ОЦЕНКА ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОЦЕНКА ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Деловой туризм представляет собой мировой феномен и является одной из ведущих, высокорентабельных и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики, основным и перспективным сегментом рынка гостеприимства. Он представляет собой сложный взаимосвязанный межотраслевой комплекс, многогранный по своей сути и содержанию.

Согласно международной статистике, третьей по величине статьей расходов организаций являются командировки сотрудников. Нет ничего удивительного в том, что многие фирмы стремятся контролировать и по возможности оптимизировать данную статью расходов. Большинство крупных и средних компаний держат в штате специальных сотрудников - тревел-менеджеров, которые формируют внутренний регламент по командировкам или тревел-политику, контролируют бюджет компании на поездки, корпоративные торжества, проводят тендеры по выбору поставщиков услуг.

В развитых странах деловой туризм существует уже 30-50 лет, у нас этой отрасли немногим более 15 лет.

Наибольшая деловая активность приходится, на Москву и Санкт-Петербург, ведь здесь расположены штаб-квартиры как глобальных, так и российских компаний.

На долю Москвы приходится больше половины всех деловых конференций, командировок и прочих мероприятий, проходящих в стране, что приносит ежегодно более $400 млн. Второе место удерживает культурная столица – Санкт-Петербург, около 10 – 15% всех деловых событий проходят там. Остальные 25 – 30% делят между собой регионы. Казань, Екатеринбург, столица Олимпийских игр-2014 Сочи, Хабаровск и Владивосток уже принимали у себя важные национальные и международные политические и бизнес-конференции.

И подобная "централизация бизнеса" становится одной из важнейших проблем индустрии, поскольку серьезно тормозит развитие регионов, в частности, Нижегородскую область, не смотря на то, что она обладает серьезным туристским потенциалом для развития делового туризма:

- наличие достаточного количества традиционных ресурсов для развития нескольких видов туризма: культурно- познавательного и этнографического, круизного, рекреационно-лечебного, экологического, приключенческого, религиозного, охоты, рыбалки и других видов.

В Нижегородской области насчитывается 1229 учреждений культурно-досугового типа; в Нижнем Новгороде: 13 театров, филармония, десятки концертных залов, 14 кинотеатров, десятки парков культуры, 965 предприятий общественного питания, боулинг-центры и многое другое, что создает благоприятные условия для организации досуга пребывающих туристов.

Уникальность географического положения Нижегородской области, располагающейся на территории трех природных зон: тайги, широколиственных лесов и степи, наличие около 400 особо охраняемых природных территорий, в том числе 17 заказников, 1 заповедника, 1 природного парка, более 8000 рек (от ручейков до крупнейших транспортных артерий Восточной Европы - р.Волги и р.Оки), 2700 озер и прудов создают условия для развития экологического, охотничье-рыболовного и приключенческого туризма.

Основные действующие туристские маршруты по Нижегородской области:

Южное кольцо области: Нижний Новгород - Арзамас - Дивеево - Большое Болдино - Нижний Новгород; Нижний Новгород - Богородск - Павлово - Вача - Казаково - Выкса - Нижний Новгород.

Северное кольцо области: Нижний Новгород - Городец - Ковернино - Семенов - Светлояр - Нижний Новгород; Нижний Новгород - Балахна - Чкаловск - Нижний Новгород.

- выгодное географическое расположение Нижегородской области на перекрестке важных транспортных магистралей;

- близость столицы г.Москвы (400 км);

- наличие речного, железнодорожного вокзалов, международного аэропорта, трех автовокзалов.

Нижний Новгород располагает международным аэропортом, который является запасным аэропортом г.Москвы. В 2011-2021 гг. запланирована модернизация международного аэропорта "Нижний Новгород", включающая строительство нового пассажирского терминала, развитие привокзальной площади и парковки, реконструкция инженерной инфраструктуры. Реконструкция нижегородского аэропорта будет способствовать развитию международного туризма и повышению конкурентоспособности нижегородского турпродукта. Кроме того, актуальность реконструкции обусловлена необходимостью качественного обслуживания пассажирских потоков в период проведения игр Чемпионата мира по футболу 2018 года в г.Нижнем Новгороде.

Туристские компании имеют на своем балансе 21 пассажирский теплоход, обеспечившие за навигацию (с мая по октябрь) 2009 года перевозку более 37,5 тысяч туристов, в 2010 году - более 53 тысяч туристов.

Основной парк автобусов (около 40 единиц) - иномарки - "Мерседес", "Неоплан", "Вольво", "Сетра", "Ютонг", "Ман Крейтор", "Транстар", "МАН", год выпуска которых с 1995 года по 2011 год. В районах области туристов (особенно круизные группы) обслуживают автобусы типа - "ПАЗ", "ГАЗель".

- наличие инфраструктуры питания - около 1000 баров, ресторанов, кафе

- относительно стабильная политическая и социально-экономическая ситуация в Нижегородской области

- заинтересованность местного населения в предпринимательстве в сфере ВВТ

- наличие и активная деятельность ВЗАО "Нижегородская ярмарка" и других деловых и выставочных центров.

Нижний Новгород располагает одним из крупнейших в России выставочно-конгрессных центров - ВЗАО "Нижегородская ярмарка". Это современный выставочный центр, на территории которого ежегодно проходит около 50 форумов, выставок и конгрессов межрегионального и международного значения: всероссийский научно-промышленный форум "Россия Единая", международный форум "Великие Реки/ICEF", "Автофорум" и другие.

Несмотря на высокий туристский потенциал области, туристские ресурсы используются туроператорами недостаточно эффективно. Основными причинами являются неразвитость туристской инфраструктуры области и неизвестность региона на туристском рынке вследствие "закрытости" Нижегородской области для российских и иностранных туристов до 1991 года.

Также к слабым сторонам развития делового туризма следует отнести:

- недостаток комфортабельных автотранспортных средств для обслуживания постоянных внутренних и въездных туристских потоков;

- отсутствие нижегородской авиакомпании для организации чартерных программ;

- недостаток международных авиаперевозчиков на нижегородском рынке;

- неудовлетворительное состояние дорог, недостаточный уровень развития придорожного сервиса

- низкое качество турпродукта, недостаток комфортабельных средств размещения.

По данным 2009 года инфраструктура размещения Нижегородской области представлена 171 коллективным средством размещения, общей вместимостью 21132 места. Непосредственно в г.Нижнем Новгороде по состоянию на 4 квартал 2010 года насчитывается 53 коллективных средства размещения с номерным фондом 2916 номеров (4758 мест).

Необходимо отметить, что основная часть номерного фонда действующих гостиниц г.Нижнего Новгорода и области требует реконструкции и переоборудования в соответствии с современными требованиями и запросами туристов, в первую очередь иностранных. В г.Нижнем Новгороде отсутствуют гостиницы категории "пять звезд".

- имидж закрытого города и неизвестность области;

- недостаток рекламных акций и маркетинговых мероприятий по продвижению нижегородского турпродукта на международном рынке туруслуг.

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Нижегородская область обладает серьезным туристским потенциалом. Однако, несмотря на имеющиеся положительные сдвиги в этой сфере, существует целый комплекс проблем, требующих решения в самые короткие сроки. Область отстает от общемировых темпов роста в первую очередь, по причине низкого уровня развития инфраструктуры, высоких цен на туристические услуги, слабой ориентированности туристских услуг на население, отсутствия налоговых льгот у предприятий в сфере внутреннего и въездного туризма, недостаточного объема рекламы туристских возможностей регионов. Туризм остается одним из самых неразвитых отраслевых рынков не только в регионе, но и в России в целом. Однако туризм мог бы составлять до 30% доходов в консолидированных бюджетах регионов Приволжского округа. Развиваться наравне с зарубежными странами российской туриндустрии мешает и отсутствие четких и понятных стандартов [4].

Классификация объектов туризма – это код, за которым для потребителя скрывается целый набор удобств, ожидаемых в рамках маршрута. При этом стандартизация должна касаться не только гостиниц или ресторанов, но также турбаз, палаточных лагерей и всех остальных видов объектов туризма.

Список использованных источников

  1. Дурович А. П. Организация туризма. – СПб.: Питер, 2013. – 209 с.

  2. Каурова А.Д. Организация сферы туризма: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.; СПб.: Изд. Дом Герда, 2011.- 319 с.

  3. Крайнова, О.С. Разработка и реализация целевых программ внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области: потенциал для формирования конкурентоспособной туристской индустрии региона / О.С. Крайнова, Т.Е. Лебедева. // Вестник Национальной академии туризма. 2014. № 3 (31). С. 37-40.

  4. Крайнова, О.С. Особенности государственной поддержки развития внутреннего и въездного туризма: опыт Нижегородской области / О.С. Крайнова, Т.Е. Лебедева. // Научное обозрение. 2014. № 7-2. С. 668-670.

  5. Косолапов А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности.- 3-е изд., стереотип.- М.: КноРус, 2011.- 280 с.

  6. Маклашина Л. Р. Деловой туризм – инструмент продвижения индустрии туризма / Л. Р. Маклашина // Актуальные вопросы экономических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 122-125.

Просмотров работы: 2406