ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность таможенного контроля после выпуска товаров в современный период

Таможенный контроль является одним из основных институтов в области таможенного регулирования. Согласно пункту 31 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Формы таможенного контроля и порядок его проведения закреплены в действующем таможенном законодательстве.

По времени проведения таможенного контроля выделяют:

  • предварительный контроль (до ввоза товаров на таможенную территорию);
  • текущий (осуществляемый после ввоза товаров и транспортных средств международной перевозки и до их выпуска);
  • последующий (проводимый после утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем).

Современные тенденции в сфере таможенного регулирования свидетельствуют об увеличении доли и значения проверочных мероприятий, проводимых в рамках последующего контроля, что соответствует общемировой практике и принципам Киотской конвенции .

В 2012 году Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) определила контроль после выпуска товаров в качестве одного из стратегических направлений деятельности таможенных органов РФ. В рамках мероприятий по модернизации системы таможенного контроля после выпуска товаров осуществлена централизация функций контроля после выпуска товаров в специализированных подразделениях таможенного контроля после выпуска товаров. В то же время было исключено дублирование функций таможенного контроля после выпуска товаров различными подразделениями таможенного органа. В этой связи отделы по таможенному контролю после выпуска товаров, созданные на базе отделов таможенной инспекции, были наделены функциями по принятию решений в сфере таможенного дела после выпуска товаров.

В развитие данного направления деятельности ФТС России изданы приказы от 06 июля 2012 г. № 1373 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки»  и от 06 июля 2012 г. № 1372 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров» .

Основные усилия таможенных органов в 2011-2012 годах были направлены на создание условий для развития внешнеторговой деятельности за счет упрощения, ускорения и совершенствования таможенных операций. Приоритетными направлениями деятельности ФТС России в настоящий период являются оптимизация контрольных процедур, расширение сферы применения перспективных информационных таможенных технологий, развитие взаимодействия с таможенными службами стран - участниц Таможенного союза.

Проведение мероприятий по упрощению таможенных процедур, а также внедрение электронного декларирования обусловило расширение применения таможенного контроля после выпуска товара. Таможенный контроль после выпуска товаров позволяет противодействовать негативным тенденциям в сфере внешнеэкономической деятельности, не создавая дополнительных барьеров во внешнеторговых отношениях с иностранными контрагентами. Фактически центр тяжести контрольных проверочных мероприятий, проводимых таможенными органами, переместился с этапа таможенного декларирования на контроль после выпуска товаров.

Модернизация системы таможенного контроля после выпуска товаров направлена на достижение разумного баланса между упрощением таможенных процедур и обеспечением своевременности поступления денежных средств в федеральный бюджет. Одна из основных задач модернизации - это создание условий, обеспечивающих содействие добросовестной конкуренции путем формирования благоприятной среды для деятельности законопослушных участников внешнеэкономической деятельности и противодействия нарушениям в сфере внешнеторговой деятельности.

 

2.         Особенности реализации таможенными органами постконтроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

Рассмотрим некоторые особенности и проблемы реализации контроля после выпуска товаров (или постконтроля) в рамках реализации таможенными органами функции по защите прав интеллектуальной собственности.

Традиционно выделяют несколько направлений в деятельности таможенных органов, в рамках которых таможенные органы выявляют и пресекают административные правонарушения в области интеллектуальной собственности. Среди них следующие:

1.         на этапе таможенного декларирования (до выпуска товаров);

2.         после выпуска товаров;

3.         в рамках оперативно-розыскных мероприятий.

Контроль после выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, связан с определенными особенностями реализации таможенными органами функции по защите прав интеллектуальной собственности.

Контроль после выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, осуществляется преимущественно в виде документального, а не фактического контроля. (Хотя нельзя полностью исключать возможность, например, в рамках выездной таможенной проверки выявить товар, изготовленный или ввезенный с нарушением прав интеллектуальной собственности). В большинстве случаев при контроле после выпуска товар, обладающий признаками контрафактного, таможенным органом уже выпущен, и возможность его фактического досмотра отсутствует. Должностное лицо таможенного органа может осуществить проверку документов и сведений. При этом не может быть использован и такой механизм трансграничной защиты прав интеллектуальной собственности как приостановление выпуска товара, который применяется только на этапе таможенного декларирования товара .

Другой особенностью контроля после выпуска товаров в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, является возможность перехода контроля с этапа декларирования на период после выпуска товаров таможенными органами. Произойти это может в следующих случаях, если:

а) в период приостановления выпуска товаров информация от правообладателя в таможенный орган не поступила. В этом случае таможенный орган обязан выпустить товар в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Если информация правообладателя о нарушении его исключительных прав поступит в таможенных орган после выпуска товаров (по истечению срока приостановления выпуска товаров: 10+10 или 7+10 рабочих дней), все последующие мероприятия таможенного органа по защите интересов правообладателя будут проводиться в рамках контроля после выпуска товаров;

б) на этапе декларирования товара, содержащего объект интеллектуальной собственности, у таможенного органа может по тем или иным причинам отсутствовать информация о правообладателе или признаках нарушения прав интеллектуальной собственности. Именно эти два условия прописаны в Федеральном законе «О таможенном регулировании в РФ» (далее - Закон) в качестве оснований для приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в реестр. В соответствии с частью 1 статьи 308 Закона таможенные органы вправе приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в реестр, при обнаружении признаков нарушения прав интеллектуальной собственности и при наличии информации о правообладателе (его представителе) на территории Российской Федерации. В отношении информации о правообладателе это может быть отсутствие информации о правообладателе вообще либо отсутствие информации о представителе иностранного правообладателя на территории России. Что касается признаков нарушения прав интеллектуальной собственности, то в данном случае примером может быть отсутствие удостоверенного экспертом (специалистом) факта тождественности или сходности до степени смешения обозначения, применяемого участником внешнеэкономической деятельности и зарегистрированного товарного знака. В том и в другом случае приостановить выпуск товаров, обладающих признаками контрафактных, таможенный орган не сможет. В случае получения отсутствующей информации (информации о правообладателе из Роспатента или заключения эксперта о наличии признаков контрафактности товара) все последующие действия таможенного органа будут проводиться в рамках контроля после выпуска товаров.

Одним из проблемных моментов реализации функций по защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами после выпуска товаров является факт того, что при вынесении судом решения по делу об административном правонарушении, предусмотренным частью 1 статьи 7.12 либо статьей 14.10 КоАП РФ и инициированным таможенными органами после выпуска товаров, не может быть применена санкция в виде конфискации контрафактного товара. Автором уже указывалось на данное ограничение степени воздействия административного взыскания в периодических публикациях прошлых лет. В подобных случаях на нарушителя налагается административный штраф, а товар, признанный судом контрафактным и представляющий угрозу здоровью и жизни людей, доходит до потребителя. На основании этого можно сделать вывод о том, что с точки зрения обеспечения общественных (публичных) интересов таможенный контроль до выпуска товаров является более эффективным и целенаправленным.

Нередко контроль после выпуска товаров осуществляется таможенными органами в рамках совместных проверочных мероприятий с иными государственными контролирующими органами. На это указывалось ФТС России, в частности в пункте 7 письма от 28 апреля 2009 г. № 17-18/18830 «О направлении разъяснений». Основанием выявления таможенными органами административных правонарушений в области интеллектуальной собственности становятся совместные рейды с представителями МВД России и других органов. Как показывает практика, выявление правонарушений происходит либо по материалам таможенных осмотров помещений и территорий либо в результате совместных с УВД оперативно-профилактических мероприятий в торговых точках розничной продажи. Достаточно успешно в преддверии зимних олимпийских игр в городе Сочи осуществляется работа по защите олимпийской и паралимпийской символики таможенными органами совместно с другими правоохранительными органами. (Подробнее об этом направлении - в других публикациях автора). В целом, следует отметить целесообразность совместных проверочных мероприятий и эффективность подобного межведомственного взаимодействия.

Так же одним из проблемных моментов контроля после выпуска товаров, осуществляемого в рамках реализации функции по защите прав интеллектуальной собственности, является срок такого контроля. В соответствии с ч. 2 ст. 164 Закона таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

При этом согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по статьям 7.12 и 14.10 КоАП РФ составляет один год.

В соответствии п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указанное административное правонарушение (речь идет о статье 14.10 КоАП РФ) является оконченным с момента перемещения товаров, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений, через таможенную границу Российской Федерации и подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, условия которой предполагают возможность введения этих товаров в оборот на территории Российской Федерации.

Таким образом, административное правонарушение считается оконченным в день выпуска товара административным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Учитывая вышеизложенное, лицо может быть привлечено к административной ответственности по статьям, связанным с нарушениями авторских и смежных прав, а также исключительных прав на товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, не позднее одного года после выпуска товара таможенным органом в свободное обращение.

Данная позиция подтверждается Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2011 № 09АП-17477/2011-АК по делу № А40-39767/11-119-269.

Отдельные исследователи также обращают внимание на тот факт, что в судебной практике таможенных органов в области защиты интеллектуальной собственности распространены случаи отказа в привлечении к административной ответственности в связи с истечением срока, предусмотренного для проверки товара, выпущенного для свободного обращения.

Таким образом, увеличение срока таможенного контроля после выпуска товаров с одного года до трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем в условиях Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана не оказало никакого влияния на правоприменительную практику таможенных органов в области защиты прав интеллектуальной собственности. В этой связи считаем целесообразным внесение соответствующих изменений в КоАП РФ в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности по статьям 7.12 и 14.10 КоАП РФ.

Что касается осуществления правомочий по реализации контроля после выпуска товаров должностными лицами таможенных органов, то следует отметить, что в данном направлении задействован целый ряд структурных подразделений таможенного органа.

Обеспечение в части своей компетенции защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности путем проведения таможенного контроля после выпуска товаров в отношении товаров, находящихся в обороте на таможенной территории Таможенного союза, названо в качестве задачи службы таможенного контроля после выпуска товаров регионального таможенного управления и подразделения таможенного контроля после выпуска товаров таможни. Кроме того осуществление в части своей компетенции противодействия незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, перемещенных через государственную границу Российской Федерации и включенных таможенными органами в реестр объектов интеллектуальной собственности является функцией данных служб и подразделений. Согласно разъяснениям ФТС России при проведении таможенного контроля после выпуска вопросы соблюдения законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности включаются в проверку должностными лицами подразделений таможенной инспекции (в настоящий период - подразделений контроля после выпуска товаров) как инициативно, так и на основании заявления правообладателя.

При проведении таможенного контроля после выпуска в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, могут привлекаться:

         должностные лица подразделений, осуществляющих защиту прав интеллектуальной собственности, а также контроль за обеспечением соблюдения торговых ограничений;

         должностные лица иных подразделений таможенных органов Российской Федерации;

         представители правообладателя.

В целях централизации таможенного контроля после выпуска товаров в подразделениях таможенного контроля после выпуска товаров, исключения дублирования функций таможенного контроля после выпуска товаров, требующего запроса дополнительных документов и сведений у проверяемых лиц различными подразделениями таможенного органа, выявления и пресечения фактов несоблюдения требований таможенного законодательства, повышения эффективности взаимодействия между структурными подразделениями таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров и эффективного использования ресурсов таможенных органов при выборе объектов таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России разработана Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров. Согласно пункту 5 части 4 данной Инструкции защита прав интеллектуальной собственности является одним из направлений, по которым проводится анализ информации, содержащейся в документах, представленных при таможенном декларировании товаров, в целях выбора объекта таможенного контроля после выпуска товаров.

При проведении таможенного контроля после выпуска в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, целесообразно получить следующую информацию:

  • о правовой охране данных объектов интеллектуальной собственности на территории Российской Федерации;
  • о международной регистрации объектов интеллектуальной собственности;
  • о лицах, обладающих правом использования объектов интеллектуальной собственности на территории Российской Федерации на основании соответствующих лицензионных договоров, зарегистрированных в Роспатенте;
  • об уполномоченных импортерах и дилерах товаров, обозначенных товарными знаками, на территории Российской Федерации;
  • о признаках, позволяющих отличить товары, обладающие признаками контрафактных, от оригинальных товаров (при условии предоставления правообладателем образцов оригинальных товаров с нанесенными на них обозначениями (объектами интеллектуальной собственности) либо подробного описания конкретного объекта интеллектуальной собственности, в отношении которого выдано свидетельство на товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товара);
  • о движении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (например, о розничной продаже ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров с нанесенным товарным знаком без заключения лицензионного договора с правообладателем).

Источниками такой информации могут служить:

         таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности;

         сведения, полученные из Роспатента;

         копии документов и сведения, полученные от правообладателя (его представителя);

         иные источники.

При обнаружении в результате анализа полученных материалов достаточных данных, указывающих на наличие событий административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 14.10, ч. 1 ст. 7.12 КоАП России, рассматривается вопрос о возбуждении дел об административных правонарушениях.

При обнаружении признаков административных правонарушений, производство по которым отнесено в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции иных государственных органов, на основании таможенного законодательства материалы, содержащие информацию о правонарушении, незамедлительно направляются для принятия решения в порядке ст. 28.1 КоАП РФ в органы внутренних дел либо территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

При этом проведение таможенного контроля после выпуска по вопросам соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации продолжается.

В заключение хотелось бы обратить внимание на обеспечение кадрового потенциала механизма реализации данного направления деятельности таможенных органов РФ. Об организации регулярной подготовки кадров посредством проведения семинаров, стажировок, курсов повышения квалификации и конференций специалисты ФТС России говорят на протяжении последних десяти лет. Причем, по их мнению, подготовку должны проходить не только сотрудники специализированных подразделений, но и сотрудники таможенной инспекции (сегодня - отделы контроля после выпуска товаров), правоохранительного блока, должностные лица, занимающиеся таможенным оформлением и досмотром.[18].

 

Просмотров работы: 3066