В настоящее время российский туризм является полноправной динамично развивающейся сферой экономики.
Важной особенностью туристического продукта, отличающей его от промышленных товаров, является широкое участие людей в производственном процессе. Таким образом, человеческий фактор оказывает сильное влияние на его неоднородность и качество.
Персонал в туриндустрии является одним из основных ресурсов конкурентных преимуществ организации и, следовательно, качество обслуживания в туристических организациях зависит от мастерства и сознательности их служащих. Удовлетворение клиента в сфере обслуживания достигается также вежливостью персонала и его отзывчивостью. Таким образом, эффективное управление людьми превращается в одну из важнейших функций туристической организации – в функцию управление персоналом.
Одним из важных факторов повышения эффективности производства туристического продукта и управления является корпоративная культура – она представляет собой сложную систему взаимоотношений организации и потребителя ее услуг. Корпоративная культура объединяет ценности и нормы, свойственные для организации, стиль и процедуры управления, концепции технологического и социального развития. В ее основе лежат потребности личности и потребности организации [1].
Корпоративная культура может быть определена как система материальных и духовных ценностей, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющихся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды [3].
Корпоративная культура — это не только имидж компании, но и эффективный инструмент стратегического развития бизнеса. Ее формирование всегда связано с инновациями, направленными на достижение бизнес-целей и, следовательно, повышение конкурентоспособности.
Исследования Ассоциации менеджеров, направленные на выявление приоритетных направлений развития профессии менеджера, показали, что одну из самых ключевых позиций занимает тема корпоративной культуры в рамках стратегического управления человеческими ресурсами.
На сегодняшний день только 25% компаний имеют специальные департаменты, отвечающие за формирование корпоративной культуры и внедрение инноваций. А ведь именно корпоративная культура, способствующая изменениям внутри организации, является основой развития и конкурентоспособности любой успешной организации.
В «классическом» понимании корпоративная культура рассматривается как инструмент стратегического развития компании через стимулирование инноваций и управление изменениями. Грамотное же управление корпоративной культурой оказывает самое положительное влияние на бизнес компании. Компания с грамотно развитой корпоративной культурой пользуется большим авторитетом на рынке и привлекательна как для потенциальных сотрудников, так и для партнеров по бизнесу и акционеров.
Приобретая индивидуальный и личный опыт, работники формируют, сохраняют и изменяют свои смысловые системы, в которых отражены их отношения к различным явлениям — миссии организации, планированию, мотивационной политике, производительности, качеству труда и т. д. Такие системы координат неочевидны и редко полностью совпадают с декларируемыми целями, однако очень часто они детерминируют поведение в большей мере, чем формальные требования и правила. То, что делает менеджер или любой член организации, в значительной мере является функцией совокупности его представлений об окружающем его мире. В экстремальных случаях эти системы координат работают против организационных целей и, расширяя или ограничивая диапазон поведенческих и когнитивных возможностей работников, снижают эффективность коллективной деятельности.
Корпоративная культура ориентирована на внутреннюю среду и проявляется главным образом в организационном поведении сотрудников. К такому поведению следует отнести устойчивость, эффективность и надежность внутрисистемных организационных связей; дисциплину и культуру их исполнения; динамизм и адаптивность к нововведениям в организации; общепринятый (на всех уровнях) стиль управления, основанный на сотрудничестве; активные процессы позитивной самоорганизации и многое другое, что проявляется в корпоративном поведении работников в соответствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объединяющими интересы отдельных людей, групп и организации в целом.
Таким образом, корпоративная культура задает некоторую систему координат, которая объясняет, почему организация функционирует именно таким, а не иным образом. Она позволяет в значительной мере сгладить проблему согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми работниками.
Корпоративная культура определяет общие моральные правила поведения в бизнес-сообществе. Однако каждая сфера предпринимательской деятельности имеет свои особенности, что обуславливает необходимость существования специальных норм, регулирующих поведение индивидов, групп и организаций в этой области. Имеет свои особенности и туристский бизнес.
Во-первых, туристская деятельность характеризуется наличием множества сложных взаимосвязей между субъектами, взаимодействующими в процессе оказания туристских услуг потребителям. Повышение эффективности взаимодействия туристских фирм с деловыми партнерами, а также установление долгосрочных деловых отношений с ними невозможно без неукоснительного соблюдения этических норм в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также высокой культуры ведения бизнеса.
Во-вторых, туристский продукт характеризуется неотделимостью от источника создания, неосязаемостью и несохраняемостью. Следовательно, при его формировании и реализации большое значение имеет личностный аспект, профессиональные и морально-нравственные характеристики персонала туристских организаций.
В-третьих, особое значение в сфере туристского бизнеса приобретают социокультурные факторы. Туризм является одним из основополагающих факторов развития межкультурных коммуникаций, построения диалога культур. Следовательно, туристская деятельность должна способствовать установлению гармонии и взаимопонимания в отношениях между представителями различных культур, сохранению памятников истории и культуры, а также окружающей природной среды.
Таким образом, этические аспекты играют одну из ключевых ролей в повышении эффективности ведения туристского бизнеса, так как от соблюдения норм этики зависит деловая репутация туристской организации, характер ее взаимоотношений с партнерами, отношение к ней клиентов, а также развитие межкультурных связей [1].
Корпоративные нормы поведения руководства и сотрудников туристической организации являются неотъемлемым элементом ее корпоративной культуры. Корпоративная культура туристической организации представляет собой систему сложившихся традиций, ценностей, символов, убеждений, формальных и неформальных правил поведения администрации и персонала, характерных для данной организации.
Поскольку создание и реализация туристского продукта предполагает наличие определенного взаимодействия сотрудника туристской организации с клиентом, руководителям организаций сферы туризма, на наш взгляд, целесообразно разработать корпоративный кодекс норм поведения персонала. В данный кодекс помимо общепринятых этических ценностей, должны войти также нормы, предполагающие готовность сотрудника признать свою ошибку и извиниться перед клиентом, способность в любой момент оказать профессиональную помощь потребителю, а также хорошие манеры и культура речи.
Личностные ценности отдельных индивидов – сотрудников туристской организации оказывают существенное влияние их поведение, являясь мощным регулятором индивидуального поведения, определяющим не только цели, но и способы достижения поставленных целей. В связи с этим системе менеджмента туристской организации необходимо выявлять ценности различных категорий сотрудников, а также формировать и культивировать общие ценности, отвечающие стратегии развития организации.
Необходимо отметить, что корпоративная культура существует в любой организации независимо от ее размеров и сферы деятельности. Конкретное содержание корпоративной культуры определяется миссией фирмы, правилами и нормами поведения, ценностями, разделяемыми и декларируемыми основателями и наиболее авторитетными членами организации, сложившимися традициями, обычаями, ритуалами, символами.
Формирование эффективной корпоративной культуры фирмы проходит три стадии:
1. Диагностика корпоративной культуры. Определяется сила, разделяемость и тип организационной культуры. Анализируется степень рассогласования между представлениями руководителей о должностной организационной культуре и фактической организационной культурой компании. Выявляются факторы, оказывающие наибольшее влияние на стихийное формирование организационной культуры компании.
2. Проектирование организационной культуры. Сопровождение организационной культуры. Сопровождение работы топ-менеджмента компании по определению и формированию базовых, организационно-культурных принципов, адекватных бизнесу фирмы. Разработка системы трансляции и поддержания этих принципов.
3. Внедрение системы трансляции и поддержания организационной культуры. Оптимизация процедур отбора новых сотрудников, склонных к работе в определенной организационной культуре. Построение процедур вступления в должность, цель которых обеспечить знакомство новичков с системой ценностей и норм компании. Оптимизация системы обучения и развития персонала.
Все сказанное, безусловно, относится к предприятиям туриндустрии, как сфере человеческой деятельности, связанной с путешествиями людей, которая выполняет ряд функций политического, экономического, культурного характера, проявляющихся как на уровне отдельной личности, так и на уровне общества в целом.
Для оценки существующей корпоративной культуры необходимо сформулировать миссию и ценности туристической фирмы. Это может выглядеть следующим образом:
Миссия – привлечь клиентов с помощью индивидуального подхода, профессионализма и захватывающей атмосферы.
Ценности компании:
- целеустремленность – способность мечтать и добиваться целей;
- лидерство – ответственность, способность поставить перед собой цель и держать ее, умение вовлекать в нее других;
- постоянное развитие – расширение кругозора, увеличение глубины понимания, стремление ставить перед собой большие цели и задачи;
- командность – способность, объединив усилия многих людей, решить задачу любой сложности;
- приверженность компании, ее культуре и ценностям.
Таким образом, корпоративная культура оказывает существенное влияние на поведение индивидов, формируя морально-психологический климат в коллективе, уменьшая количество стрессовых и конфликтных ситуаций, устанавливая нормы поведения организации во внешней среде, что, в конечном итоге, отражается на эффективности деятельности субъектов предпринимательства в сфере туризма.
Список источников и литературы
Клевченков, М. Г. Этика и культура предпринимательства в сфере международного туризма / М.Г. Клевченков, 2011. – 240 с.
Крайнова, О.С. Управление персоналом сферы услуг: учебное пособие / О.С.Крайнова, Е.Е. Егоров. – Нижний Новгород: филиал ЧОУВО «МУ им. С.Ю.Витте» в г. Н. Новгороде, 2014. – 248 с.
Тахтаева, Р.Ш. Формирование корпоративной культуры как эффективного механизма повышения конкурентоспособности турфирмы / Р.Ш. Тахтаева// ВЕСТНИК НАТ, 2013. - №3. – С.34-36.
Типы корпоративной культуры. – URL:http://managment-study.ru/tipi-kultur.html