ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСТИНИЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ НИЖНЕГО НОВГОРОДА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОСТИНИЧНЫХ КОМПЛЕКСОВ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Гостиничный бизнес в настоящее время является одним из самых конкурентных в российских условиях. Приход на российский рынок мировых гостиничных цепочек привнес значительные изменения на рынке и заставил большинство гостиничных комплексов кардинально пересматривать свои программы развития. Практика показывает, что наименее эффективные комплексы быстро поглощаются более эффективными конкурентами, что ведет к переделу рынка и трансформации рыночных сегментов.

Гостиница как имущественно-хозяйственный комплекс включает различные функциональные и территориальные блоки, на основании которых формируется ее ресурсный потенциал. К некоторым проблемным вопросам, связанным с формированием ресурсного потенциала в гостиничной сфере, относят:

Финансирование. Финансирование гостиничного бизнеса является одним из наиболее обсуждаемых вопросов. Отсутствие институциональных инвесторов в России означает, что многие проекты принадлежат частным лицам и финансируются ими. Финансирование может быть получено от некоторых крупных контролируемых государством банков, международных банков развития и коммерческих банков. Более «устоявшиеся» категории недвижимости, такие как объекты жилой и офисной застройки, часто более понятны и предпочтительны для кредиторов, чем гостиничные объекты. В настоящее время банковское финансирование - в особенности новых объектов гостиничного хозяйства, которые, естественно, являются наиболее востребованными в туристской инфраструктуре - остается недостаточным.

Сегмент потребителей. Большая часть существующих рынков в значительной степени зависит от коммерческого спроса. Сегмент МIСЕ-туризма (встречи, ознакомительные туры, конференции и выставки) в настоящее время представлен ограниченно и не может конкурировать с признанными на международном рынке направлениями проведения массовых мероприятий. Удельный вес досугового туризма в совокупном спросе в масштабах всего рынка невелик. Низкий уровень спроса в этих двух сегментах ограничивает загрузку гостиниц по выходным и праздничным дням. В последние годы можно наблюдать, что местные власти инвестируют средства в строительство объектов для проведения конференций с целью привлечения большего количества клиентов соответствующей категории.

Внутренний туризм. Многие региональные рынки ориентированы, главным образом, на внутренний коммерческий сегмент. Поэтому внутренняя и локальная экономика является движущим фактором, лежащим в основе рыночного спроса. Со временем внутренний потребитель стал более искушенным в своем выборе продуктов и услуг, так крупные бренды начали адаптировать свои бизнес – модели, чтобы удовлетворить местные предпочтения [10].

В этих условиях возникает практическая потребность разработки стратегии формирования и использования ресурсного потенциала гостиницы, учитывающая разнообразие ресурсов, различные клиентские сегменты, а также особенности гостиницы, обусловленные местом ее нахождения, категорией обслуживания, а также сезоном и наличием событий.

Однако в современных российских условиях практически отсутствует теоретическая и методологическая база формирования ресурсного потенциала гостиниц. Международные гостиничные цепи пытаются внедрить свои корпоративные стандарты без учета российских особенностей. У индивидуальных гостиниц отсутствует достаточный уровень теоретической проработки вопроса, а научное сообщество рассматривает гостиничный бизнес только как один из компонентов индустрии, не выделяя видовые особенности ведения бизнеса.

Поэтому проблема повышения эффективности формирования и использования ресурсного потенциала гостиницы является теоретически актуальной и практически значимой.

Обобщая мнения различных специалистов можно утверждать, что ресурсный потенциал представляет собой оценку максимальных возможностей использования всех видов материального и нематериального имущества, которое имеется в распоряжении гостиницы. Очень важным здесь является вопрос обновления, возобновления и адаптации ресурсного потенциала к требованиям рынка, а также его трансформации в соответствии с условиями сезонности, индивидуальных параметров гостиницы и ключевых клиентских групп [10]. Значимость анализа содержания категории «ресурсный потенциал гостиницы» обусловлена тем, что именно он позволяет рассматривать динамику процесса обслуживания клиента.

Рассмотрим основные виды ресурсов, формирующих ресурсный потенциал гостиницы в современных условиях.

  1. Персонал гостиницы, который взаимодействует с клиентом удаленно и с гостем непосредственно.

  2. Материально-техническая база, которая включает: номерной фонд; залы, рестораны, бары; банкетные / конференц-залы; дополнительное оборудование.

  3. Информационные ресурсы, с помощью которых гостиница информирует своих клиентов об имеющемся ресурсном потенциале.

  4. Интеллектуальный ресурс: технологии, правила, приемы и методы, которые используются для формирования максимальной ценности для клиента.

  5. Административный ресурс, сущность которого проявляется во взаимодействии с органами власти в части создания благоприятных условий для пребывания гостя.

Анализ тенденций позволяет гостинице формировать стратегию развития ресурсного потенциала. В результате выбора стратегии формируется представление о необходимом уровне ресурсного потенциала, появляется возможность оценить размер инвестиций в его формирование, а также сроки окупаемости инвестиций в соответствии с планируемой структурой основных и дополнительных доходов.

Инвестиции в гостиничный бизнес являются одной из наиболее выгодных форм вложения денежных средств для отечественных инвесторов, которые в настоящее время могут вкладывать собственные средства в комплексы отдыха, расположенные как в нашей стране, так и за рубежом.

По мнению специалистов, развитие туризма в нашей стране в ближайшее время должно принести инвесторам значительный доход, но, к сожалению, данный процесс тормозится нехваткой гостиниц и неоправданно высокой стоимостью проживания, что часто отпугивает туристов.

Разработка и реализация инвестиционной стратегии является обязательным условием успешной работы современных гостиничных комплексов на внутренних и внешних рынках. Инвестициями в гостиничных комплексах считаются долгосрочные вложения капитала в различные области сферы услуг: строительство, реконструкция и т.д. Цель таких вложений – повышение эффективности ресурсного потенциала для снижения затрат. Разработка и реализация стратегии развития ресурсного потенциала гостиничного комплекса через инвестиционные механизмы позволяет повысить конкурентоспособность гостиничных услуг; способствует экономическому росту (за счет обоснования инвестиционных стратегий в долгосрочном периоде), максимизации доходов и минимизации инвестиционных рисков; сохраняет бюджетную устойчивость и платежеспособность предприятия [7].

Проанализируем состояние и возможности формирования стратегии ресурсного потенциала гостиничных комплексов Нижнего Новгорода.

Так в результате реализации программы на развитие туризма в Нижнем Новгороде до 2016 года планируется направить 29 миллиардов рублей, в том числе 25,5 миллиардов рублей составят частные инвестиции в строительство гостиниц и создание туристической инфраструктуры турпоток может увеличиться к 2016 году до двух миллионов человек в год [2].

Нижний Новгород вошел в пятерку самых инновационно-привлекательных городов России [9]. Инновации будут привлекать инвестиции, а значит, гостиничный сегмент в городе будет активно развиваться.

В ближайшее время городу предстоят существенные изменения в гостиничной отрасли. Основным толчком к ним стало то, что Нижний Новгород вошел в число 11 городов, принимающих чемпионат мира по футболу в 2018 году.

В связи с этим со стороны представителей администрации уже прозвучали заявления о том, что развитию гостиничной индустрии в городе будет уделяться особое внимание и прилагаться усилия по привлечению инвесторов в регион.

Гостиничная база Нижнего Новгорода насчитывает в настоящее время порядка 130 объектов вместимостью около 4000 номеров. При этом наиболее освоенными в этом отношении являются Канавинский район – 18 гостиниц на 772 номера (гостиничных операторов привлекает «шаговая» доступность железнодорожного вокзала) и Нижегородский район (57 гостиниц на 1297 номеров), являющийся административным и историческим центром, а потому востребованный для представительских и туристических целей. Помимо этого, много гостиничных объектов представлено в близлежащих к центру территориях Советского района – 723 номера в 17 гостиницах.

Говоря о «звездности» отелей и гостиниц, отметим, что в Нижнем Новгороде присутствуют 7% гостиниц категории «4 звезды», 22% гостиниц категории «3 звезды», 3% гостиниц категории «2 звезды». Пятизвездочных отелей в Нижнем Новгороде нет, и это неблагоприятным образом влияет на гостиничный имидж города.

Отмечается дефицит сетевых гостиничных операторов. Пока в Нижнем Новгороде функционируют сетевые отели Ibis (международная гостиничная сеть Accor), AzimutHotel, MarinsParkHotel. О своих планах построить отели в Нижнем Новгороде заявили представители таких известных брендов, как Kempinski, Marriott и Holiday Inn.

В целом на нижегородском гостиничном рынке доминируют отели категории «3 звезды».

Среднегодовая загрузка отелей в Нижнем Новгороде оценивается на уровне 40%. В зависимости от района она может отличаться на 10-20%. В периоды проведения крупных мероприятий в близлежащих отелях она может достигать 80%, в редких случаях – 90% [7].

В среднем Нижний Новгород посещает 715 тыс. туристов ежегодно. Среднее время размещения в гостинице составляет 3 дня. По уровню дохода выделяем 4 сегмента: низкий, средний, высокий, очень высокий. Средний чек сегмента за 1 съема гостиничного номера: 2000руб., 5000руб., 8000руб., 10000руб. соответственно. Зная структуру распределения населения по доходам, можно определить емкость рынка по каждому из сегментов.

Согласно расчетам большинство потребителей, пользующихся гостиничными услугами, являются люди среднего возраста (50%, объем рынка по данному сегменту 4 620 млн.руб.), одинокие (50%, объем рынка по данному сегменту 4 620 млн.руб.), бизнес- туристы.

Необходимо отметить, что основная часть номерного фонда действующих гостиниц Нижнего Новгорода и области требует реконструкции и переоборудования в соответствии с современными требованиями и запросами туристов, в первую очередь иностранных.

В целях обеспечения необходимого количества гостиничных номеров заключаются соглашения с действующими коллективными средствами размещения Нижегородской области об использовании инфраструктуры и номерного фонда гостиниц во время проведения игр Чемпионата мира по футболу 2018 года. Общее количество зарезервированных номеров составляет 2397 единиц. Таким образом, дефицит гостиничных номеров составляет 5363 единицы. Покрытие имеющегося дефицита предлагается за счет реализуемых инвестиционных проектов под строительство гостиниц.

Как уже отмечалось выше, Нижний Новгород вошел в число 11 городов, принимающих чемпионат мира по футболу в 2018 году. В связи с этим на территории Нижнего Новгорода официально запланировано строительство 33 гостиниц (5* - 2, 4* - 8, 3* -14, прочих - 9). Строительство новых гостиниц прогнозируется в 2 этапа:

1-ая очередь объектов (7 гостиниц), которые находятся на стадии строительства или стадии проектирования и ввод объектов планируется в 2014 году;

2-ая очередь объектов (26 гостиниц), ввод которых планируется в период с 2015 по 2016 гг.

Большинство отелей планируется открыть в Нижегородском районе – здесь планируется реализовать как масштабные проекты 5-звездочных гостиниц, так и мини-отелей. В отдаленных районах проекты носят точечный характер – преимущественно это гостиницы от 50 до 100 номеров.

О планах выйти на российский рынок и/или открытии новых гостиниц заявляли такие международные операторы, как RezidorHotelGroup, Hilton, IntercontinentalGroup.

Несколько лет назад к Нижнему Новгороду проявляли интерес такие операторы, как GlobalHyattCorporation, DVK Group, «Интурист», HelioparkHotels&Resorts.

Прогнозируется рост инвестиций в гостиничную недвижимость города ввиду высокого экономического потенциала и его культурно-исторической ценности.

Участники рынка ожидают усиление конкуренции, появление предприятий с иностранным капиталом, которое приведет к необходимости улучшения сервиса и качества услуг в борьбе за постояльца, расширения спектра предлагаемых услуг, поиску новых конкурентных преимуществ.

Для обновления действующей инфраструктуры размещения также актуальны меры государственной поддержки.

Как пишет Интерфакс, в Законодательное собрание Нижегородской области был внесен проект закона, которым предусматривается оказание господдержки инвестиционным проектам по строительству и реконструкции отелей к мировому футбольному Чемпионату 2018 года. Этот законопроект разрабатывался по инициативе губернатора региона. Законопроект предусматривает оказание помощи государства тем организациям, которые занимаются реализацией инвестиционных проектов по созданию в Нижегородской области учреждений временного размещения в рамках подготовки региона к проведению игр Кубка Конфедераций FIFA 2017 и матчей футбольного Чемпионата. Государственная поддержка гостиничным деволеперам в регионе будет оказываться в виде предоставления некоторых налоговых послаблений. Помимо налоговых льгот, господдержка будет также осуществляться в виде субсидий, выделяемых из бюджета области. Эти субсидии будут выдаваться в качестве возмещения некоторой части процентных ставок по кредитам, которые организации берут на реализацию гостиничных проектов. Также региональные власти намерены оказывать гостиничным девелоперам, реализующим проекты по созданию в Нижегородской области новых гостиниц, помощь в форме компенсации некоторых затрат, направляемых на инженерную инфраструктуру. Законопроектом предусматривается и максимально возможный размер господдержки. Так, один получатель помощи от региона сможет рассчитывать в год максимум на 10 миллионов рублей помощи [3,4].

При этом, согласно законопроекту, получить господдержку смогут только те девелоперы, которые строят или реконструируют гостиницы с номерным фондом более тридцати номеров. После проведения госэкспертизы сметная стоимость строительства отеля не должна быть менее ста миллионов рублей и, в то же время, не должна превышать один миллиард рублей. Стоимость реконструкции гостиницы не должна быть менее пятидесяти миллионов рублей. Законопроектом устанавливаются и определенные требования к организации, которая, занимаясь реализацией проекта по строительству в регионе гостиницы, рассчитывает получить от государства помощь. Господдержку смогут получить только те компании, у которых нет задолженностей по зарплатам, налогам, сборам и другим обязательным бюджетным платежам. Также по закону у компании, которая намерена получить субсидии и льготы от государства, должно быть заключено действующее соглашение с агентством, официально занимающимся решением вопросов размещения людей в России во время футбольного Чемпионата 2018 года [6].

Вместе с тем необходима реализация следующих условий:

- увеличение объема поручительств, предоставляемых АНО "Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области" для обеспечения обязательств субъектами туриндустрии, реализующими проекты по строительству (реконструкции) объектов гостиничной инфраструктуры, перед кредитными организациями до 70 млн. рублей;

- использование механизма государственно-частного партнерства с привлечением средств федерального бюджета при софинансировании из областного бюджета.

Кроме того, актуальными являются нефинансовые меры государственной поддержки инвестиционной деятельности:

- конкурсное размещение областного заказа;

- поддержка (направление) ходатайств и обращений в федеральные органы государственной власти об оказании содействия инвесторам при реализации инвестиционного проекта;

- распространение позитивной информации об инвесторе;

- помощь в создании инфраструктуры бизнеса.

По проектам, которым оказывается государственная поддержка, предполагается ежемесячный мониторинг за ходом их реализации.

Порядок формирования стратегии должен быть достаточно четким, позволяющим соблюдать интересы гостиницы. Для этого целесообразно рассмотреть рамочный порядок разработки стратегии формирования ресурсного потенциала гостиницы.

На наш взгляд, программа разработки стратегии формирования ресурсного потенциала должена включать следующие основные разделы:

  • обоснование соответствия решаемой проблемы и целей стратегии развития ресурсного потенциала гостиницы приоритетным задачам стратегического развития региона;

  • характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере, включающие сведения о действующих стандартах и требованиях предоставления гостиничных услуг, а также о рыночной ситуации вокруг гостиничного предприятия в конкретном регионе;

  • ориентировочные сроки и этапы решения проблемы;

  • предложения по целям и задачам программы, целевым показателям (индикаторам), позволяющим оценивать ход реализации формирования ресурсного потенциала;

  • предложения по объемам и источникам финансирования развития ресурсного потенциала;

  • предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы;

  • предложения по заказчикам и разработчикам стратегии формирования ресурсного потенциала для конкретной гостиницы;

  • предложения по механизмам формирования мероприятий программы развития ресурсного потенциала;

  • предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией стратегии формирования ресурсного потенциала.

Таким образом, на основании рассмотренного порядка может быть обоснована стратегия формирования ресурсного потенциала гостиничного комплекса.

Список использованных источников и литературы

  1. Артемова, Е.Н. Основы гостеприимства и туризма/ Е.Н. Артемова, Козлова В.А. - Орёл: ОрёлГТУ, 2011. - 104 с.

  2. Информационный портал NEWSru.com [Эл. ресурс] – Режим доступа: http://www.newsru.com/finance .– Загл. с экрана.

  3. Крайнова О.С., Лебедева Т.Е. Разработка и реализация целевых программ развития внутреннего и въездного туризма в нижегородской области: потенциал для формирования конкурентоспособной туристской индустрии региона// Вестник Национальной академии туризма, №3(31), 2014, с.37-39.

  4. Крайнова О.С., Лебедева Т.Е. Особенности государственной поддержки развития внутреннего и въездного туризма: опыт Нижегородской области// Научное обозрение, №7, 2014, с. 668-670.

  5. Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области [Эл. ресурс] – Режим доступа: http://tourismnn.ru .– Загл. с экрана.

  6. Портал гостиничного бизнеса ProHotel [Эл. Ресурс]. – Режим доступа: http://nnovgorod.prohotel.ru/news-215819/0/ – свободный, дата обращения 14.02.2013.

  7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (Нижегородстат) [Эл. ресурс] – Режим доступа: http://nizhstat.gks.ru/ – Загл. с экрана.

  8. Ушаков, Р.Н. Инновационные технологии в использовании финансовых ресурсов для развития ресурсного потенциала гостиничного предприятия // Современные направления теоретических и прикладных исследований 2013: Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции. – Одесса: Куприенко, 2013. – Выпуск 1. – Т.44. – с. 56-61.

  9. ФедералПресс [Эл. Ресурс]. – Режим доступа: http://fedpress.ru/news/society/news_society/nizhnii-novgorod-popal-v-pyaterku-privlekatelnykh-dlya-biznesa-gorodov – свободный, дата обращения 14.02.2013.

  10. Фонотов, А.Г. Ресурсный потенциал: планирование, управление / А.Г. Фонотов. - М.:Экономика, 2010. - 293 с.

9

Просмотров работы: 2193