Однако по утверждению специалистов состояние развития туристской индустрии в России в настоящее время находится лишь на начальной стадии. По сравнению с другими странами активность российских граждан остается на низком уровне в связи с невысокой платежеспособностью (лишь 21% населения России совершают путешествия).
Туристские организации работают в условиях жесткой конкурентной борьбыза клиента. Обострение конкурентной борьбы между организациями приводит к тому, что перед каждой российской туристской фирмой встает проблема поиска собственных позиций маркетинговых исследований рынка, создание и продвижение привлекательного продукта, подбора квалифицированных кадров, привлечение потенциальных клиентов.
Высококачественное обслуживание своим клиентам могут предложить только те фирмы, которые целенаправленно формируют образ в представлении аудитории, выделяющий определенные ценностные характеристики и призванный оказывать психологическое воздействие на потребителей в целях рекламы. Позитивный образ туристической фирмы создается основной деятельностью предприятия и рекламно-информационной работой. Только позитивный имидж повышает конкурентоспособность фирмы, привлекает потребителей и партнеров и ускоряет продажи. Это фактор доверия клиентов к фирме и ее продукции, а, следовательно, фактор процветания самой фирмы, ее владельцев и ее работников. Имидж туристической фирмы должен соответствовать ряду принципов:
неизменность названия;
ассоциация с выпускаемой продукцией;
краткость,благозвучность, эстетичность;
неповторимость названия;
приемлемость названия для иностранцев.
Так же важным фактором в рекламе является фирменный стиль организации. Фирменный стиль – это набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов, обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг) всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления. Фирменный стиль позволяет потребителю быстро и безошибочно найти продукт фирмы; позволяет фирме с меньшими затратами выводить на рынок свои новые продукты, и который повышает эффективность рекламы.
Проблемы изучения имиджа организаций, выбора методик и стратегий создания позитивного корпоративного имиджа рассматриваются в работах многих авторов – Б. Джи, О. Зирдзе, М. Мескон, в том числе и отечественных – И.В. Алешина, А.Б. Зверинцев,Н. Имамбаев, С.С. Корчев, М.В. Томилова, В.М. Шепель, Г.Г. Почепцов и др.
Данная тема является актуальной, так как имидж фирмы является фактором, влияющим на ее конкурентоспособность; маркетинговую позицию; стоимость акций; ценообразование и имидж ее продукции; привлекательность компании как работодателя; качество клиентуры и партнеров, т.е. практически на все сферы жизнедеятельности компании.
Развитие рыночной экономики повлекло за собой увеличение субъектов, заинтересованных в правильном и действенном формировании собственного имиджа. Имидж должен быть адекватен реально существующему образу и быть адресован конкретной группе потребителей, при этом оставаясь пластичным и динамичным. Не следует забывать, что при практически идентичных качествах продукции разных производителей, конкурентная борьба ведется не столько между видами продукции, сколько между их имиджами.
Продукция и предприятие, не обладающие своим имиджем или имеющие плохой имидж, не может рассчитывать на успех на рынке. Умело разработанный и последовательно внедряемый в сознание потребителей положительный имидж, подкрепленный качеством продукции и уровнем сервиса, позволяет предприятию занять ведущее место на рынке.
Можно сказать, что у любой организации существует имидж вне зависимости от того, кто над ним работает, и работают ли над ним вообще. Если предприятие не будет проводить целенаправленных мероприятий по созданию имиджа, то он сложится у потребителей стихийно, и нет никакой гарантии, что он будет адекватным и благоприятным для фирмы. Формирование благоприятного имиджа для организации – процесс более выгодный и менее трудоемкий, чем исправление стихийно сформировавшегося неблагоприятного образа компании.
Формированиеимиджапредприятия,егорепутациивглазахегоработников,обществаипотребителейзадача,разрешитькоторуюводночасьенепредставляетсявозможным.Созданиеимиджапредприятияэтопродуманныйихорошоорганизованныйпроцесс,наегорешениетребуютсязатратыденежных,людскихресурсов,определенноевремянаисследованиепотребителей.Наиболееважнымивданномслучаеявляетсяинформацияопсихологическихустановкахипрограммахпотребителей,исследованияподобногопланаявляютсянаиболеесложнымиивпланетрудоемкостииявляютсяоченьдорогими.Этапнепосредственносозданияимиджатребуеткаксоответствующихспециалистов,такивременинатрансформациюсознанияпотребителей,изменениеихотношениякпредприятию,созданияунихяркогообразакомпании.
Приступая к созданию имиджа, необходимо выяснить, во-первых, род деятельности фирмы в настоящее время и в перспективе; во-вторых, чем товары (услуги) фирмы отличаются от товаров (услуг) конкурентов.
Задачи имиджа:
1. Повышение престижа фирмы, т.к. разработка фирменного стиля свидетельствует о внимании фирмы не только к вопросам производства.
2. Повышение эффективности рекламы и различных мероприятий по продвижению товара. Облегчение введения на рынок новых товаров (услуг), т.к. фирме со сложившимся имиджем вывести товар на рынок легче.
3. Повышение конкурентоспособности фирмы, т.к. в условиях равного товара конкуренция ведется на уровне имиджей фирм.
Мастер-планирование по созданию имиджа – самый важный шаг для фирмы, который поможет турфирме победить конкурентов.
Мастер-план создания имиджа должен состоять из четырех основных частей:
создания фундамента,
внешнего имиджа,
внутреннего имиджа
неосязаемого имиджа.
Каждая из частей мастер-плана направлена на достижение трех главных задач:
1. достижение высокого уровня профессионализма и эффективная работа с клиентами.
2. поддержание имиджа успешной компании.
3. установление положительной эмоциональной связи с клиентами.
В условиях рыночных отношений главным определяющим фактором экономического благополучия турфирмы становится рынок, точнее покупатель её услуг. Достигнувуважениявобществе,компаниябудетвынужденаподдерживатьсвойимидж.Однакоусилияпредприятиянепропадутдаром,все,чтовложеновформированиеположительногоимиджапринесетнетолькодостойнуюприбыль,носоздастхорошийфундаментдлядальнейшегороста.
Список использованной литературы:
Алешина, И.В. Корпоративный имидж. Секрет фирмы [Текст]: уч. пособие/ И.В. Алешина. – М.: Тандем, 2011 – 50-53с.
Дурович, А. Маркетинговые исследования в туризме [Текст]: учебно-практическое пособие / А. Дурович, Л. Анастасова. – Мн.: Новое издание, 2012. – 348 с.
Зверинцев, А.Б. Формирование имиджа. Коммуникационный менеджмент [Текст]: уч. пособие / А.Б. Зверинцев. - СПб.: Питер, 2012 –193с.
Мескон, М. Основы менеджмента [Текст]: уч. пособие/ М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури – М.: 2012 – 346с.
Мещанинов, А.А. Реклама. Образ компании [Текст]: уч. пособие / А.А. Мещанинов. – М.: Эксмо, 2012. – 314с.
Поцепцов, Г.Г. Профессия: имиджмейкер [Текст]: уч. пособие/ Г.Г. Почепцов. – СПб.: Алетейя, 2011. – 176с.
Якунина, С.Б. Формирование имиджа современной организации [Текст]: уч. пособие/ С.Б. Якунина – М.: Эксмо, 2012 – 308с.