вошли офшорные финансовые центры, например, Швейцария, Люксембург, Сингапур и другие, пишет Financial Times. Ожидается, что с программой ОЭСР согласится и Гонконг. Несколько стран, например, Панама и Дубай дали понять, что они не согласны с инициативой организации. Более 40 стран согласились внедрить систему обмена информацией к 2017 году. Среди них Британские Виргинские Острова и Лихтенштейн.

Пока система не введена, ОЭСР предлагает правительствам принимать программы добровольного раскрытия информации.

На сегодняшний день политика деофшоризации носит фрагментарный, зачастую лишь декларативный характер и не всегда последовательна. Необходимы более радикальные меры. В данном контексте принятие в России «антиофшорного закона» позволит вывести эту работу на новый уровень.

Список литературы

  1. Послание Президента Федеральному Собранию 4.12.2014 [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/news/47173

  2. Андрианов В. Д. Офшоры и деофшоризация экономики, Внешэкономбанк, март 2014 [Электронный ресурс] URL: http://www.orgkomitet.com/images/archive/GENEVA-2014/presentation_andrianov.pdf

  3. Гвоздева М. Борьба с оффшорами, 17 июня 2014 [Электронный ресурс] URL: http://gaap.ru/articles/Borba_s_ofshorami/

  4. Гордеев В. Путин подписал «антиофшорный закон», 25.11.2014 [Электронный ресурс] URL: http://top.rbc.ru/society/25/11/2014/54743acfcbb20f84324d17ea

  5. Шамина О. Борьба с офшорами принесла мировой экономике €37 млрд., 22.07.2014 [Электронный ресурс] URL: http://slon.ru/fast/economics/borba-s-ofshorami-prinesla-mirovoy-ekonomike-37-mlrd-1131647.xhtml

Просмотров работы: 2006