АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы научно-исследовательской работы заключается в том что, таможенная стоимость товаров играет большую роль в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Она используется в качестве базы для исчисления таможенных платежей, рассчитываемых по адвалорным ставкам, а также служит исходной величиной для формирования информации о стоимостном объеме внешней торговли.

                    Таможенные органы неоднократно пытались создать механизмы контроля за декларируемой стоимостью. Только за последние годы принят ряд документов, ликвидирующих пробелы в действующем законодательстве. Представители таможенных получили право определять величину пошлины не только как процент от продекларированной стоимости, но и как фиксированную сумму за каждую единицу веса, объема или площади импортируемого товара. Следующим шагом стало создание механизма контроля по каждому случаю ввоза в страну товаров, чья декларируемая стоимость заметно отличается от установленной ФТС временно-условной оценки, определяемой на основе мировых цен.

                   В настоящее время приказы и постановления всегда будут отставать от реальных проблем, и поэтому без каких-либо кардинальных изменений в области определения и контроля таможенной стоимости обойтись нельзя.

 Объект исследования - таможенная стоимость ввозимых товаров.

Предмет исследования - методы определения таможенной стоимости.

Цель исследования - рассмотреть и проанализировать проблемы и порядок применения методов определения таможенной стоимости. 

Законодательно закреплено за таможенным органом право контроля над определением таможенной стоимости (статья 66)  , а также корректировать величину таможенной стоимости (статья 68)  .

Корректировка таможенной стоимости товаров производится согласно положению «Порядок корректировки таможенной стоимости товаров» . Причин корректировки таможенной стоимости может быть множество, от технической ошибки до намеренного введения в заблуждение таможенного органа. Пункт 2 ст. 68 ТК ТС обязывает декларанта (брокера) провести корректировку недостоверных сведений в сроки, указанные в статье 196 ТК ТС. Основанием для корректировки первоначально указанной таможенной стоимости могут быть:

  • Обнаружение ошибок в расчетах, в том числе выбора декларантом неправильных баз для определения таможенной стоимости товара.
  • Обнаружение намеренного искажения представленных данных.
  • Вскрытие ранее неизвестных факторов, оказывающих влияние на таможенную стоимость, в том числе полученных путем проведения проверки налоговыми и правоохранительными органами (п. 1 ст. 68 ТК ТС подразумевает корректировку таможенной стоимости и после выпуска товара).
  • Поступление новых документов, значительно изменяющих таможенную стоимость товара, путем уточнения или дополнения его характеристик.

 

Документальным подтверждением стоимости, заявленной в декларации на товары является Декларация таможенной стоимости. ДТС - документ, содержащий сведения o таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию таможенного союза.

ДТС является обязательным приложением к грузовой таможенной декларации (ГТД), которая сейчас называется декларацией на товары (ДТ), сюда вносятся таможенная стоимость товара, с указанием метода ее расчета. ДТ без ДТС не имеет юридической силы, к ДТС прилагаются следующие документы:

  • Договор на поставку, приобретение товаров.
  • Расчетно-платежные документы.
  • Учредительные документы.

 

Все они необходимы для подтверждения стоимости товара и факта его приобретения. Только в случае представления всего комплекса документов таможенный орган заверяет ДТ. В ряде случаев необходимость в представлении ДТС и сопутствующих документов отпадает. Такое происходит, если:

  • Проводится одноразовая поставка товаров, суммарная стоимость которых не превышает 5 тысяч долларов США.
  • Заявленный таможенный режим исключается необходимость в таможенном обслуживании товара на территории таможенного союза.
  • Товары ввозятся физическими лицами для личных нужд, без использования их в коммерческой деятельности.
  • Ввозятся товары, включенные в список товаров, на которые не уплачиваются таможенные сборы и пошлины.

 

Однако, таможенный орган может затребовать у брокера декларацию, подтверждающую заявленную брокером таможенную стоимость товара во всех случаях, кроме ввоза товара для личного или семейного пользования физическим лицом.

 На практике корректировка заявленной стоимости встречается нередко. Таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам таможенной стоимости товаров (при проведении указанных консультаций таможенный орган не вправе осуществлять проверку документов и принимать предварительные решения по таможенной стоимости) (статья 113) . Представители таможенной службы, отталкиваясь от контрольных величин для того или иного товара, увеличивают заявленную участником ВЭД стоимость (одна из приоритетных причин - стремление достигнуть определенного результата при выполнении плана по таможенным платежам). Соответственно, все сборы и взносы становятся выше. Некоторые импортеры соглашаются с подобной ситуацией, другие - пытаются оспорить. Последнее вполне возможно, если имеются все документы, которые позволят подтвердить правоту участника ВЭД, хотя и потребует времени и усилий.

В зону риска попадают товары из оффшорных зон, в числе которых Гонконг, Кипр и т.д. Кроме того, КТС может быть применена для товаров из Китая.

Недобросовестные участники ВЭД умышленно уклоняются от уплаты таможенных платежей или уменьшают их, обходят запреты и ограничения при экспорте и импорте отдельных видов товаров путем предоставления недостоверных сведений о коде товара. Но иногда возникают ситуации, когда декларанты сталкиваются с трудностями, связанными с определением кода товара, что влечет для них неблагоприятные последствия. Судебной практике известно большое количество дел, в которых декларант заявляет достоверные сведения о товаре, но ошибается в определении классификационного кода. Если декларант указал несоответствующий код по ТН ВЭД при заявлении в ДТ достоверных сведений о товаре, то таможенный орган, с учетом общих принципов таможенного контроля, обязан не допустить оформления товара на основании такой декларации.

Для того чтобы оспорить величину, указанную таможенными органами, понадобится предоставление всех документов, которые связаны с грузом, начиная от производителя и заканчивая импортером.

КТС проводится после принятия таможенной организацией решения о необходимости данной процедуры. Основанием для этого служит проведенный таможенный контроль до или после выпуска товаров. Процедура представляет собой вычисление измененной стоимости. Она должна быть отображена в декларации таможенной стоимости, оформление которой происходит по установленному образцу.

Кроме того, все изменения, в том числе и пересчет таможенных сборов, необходимо указать в форме КТС. При корректировке заполнение декларации ТС является обязательной процедурой. Кроме того, таможенный представитель, который ее выполнял, должен представить все документы, на основании которых был проведен перерасчет. Если процедура было сделана таможенным органом, то необходимо указать ссылки на источники, которые использовались.

Если декларант не согласен с КТС, то он вполне может попытаться доказать свою правоту в арбитражном суде. При этом товар не будет задержан и может реализовываться, по усмотрению участника ВЭД. Однако, для этого понадобится предоставить залог, в котором будут учтены максимально возможные таможенные сборы.

Представители таможни должны проверить заявленную стоимость груза в течение 3 дней, после чего указать, нужна корректировка или нет. В случае, когда таможенные органы заявляют о более низкой стоимости товара, чем заявлено импортером, последний может подать заявление о несогласии в арбитражный суд. Причем, обжаловать дело в вышестоящих таможенных инстанциях не обязательно. Заявление должны будут рассмотреть в срок до одного месяца.

На практике представители таможенной организации предпочитают использовать два метода вычисление стоимости товаров. Это расчет стоимости от сделки с товаром и последний, резервный, метод. Существующее законодательство предусматривает что приоритетным должен быть первый способ. Если это невозможно по объективным причинам, то используются методы по важности в перечисленном порядке. При этом таможенные представители, пользуясь правовой неграмотностью участников ВЭД, сразу переходят к резервному методу.

Таким образом, корректировка проходит на усмотрение таможенного органа. Логично предположить, что поднимать большое количество документации, проводить тщательный анализ и пр. вряд ли кто-то будет. На практике замечено, что представители таможни  предпочитают применять профили риска. На самом деле, это индикативные показатели, которые могут носить только рекомендательный характер. Поэтому импортером желательно добиваться, чтобы они не применялись для оценки товара. Оптимальным вариантом для оценки реальной таможенной стоимости является первый метод. Однако, при этом импортер должен иметь на руках все документы, подтверждающие расходы, связанные с транспортировкой груза.

 В завершение необходимо отметить, что несмотря на многочисленные акты, подробно регулирующие порядок принятия решений по таможенной стоимости товаров, таможенные органы часто продолжают принимать необоснованные решения. В то же время декларанты, действуя правомерно, не всегда обращаются в суд за защитой своих прав, так как данная процедура всегда сопряжена со значительными временными и материальными потерями.

От правильности определения величины таможенной стоимости зависит количественный показатель поступления в федеральный бюджет таможенных платежей, поэтому следует законодательно закрепить понятие "таможенная стоимость". Необходимо организовать взаимное сотрудничество таможенных органов Таможенного союза с государственными органами других государств по контролю над заключением договоров между участниками ВЭД. Такое сотрудничество должно выражаться в обмене актуальной информацией, результатами проверок лиц, вызывающих подозрение в недостоверности заявляемых сведений.

Целесообразно усилить ответственность таможенных органов, в том числе за незаконное применение при определении таможенной стоимости резервного метода, корректировку таможенной стоимости без достаточных к тому оснований и т.д. Такая ответственность может заключаться в увеличении судебных расходов и взыскании их с таможни в полном объеме, в материальном и дисциплинарном наказании сотрудника таможенного органа, допустившего данное нарушение.

Контроль заявления и определения таможенной стоимости должен осуществляться специально уполномоченными должностными лицами, назначаемыми на должность приказом ФТС.

Для усовершенствования контроля таможенной стоимости и повышения уровня квалификации сотрудников, осуществляющих указанный контроль, необходимо ежегодно проводить курсы повышения квалификации, раз в месяц проводить семинары с участием как представителей таможни, так и для участников ВЭД для совместного решения возникающих проблем.

Целесообразно повсеместное применение выборочного таможенного контроля на основе анализа рисков нарушения таможенных правил. Внедрение выборочного контроля таможенной стоимости крайне актуально, так как он позволяет снизить затраты времени на контроль, упростить соответствующие таможенные процедуры, а также значительно сократить уровень недостоверного декларирования таможенной стоимости. Это положительно отразится на формировании доходной части бюджета страны, статистике внешней торговли, а также будет способствовать сокращению издержек участников ВЭД на прохождение таможенных процедур.

 

Просмотров работы: 6249