ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИЗМА РЕГИОНА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИЗМА РЕГИОНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наличие огромного туристского потенциала Нижегородской области обусловлено необходимостью его развития и эффективного использования, т.к. он является составной частью экономического потенциала региона.

Для достижения роста экономики в Нижегородской области необходимо использовать имеющиеся конкурентные преимущества туристической сферы, реализовать которые возможно через стратегии управления развитием туристского потенциала в Нижегородской области, в чем и проявляется актуальность рассмотрения этих вопросов в рамках статьи.

В представленной статье в качестве гипотезы исследования заявлено утверждение о том, что если активно развивать туристский потенциал Нижегородской области, то произойдет увеличение туристического потока в регион, что повысит имидж Нижегородской области и предпринимательскую активность нижегородцев, привлечет дополнительные инвестиции.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны, там же определены основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики в сфере туризма [1].

Туризм – перспективная отрасль, как в экономике России, так и в экономике Нижегородской области.

Нижегородская область имеет благоприятные условия для развития туризма, но туристский потенциал региона развивается нестабильно.

Основными причинами являются неразвитость туристской инфраструктуры области и неизвестность региона на туристском рынке вследствие «закрытости» Нижегородской области для российских и иностранных туристов до 1991 года.

В то же время Нижегородская область имеет важное стратегическое положение и обладает по сравнению с другими регионами рядом преимуществ.

Губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев высказывается о Нижегородской земле так: «Нижегородская область - это красивый край, родина нижегородского ополчения и золотой хохломы, духовный и деловой центр Поволжья» [10] .

Нижегородская область находится на перекрестке важных автомобильных и железнодорожных путей, водных и авиационных магистралей.

Нижний Новгород располагает международным аэропортом, который к тому же является запасным аэропортом г.Москвы.

Историко-культурное наследие Нижегородской области огромно и представлено тысячами памятников истории, культуры и архитектуры, уникальные объекты историко-культурного и духовного наследия, а также музеи, выставочные залы, мастерские и другие объекты - все это создает достаточный потенциал для успешного развития в области культурно-познавательного туризма.

Нижегородская область входит в десятку исторических территорий России и занимает лидирующее место в сфере народных художественных промыслов.

Территория Нижегородской области расположена в центре Восточно-Европейской равнины, что практически исключает природные катаклизмы и делает территорию привлекательной для путешествий, как в летний, так и в зимний периоды. Климат умеренный континентальный.

Министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Денис Лабуза в интервью НИА «Нижний Новгород» говорит, что: «Нижегородская область обладает огромным туристским потенциалом в нескольких видах туризма. В качестве приоритетных видов туризма определены: культурно-познавательный, деловой, рекреационный, круизный, приключенческий, активный, событийный, экологический, охота и рыбалка» [7].

Возможность развития туристского потенциала Нижегородской области во многом зависит от усилий органов власти региона.

Развитие туристского потенциала Нижегородской области реализуется через системный подход в виде целевых программ:

  • областная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области в 2012-2016 годах», утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 4 октября 2011 года № 797. Актуальность разработки и принятия данной программы обусловлена необходимостью продолжения комплекса мероприятий по формированию в Нижегородской области конкурентоспособной туристской индустрии, а также достижения целевых значений индикаторов оценки реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127. В соответствии со Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года отрасль «туризм» является одним из приоритетных и перспективных направлений социально-экономического развития региона: туризм отнесен ко второй группе отраслевых приоритетов и входит в число базовых секторов экономики Нижегородской области.

Программа является базовым документом подготовки туристской инфраструктуры региона (в первую очередь гостиничного сектора и сферы общественного питания) к проведению в г.Нижнем Новгороде игр Чемпионата мира по футболу 2018 года [2].

- государственная программа «Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области на 2014 - 2016 годы», утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 28 октября 2013 года № 780. Реализация данной программы осуществляется в трех значимых сферах экономики Нижегородской области: развитие предпринимательства, туризма, а также сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области [3];

- стратегия развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127. В данной стратегии определены приоритетные сектора экономики, на развитии которых Правительство Нижегородской области должно сфокусировать свои усилия и ресурсы, определенные на основе двух групп критериев: привлекательность сектора, а также наличие на территории области предпосылок и необходимых условий для успешного развития сектора [4];

- муниципальная программа «Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода в 2012-2016 годах», утвержденная постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08 июня 2012 года № 2290. Основная цель данной программы - повышение конкурентоспособности туристского рынка города Нижнего Новгорода, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах [5].

Наличие в регионе четких государственных программ по развитию туризма является положительным моментом, так как отсутствие государственной поддержки развития туристской инфраструктуры и обеспечения эффективного маркетинга областного туристического продукта в условиях высокой конкуренции со стороны субъектов Российской Федерации и других государств может привести к потере инвестиционной привлекательности Нижегородской областью и имеющейся доли на рынке в сфере туризма.

В основу ресурсного обеспечения реализации целевых программ заложен принцип аккумулирования финансовых средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников.

В целях популяризации туристских маршрутов Нижегородской области министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области издаются красочные буклеты-путеводители под общим названием «Туристская карта-путеводитель». Из этих иллюстрированных путеводителей туристы смогут почерпнуть самую необходимую информацию об объектах показа и туристских достопримечательностях района, его истории и промыслах, фестивалях и праздниках, проходящих в течение года, средствах размещения и схемах туристических маршрутов, карту района и много другой полезной информации.

В целях продвижения за границей туристического потенциала Нижегородской области издаются каталоги «Туризм и отдых» на английском, французском, немецком и китайском языках.

Директор туристско-информационного агентства «Visit Gainesville» (г. Гейнсвиль), штат Флорида (США), Роланд Луг отметил уникальный туристический потенциал Нижегородской области: «Я очень сильно впечатлен Нижегородской областью и ее административным центром – городом Нижним Новгородом. Это историческое место, которое имеет свои уникальные черты, культуру и традиции. Нижегородская область обладает высоким туристическим потенциалом, и американским туристам будет интересно увидеть истинную Россию».

«За последние годы нижегородский регион сделал очень много для того чтобы стать привлекательным для туристов, и это достойно уважения. Наличие скоростного Сапсана, модификация аэропорта, обновление пароходного фонда, все это стимулирует туристов приезжать в Нижегородскую область. Сейчас гораздо проще стало доехать из Москвы в Нижний Новгород, чтобы насладиться историческими, культурными и природными красотами вашего региона», - заявил Роланд Луг [8].

Нижегородская область представляет смешанный интерес для потребителей, поскольку здесь предлагаются и потенциально могут развиваться многие виды туризма: экскурсионный, оздоровительный, спортивный, приключенческий, круизный туризм, не обеспечивая лишь такие популярные виды туризма как отдых на море, но он компенсируется многочисленными экскурсионными программами, которые культурно обогащают туриста.

Большую роль в развитие туристского потенциала Нижегородской области может внести рекламная кампания по продвижению Нижегородского края, как в России, так и за рубежом.

Но необходимо не только привлекать и побуждать потребителей к посещению живописных просторов России, но и полностью оправдывать их ожидания относительно сервиса, соответствия цены и качества туристического продукта.

Необходимо создать для потребителя условия, чтобы он захотел возвращаться в это место, чтобы сам делал рекламу своим родственникам и друзьям, а для этого необходимо привлечение инвестиций на развитие материальной базы туриндустрии и внедрения кредитно-финансовых механизмов государственной поддержки.

Для развития туристского потенциала Нижегородской области на сайте Нижегородского туристско-информационного центра (http://nnwelcome.ru) пользователям представлена информация на русском языке о городах и районах Нижегородской области, традиционных промыслах, событиях региона, видах отдыха и туризма и др. [9].

Но для развития туристского потенциала Нижегородского региона и привлечения новых туристов необходимо внедрять через интернет-ресурсы виртуальные экскурсии по городам Нижегородской области, обеспечивать возможность частичного ознакомления с экспозицией музеев, достопримечательностями, природными ресурсами, туристскими маршрутами, как на русском, так и на иностранных языках.

Нижегородскую область в 2012 году посетило свыше 85 тысяч иностранных туристов, что на 37% больше, чем в 2011 году. Также большой интерес к достопримечательностям нижегородского региона проявили и российские туристы. По данным министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области, регион по туристическим путевкам посетило свыше 650 тысяч человек [8].

Но для развития туристского потенциала региона и привлечения еще большего потока российских и иностранных туристов необходимо развивать транспортную инфраструктуру, реставрировать памятники истории и архитектуры, повышать квалификацию персонала, работающего в сфере туризма, обновлять и вводить новую инфраструктуру средств размещения, развивать инфраструктуру для экологического туризма (стоянки, тропы, смотровые площадки), информировать о потенциальных туристских ресурсах районов Нижегородской области и др.

Обладая немалым и весьма разнообразным потенциалом в туристической сфере, Нижегородская область имеет все шансы стать одним из наиболее привлекательных регионов для россиян и иностранцев и этому могут поспособствовать не только проведение областных и муниципальных целевых программ, но и проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Развитие туристского потенциала Нижегородской области способствует социально-экономическому развитию области за счет увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест и формированию положительного имиджа о регионе.

Список источников и литературы

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р /Информационно-правой портал «Гарант» / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://base.garant.ru/194365/

  2. Областная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области в 2012-2016 годах», утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 4 октября 2011 года № 797/ Правовой сервер «Консультант Плюс» / [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.consultant.ru

  3. Государственная программа «Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области на 2014 - 2016 годы», утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 28 октября 2013 года № 780/ Правовой сервер «Кодекс» / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.kodeks.ru/.

  4. Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127/ Правовой сервер «Кодекс» / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.kodeks.ru/.

  5. Муниципальная программа «Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода в 2012-2016 годах», утвержденная постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08 июня 2012 года № 2290/ Сайт администрации города Нижнего Новгорода/официальные документы / [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.admgor.nnov.ru/upload/getODA/depdoc93464.html.

  6. Гущина, Н.А. Совершенствование управления развитием туристского потенциала (на примере нижегородского региона)/ Н.А. Гущина/ Автореферат на соискание ученой степени//[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dis.podelise.ru/text/index-43887.html

  7. Крайнова, О.С. Особенности государственной поддержки развития внутреннего и въездного туризма: опыт Нижегородской области / О.С. Крайнова, Т.Е. Лебедева. // Научное обозрение. 2014. № 7-2. С. 668-670.

  8. Крайнова, О.С. Разработка и реализация целевых программ внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области: потенциал для формирования конкурентоспособной туристской индустрии региона / О.С. Крайнова, Т.Е. Лебедева. // Вестник Национальной академии туризма. 2014. № 3 (31). С. 37-40.

  9. Лабуза, Д. Нижегородская область обладает огромным туристским потенциалом/Д. Лабуза// [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.niann.ru/?id=443901

  10. Роланд, Л. Нижегородская область обладает высоким туристическим потенциалом, и американским туристам будет интересно увидеть истинную Россию/ Л.Роланд//[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.r52.ru/index.phtml?rid=33&fid=315&sid=26&nid=50050

  11. Сайт Нижегородского туристско-информационного центра//[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nnwelcome.ru

  12. Шанцев, В.П. Приветствие губернатора Нижегородской области/ В.П. Шанцев// [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://tourismnn.ru/intro.html

9

Просмотров работы: 1128