КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях однотипного развития субъектов туристического комплекса особое значение приобретает осмысление теоретических основ корпоративного управления развитием туристического комплекса на основе роста деловой активности. Разработка теоретических основ корпоративного управления развитием туристического комплекса на основе роста деловой активности может способствовать формированию нового взгляда на проблемы экономической эффективности управления в сфере туризма.

В настоящее время российский туризм является полноправной динамично развивающейся сферой экономики.

Важной особенностью туристического продукта, отличающей его от промышленных товаров, является широкое участие людей в производственном процессе. Таким образом, человеческий фактор оказывает сильное влияние на его неоднородность и качество.

Персонал в туриндустрии является одним из основных ресурсов конкурентных преимуществ организации и, следовательно, качество обслуживания в туристических организациях зависит от мастерства и сознательности их служащих. Удовлетворение клиента в сфере обслуживания достигается также вежливостью персонала и его отзывчивостью. Таким образом, эффективное управление людьми превращается в одну из важнейших функций туристической организации – в функцию управление персоналом.

Одним из важных факторов повышения эффективности производства туристического продукта и управления является корпоративная культура – она представляет собой сложную систему взаимоотношений организации и потребителя ее услуг. Корпоративная культура объединяет ценности и нормы, свойственные для организации, стиль и процедуры управления, концепции технологического и социального развития. В ее основе лежат потребности личности и потребности организации [1].

Корпоративная культура может быть определена как система материальных и духовных ценностей, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющихся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды [3].

Корпоративная культура — это не только имидж компании, но и эффективный инструмент стратегического развития бизнеса. Ее формирование всегда связано с инновациями, направленными на достижение бизнес-целей и, следовательно, повышение конкурентоспособности.

Исследования Ассоциации менеджеров, направленные на выявление приоритетных направлений развития профессии менеджера, показали, что одну из самых ключевых позиций занимает тема корпоративной культуры в рамках стратегического управления человеческими ресурсами.

На сегодняшний день только 25% компаний имеют специальные департаменты, отвечающие за формирование корпоративной культуры и внедрение инноваций. А ведь именно корпоративная культура, способствующая изменениям внутри организации, является основой развития и конкурентоспособности любой успешной организации.

В «классическом» понимании корпоративная культура рассматривается как инструмент стратегического развития компании через стимулирование инноваций и управление изменениями. Грамотное же управление корпоративной культурой оказывает самое положительное влияние на бизнес компании. Компания с грамотно развитой корпоративной культурой пользуется большим авторитетом на рынке и привлекательна как для потенциальных сотрудников, так и для партнеров по бизнесу и акционеров.

Приобретая индивидуальный и личный опыт, работники формируют, сохраняют и изменяют свои смысловые системы, в которых отражены их отношения к различным явлениям — миссии организации, планированию, мотивационной политике, производительности, качеству труда и т. д. Такие системы координат неочевидны и редко полностью совпадают с декларируемыми целями, однако очень часто они детерминируют поведение в большей мере, чем формальные требования и правила. То, что делает менеджер или любой член организации, в значительной мере является функцией совокупности его представлений об окружающем его мире. В экстремальных случаях эти системы координат работают против организационных целей и, расширяя или ограничивая диапазон поведенческих и когнитивных возможностей работников, снижают эффективность коллективной деятельности.

Корпоративная культура ориентирована на внутреннюю среду и проявляется главным образом в организационном поведении сотрудников. К такому поведению следует отнести устойчивость, эффективность и надежность внутрисистемных организационных связей; дисциплину и культуру их исполнения; динамизм и адаптивность к нововведениям в организации; общепринятый (на всех уровнях) стиль управления, основанный на сотрудничестве; активные процессы позитивной самоорганизации и многое другое, что проявляется в корпоративном поведении работников в соответствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объединяющими интересы отдельных людей, групп и организации в целом.

Таким образом, корпоративная культура задает некоторую систему координат, которая объясняет, почему организация функционирует именно таким, а не иным образом. Она позволяет в значительной мере сгладить проблему согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми работниками.

Корпоративная культура определяет общие моральные правила поведения в бизнес-сообществе. Однако каждая сфера предпринимательской деятельности имеет свои особенности, что обуславливает необходимость существования специальных норм, регулирующих поведение индивидов, групп и организаций в этой области. Имеет свои особенности и туристский бизнес.

Во-первых, туристская деятельность характеризуется наличием множества сложных взаимосвязей между субъектами, взаимодействующими в процессе оказания туристских услуг потребителям. Повышение эффективности взаимодействия туристских фирм с деловыми партнерами, а также установление долгосрочных деловых отношений с ними невозможно без неукоснительного соблюдения этических норм в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также высокой культуры ведения бизнеса.

Во-вторых, туристский продукт характеризуется неотделимостью от источника создания, неосязаемостью и несохраняемостью. Следовательно, при его формировании и реализации большое значение имеет личностный аспект, профессиональные и морально-нравственные характеристики персонала туристских организаций.

В-третьих, особое значение в сфере туристского бизнеса приобретают социокультурные факторы. Туризм является одним из основополагающих факторов развития межкультурных коммуникаций, построения диалога культур. Следовательно, туристская деятельность должна способствовать установлению гармонии и взаимопонимания в отношениях между представителями различных культур, сохранению памятников истории и культуры, а также окружающей природной среды.

Таким образом, этические аспекты играют одну из ключевых ролей в повышении эффективности ведения туристского бизнеса, так как от соблюдения норм этики зависит деловая репутация туристской организации, характер ее взаимоотношений с партнерами, отношение к ней клиентов, а также развитие межкультурных связей [1].

Корпоративные нормы поведения руководства и сотрудников туристической организации являются неотъемлемым элементом ее корпоративной культуры. Корпоративная культура туристической организации представляет собой систему сложившихся традиций, ценностей, символов, убеждений, формальных и неформальных правил поведения администрации и персонала, характерных для данной организации.

Поскольку создание и реализация туристского продукта предполагает наличие определенного взаимодействия сотрудника туристской организации с клиентом, руководителям организаций сферы туризма, на наш взгляд, целесообразно разработать корпоративный кодекс норм поведения персонала. В данный кодекс помимо общепринятых этических ценностей, должны войти также нормы, предполагающие готовность сотрудника признать свою ошибку и извиниться перед клиентом, способность в любой момент оказать профессиональную помощь потребителю, а также хорошие манеры и культура речи.

Личностные ценности отдельных индивидов – сотрудников туристской организации оказывают существенное влияние их поведение, являясь мощным регулятором индивидуального поведения, определяющим не только цели, но и способы достижения поставленных целей. В связи с этим системе менеджмента туристской организации необходимо выявлять ценности различных категорий сотрудников, а также формировать и культивировать общие ценности, отвечающие стратегии развития организации.

Необходимо отметить, что корпоративная культура существует в любой организации независимо от ее размеров и сферы деятельности. Конкретное содержание корпоративной культуры определяется миссией фирмы, правилами и нормами поведения, ценностями, разделяемыми и декларируемыми основателями и наиболее авторитетными членами организации, сложившимися традициями, обычаями, ритуалами, символами.

Формирование эффективной корпоративной культуры фирмы проходит три стадии:

1. Диагностика корпоративной культуры. Определяется сила, разделяемость и тип организационной культуры. Анализируется степень рассогласования между представлениями руководителей о должностной организационной культуре и фактической организационной культурой компании. Выявляются факторы, оказывающие наибольшее влияние на стихийное формирование организационной культуры компании.

2. Проектирование организационной культуры. Сопровождение организационной культуры. Сопровождение работы топ-менеджмента компании по определению и формированию базовых, организационно-культурных принципов, адекватных бизнесу фирмы. Разработка системы трансляции и поддержания этих принципов.

3. Внедрение системы трансляции и поддержания организационной культуры. Оптимизация процедур отбора новых сотрудников, склонных к работе в определенной организационной культуре. Построение процедур вступления в должность, цель которых обеспечить знакомство новичков с системой ценностей и норм компании. Оптимизация системы обучения и развития персонала.

Все сказанное, безусловно, относится к предприятиям туриндустрии, как сфере человеческой деятельности, связанной с путешествиями людей, которая выполняет ряд функций политического, экономического, культурного характера, проявляющихся как на уровне отдельной личности, так и на уровне общества в целом.

Для оценки существующей корпоративной культуры необходимо сформулировать миссию и ценности туристической фирмы. Это может выглядеть следующим образом:

Миссия – привлечь клиентов с помощью индивидуального подхода, профессионализма и захватывающей атмосферы.

Ценности компании:

- целеустремленность – способность мечтать и добиваться целей;

- лидерство – ответственность, способность поставить перед собой цель и держать ее, умение вовлекать в нее других;

- постоянное развитие – расширение кругозора, увеличение глубины понимания, стремление ставить перед собой большие цели и задачи;

- командность – способность, объединив усилия многих людей, решить задачу любой сложности;

- приверженность компании, ее культуре и ценностям.

Таким образом, корпоративная культура оказывает существенное влияние на поведение индивидов, формируя морально-психологический климат в коллективе, уменьшая количество стрессовых и конфликтных ситуаций, устанавливая нормы поведения организации во внешней среде, что, в конечном итоге, отражается на эффективности деятельности субъектов предпринимательства в сфере туризма.

Список источников и литературы

  1. Клевченков, М. Г. Этика и культура предпринимательства в сфере международного туризма / М.Г. Клевченков, 2011. – 240 с.

  2. Крайнова, О.С. Управление персоналом сферы услуг: учебное пособие / О.С.Крайнова, Е.Е. Егоров. – Нижний Новгород: филиал ЧОУВО «МУ им. С.Ю.Витте» в г. Н. Новгороде, 2014. – 248 с.

  3. Тахтаева, Р.Ш. Формирование корпоративной культуры как эффективного механизма повышения конкурентоспособности турфирмы / Р.Ш. Тахтаева// ВЕСТНИК НАТ, 2013. - №3. – С.34-36.

  4. Типы корпоративной культуры. – URL:http://managment-study.ru/tipi-kultur.html

Просмотров работы: 3208