ПРОБЛЕМА ФИСКАЛЬНЫХ СБОРОВ, НЕ РЕГУЛИРУЕМЫХ НК РФ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМА ФИСКАЛЬНЫХ СБОРОВ, НЕ РЕГУЛИРУЕМЫХ НК РФ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Фискальная политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет огромную роль в регулировании экономики посредством налогов и политики доходов и расходов. Современная фискальная политика  как главное составляющее фискальных сборов определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства,  а так же методы финансирования и главные источники пополнения казны. Из за разных условий , во многих отдельных странах такая политика имеет свои особенности (   не повторяющие между собой)

Я считаю тему данной  научно-исследовательской  работы очень актуальной сегодня, так как фискальная политика является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и в условиях экономического кризиса , в  нашей стране  она играет значительную роль в восстановлении народного хозяйства.

Реформы происходящие  в финансовой сфере привели к кардинальному изменению системы фискальных платежей и источников их регулирования. Однако несмотря на то ,что налоговая система имеет  определенную завершенность, все таки присутствует еще  серьезная проблема, касающаяся систематизации существующих фискальных сборов, . Основными целями фискальной политики являются сглаживания колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости населения, понижение темпов инфляции. Поэтому, фискальную политику сводят не только к решению задач финансового обеспечения текущей деятельности государства, но и рассматривают как важнейший инструмент стабилизации экономического развития и процветанию государства и его граждан.

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

1.         Эффект мультипликатора.  То есть  поддерживания равновесия непосредственно использую совокупный спрос.

2.         Отсутствие внешнего задержки.  Временной период который позволяет правительству  быстро внести определенные изменения и результат за собой  появляется достаточно быстро.

3.         Наличие автоматических стабилизаторов. С помощью автоматических стабилизаторов правительству облегчается жизнь, так как  правительству не нужно принимает специальные меры.

Ну теперь все таки надо перейти непосредственно к недостаткам и так начнем.

Недостатки фискальной политики :

1. Эффект вытеснения.  Стимулирование  фискальной политике посредствам сокращения частных инвестиционных расходов.

2. Наличие внутреннего лага.  Временной период между времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения оее изменении3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

4. Дефицит бюджета. Данный недостаток является  одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».8

Обратим все таки больше внимания именно к фискальным сбором,они конечно и являються инструментом фискальной политики и так , выделим их недостатки :

  • Не продуманная классификация фискальных сборов
  • Непосредственно плохое разграничение фискальных сборов от гражданских
  • Правовое регулирование не совсем доработанное.

 

 

 Более подробно мы рассмотрим данные проблемы в следующем параграфе нашей главы.

Ну конечно же главное достоинство фискальных сборов это пополнение государственной

казны

 


2.2. Анализ  проблем  фискальных сборов не регулированных НК РФ.

            Мы рассмотрели главные основы достаточно  актуальной темы  представленной в моей работе и сейчас подойдя к концу данных исследований хочется выявить проблемы представленных сборов.  Основа нашей темы  это именно анализ проблем, еще в ведение я привела примеры  мыслей известных научных деятелей касающихся  фискальных сборов.

В написание работы   были выделены разные проблемы при рассмотрение разных сборов, но в данном разделе хочется их выделить и постараться объединить.

            Главным аспектом  правового регулирования фискальных сборов является закрепленный в Конституции РФ принцип, согласно которому каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В полном их объеме, не смотря на проблему так же косающий  классификации фискальных сборов.

Данное положения НК РФ распространяются лишь на те фискальные сборы, которые прямо установлены НК РФ,   то есть получается , что если сборы не регулированные НК РФ, то вих плата не обязательна ? Но не тут о было , получается что за каждым таким сбором закреплены те законы косающие именно  тех органов к которым они относятся, так вот например таможенные сборы ( о их уплате, данных размерах и наказаниях о  не уплате , все предусмотрено ТК ТС ,а так  же в Федеральных законах таможенного дела) , но касаемо опять же данных сборов то например  без оплаты определенной пошлины ты не сможешь перевести товар на другую границу  , то есть получается за определенную уплату в этом смысле наказаний не будет, ты либо платишь и перевозишь товар ,либо не перевозишь, конечно это не касается всего. И вот главный вывод то , что фискальные сборы могут быть установлены федеральными законами, и  не входить  в состав налогового законодательства. Так,  вот перечень таможенных платежей регламентируется таможенным законодательством, патентные пошлины регламентируются в рамках актов гражданского законодательства.

Необходимо отметить, что проблема законного установления сбора неоднократно являлась предметом рассмотрения в КС РФ. Однако позиция КС РФ по данному вопросу была, на мой взгляд, крайне противоречивой. Так, в данном  Постановлении от 11.11.1997 N 16-П КС РФ было указанно , что  если установить налог или сбор можно только законом, то фискальный сбор, подпадающий под определение сбора, данное в НК РФ, может быть установлен только НК РФ, а не любым отраслевым законом. В ряде постановлений КС РФ также полагает, что Конституция РФ исключает возможность установления налогов и сборов органами исполнительной власти, а установить налог или сбор - значит не только дать ему название, но и определить в законе существенные элементы налоговых обязательств .  Наши многие постановления имеют свойство противоречить друг другу , и это не самый первый тому пример.

Так, в отношении фискальных сборов, регулируемых НК РФ, , в настоящий момент законодатель полностью исключает возможность подзаконного регулирования фискальных сборов, подпадающих под определение сбора, закрепленное в п. 2 ст. 8 НК  РФ. Однако таможенное законодательством РФ допускает возможность установления отдельных элементов обложения таможенных сборов актами органов исполнительной власти. Так, в соответствии со ст. 130 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством РФ.

Вместе с тем в Постановлении от 28.02.2006 N 2-П КС РФ  указано что  недопустимо наделять Правительство РФ полномочиями по установлению существенных элементов фискальных сборов, поскольку подзаконными актами органов исполнительной власти могут быть лишь конкретизированы законно установленные элементы обложения фискальных сборов.

Исходя из вышеизложенного, несмотря на конечно же  противоречивые позиции, необходимо отметить следующее: фискальный сбор необходимо считать законно установленным лишь в том случае, если его регламентация осуществляется непосредственно НК РФ, в котором определяются применительно к соответствующему сбору: плательщики, а также все элементы обложения по сбору, включая объект сбора, порядок исчисления сбора (либо фиксированный размер сбора), порядок и сроки уплаты сбора. Кроме того, законодателем могут быть установлены льготы при уплате сборов.

Нужно отметить, что важное значение в правовом регулировании фискальных сборов имеет соблюдение законодателем порядка введения в действие актов законодательства о фискальных сборах. Так, КС РФ указал, что требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого закона, но и к порядку введения его в действие. Однако в настоящий момент порядок введения в действие законодательных актов, устанавливающих фискальные сборы, будет зависеть от  принадлежности отрасли законодательства, что является не совсем оправданным, поскольку на идентичные по своей правовой природе платежи должны распространяться единые правила правового регулирования.

В целом порядок правового регулирования фискальных сборов, согласно которому платежи, являющиеся по своей правовой природе сборами в смысле ст. 8 НК РФ, выведены за рамки налогово-правового регулирования (например, платежи за предоставление информации, сведений, документов органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, налоговыми органами, совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель), имеет следующие серьезные недостатки: во первых хочется сказать что имеется, противоречивый характер  закрепленный  п. 5 ст. 3 НК РФ  по принципу законности установления налогов и сборов; во-вторых, вызывает спорные в правоприменительной практике ситуации по вопросу, касающемуся налогообложения доходов, полученных получателями бюджетных средств от оказания платных услуг. Так, при разрешении вопроса относительно налогообложения доходов от платных услуг, полученных государственными органами, органами местного самоуправления, Министерство финансов РФ указывает на необходимость определения характера действий, оказываемых государственным органом (органом местного самоуправления)

Однако, несмотря на отмеченные проблемы, складывающиеся в сфере правового регулирования сборов, то непосредственно  в судебной практике можно выделить случаи, когда установление того или иного сбора признавалось незаконным и не имеющим экономического основания. Например, сбор за поселение в Московской области был признан КС РФ незаконно установленным, поскольку препятствует реализации конституционного права граждан на выбор места жительства, и подлежал отмене На территории Воронежской области утратили силу как не соответствующие предписаниям ст. 12 НК РФ  положения нормативных правовых актов, касающиеся установления сбора за выдачу лицензий на право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых.

Так, согласно ст. 12 НК РФ сборы могут быть установлены только в централизованном порядке, а субъекты РФ (муниципальные образования) лишены полномочий по установлению сборов, а также по определению отдельных элементов налогообложения в отношении региональных и местных налогов, закрепленных НК РФ.

К положительным тенденциям в сфере правового регулирования сборов относится

Много было сказано, но хочется  опять же вернуться  к одной из проблем, которая была представлена в ведение  Имыкшенова Е.А

Проблема отграничения сборов от гражданско-правовых платежей решается в судебной практике и налогово-правовой доктрине. Огромное значение  отграничении сбора от гражданско-правового платежа имеют три фактора. Первым фактором  является то, что плательщику необходимо, чтобы соответствующие действия были произведены в его пользу (например, действия по сертификации принадлежащей ему продукции), но это обусловлено не его свободным действием , а его намерением выполнить предписания федерального закона, устанавливающего определенные обязательные требования. Вторым фактором  служит ,  отношение  между плательщиком и соответствующим государственным органом, в который он обращается, не действует механизм рыночного ценообразования. Тариф для оплаты соответствующих услуг (работ), совершаемых в интересах плательщика, устанавливается в нормативном порядке. Третьим фактором, правом выполнить известные работы в интересах плательщика обладает лишь уполномоченный государственный орган, иные лица не могут составить ему конкуренцию по причине ограничений, определенных законом Иными словами, лишь оплата услуг гражданско-правового характера "...предполагает право выбора для потребителя услуги: обратиться за публичной услугой к государственному органу либо приобрести альтернативную услуга у частного лица"


 

Глава № 3  Анализ проблем фискальных сборов в РФ..

3.1 Проблемы и значимость фискальных сборов в РФ.

            Каждая проблема носит определенный свой смысл, через какое то время проблема может утратиться или наоборот обрести еще более сложный характер.

Проблемы  пройдя определенный исторический цикл, обрели совсем другую окраску, стержень проблем мы уже рассмотрели и главные особенности, а теперь хочется выделить  данные проблемы касающие именно нашей страны. И так начнем ,экономический рост в России имеет прямую зависимость от экономической  взаимодействия мирового сообщества, и  от ситуации, которая сложилась на мировых финансовых рынках. Кроме того, рост экономического бюджета России зависит от национального бюджета, гибкости налоговой системы и динамики инвестиций в экономику.

На данное время главной задачей , стоящая перед российским правительством - стабилизация и контроль ситуации на финансовом рынке страны.

 Непосредственно существуют задачи, которые касаются именно фискальной политики и требуют немедленного решения. Первым этапом служит, это использование мер фискальной политики.

Фискальную политику, а точнее фискальные сборы пора уже усовершенствовать,  для  этого конечно  нужно предпринимать определенные меры . Для начала необходимо выработать новые правила регулирования финансовых рынков и расширить финансовые возможности МВФ. Так же  непосредственно следует создать единую систему для регулирования деятельности агентств по рейтингам. Раннее было уже сказано что международное сотрудничество для нашей страны очень важно, оно несет в себе определенные правила и принципы которые  обязательно нуждаются в их выполнение.  В таком сотрудничестве обговариваются  разные детали которые имеют прямое влияние на фискальные сборы ( например при ввозе заграничного товара  на территорию нашей страны будет взиматься пошлина ,которая уже заранее обговорена и меньше или больше мы не имеем право брать)

Международный валютный фонд предоставляет в долларах США. За время своего существования МВФ  превратился в главный наднациональный орган регулирования международных валютно-финансовых отношений, что конечно  значимо для России. Важно выделить цели МВФ являются следующие: это  помощь  международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере;

содействовать расширению и сбалансированному росту между народной торговли в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов; обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов и не допускать обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ; оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений; предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах» .

Конечно и как  практически любой стране ,России важно участие в форумах кредитно-валютных отношений, на благосостояния государства. Все отрасли экономики России развиваются сейчас одинаковыми темпами. В стране  в последние годы отметился  отрыв по определенным секторам , которые  включают  в себя торговлю, транспорт, связь, финансовую деятельность и т.п. Все эти виды деятельности в настоящее время идут вперед семимильными шагами. А вот добывающая и обрабатывающая промышленность развиваются и растут не так стремительно.

Сейчас состояние экономики, в т.ч. фискальной, в России оценивается экспертами неоднозначно. Стабильный рост вызван, в основном, постоянным подорожанием нефти, так что высокое положение России в мировой экономике на деле оказывается весьма непрочным. Мировая общественность все чаще употребляет в этой связи понятие «нефтяная игла», с которой Россия должна «слезть» для дальнейшего уверенного развития экономики.

Для обеспечения устойчивого экономического развития Россия нуждается в достаточном количестве материальных и трудовых ресурсов.  Вот именно  трудовых ресурсов России  и не хватает итак, обеспечение экономического роста и благосостояния народа - главная цель государства. Для России первоочередной задачей становится обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение на его основе уровня жизни в обществе, а следовательно, и качества человеческого капитала. Этот процесс связан с постоянными и значительными инвестициями государства в социальную сферу. Инвестирование в человеческий капитал приводит к повышению производительности труда, а следовательно, и эффективности производства ( Например  для стабилизации демократии государство оплачивает так называемую премию за рождения ребенка, что не посредственно стимулирует рождаемость и тем самым демографию государства)

Для улучшения экономики у каждого государства должен быть выстроен  фундамент, непосредственно на котором и строиться экономика .Именно фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации всегда важна, в связи с чем, определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования .

Итак, борьба с кризисом и классические модели налогообложения должны стать основой для формирования фискальной политики Российской Федерации.

Одним из основных направлений фискальной политики на сегодня - совершенствование налогового законодательства в области стимулирования инновационной деятельности. На данное время  в России основная  часть фискальной нагрузки падает  на фонд оплаты труда в экономике  из которой составляют страховые взносы.

С целью снижения налоговой нагрузки на инновационные предприятия предусматриваются следующие мероприятий: корректировка ставок страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование; модернизация порядка учёта расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, закрепление единого по видам работ порядка ведения налогового учёта расходов на НИОКР; создание благоприятных условий налогового администрирования для инновационных компаний, включающих создание специальных инспекций для инновационных организаций, переход к обслуживанию налогоплательщиков в электронной форме, снижение периодичности и сроков проведения проверок, «единое окно» постановки на учёт и подачи деклараций по всем налогам; передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций субъектам РФ и др.

Как уже было сказано экономика России , а точнее налоговая сфера в которую входит фискальные сборы нуждается в усовершенствовании, ну и конечно же правительство нашей страны не могло это не заметить. Поэтому  Россия предприняла на ближайшие три года налоговый маневр. Он заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и  конечно же капитал, дополнительным льготам по уплате налога на доходы физических лиц. А вот налоги «на престижное потребление» и дорогую недвижимость стоимостью от 300 миллионов рублей, на доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, предлагается повысить. Такой посыл содержится в «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», разработанный Министерством финансов Российской Федерации летом прошлого года .

В перспективе  развития налоговой политике России на 2013 - 2015 гг остаются такими же, как и ранее -   это создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности.13

Мнения экспертов в оценке неоднозначны.  Но и никак не стимулируют   бизнес  с привлечениями  инноваций и инвестиций. Конечно же главное в деле это не количество , а  качество, поэтому обновляя налоговую сферу нужную  учитывать именно этот показатель.

Реформирование бюджетной и налоговой систем в России проводится в сложных условиях трансформации собственности и становлении национального предпринимательства. Это связано с тем что структуры разных отраслевых производств плохо доработаны. В нашей стране рыночная экономика, и данный переход спровоцировал изменение  структур доходной  части государственного бюджета . Вот и не посредственно фискальная политика решает ряд этих задач  и реформирует налоговую политику.

 Рассмотрим  цели усовершенствования  и усиления  функций налогообложения  :

         Стабильное налоговое законодательство которое  не  терпит определенных  изменений в налоговой сфере.

         Устранение налогов которые противоречат друг другу.установление низких налогов на производителей и «удешевление» кредита;

         Усиление  и  выявление целей  налоговой системы. Сделать это можно разными способами, например, освободив от налогов часть прибыли, полученной от увеличения объема реализации в сопоставимых ценах. Желательно также полностью освободить от налогообложения вклады инвесторов и прибыль предприятий, направляемых на развитие производства, НИОКР, содержание объектов социальной сферы;

         Придание действенного и конкретного характера налоговым льготам, которые в большинстве носят декларативный и показной характер

 

Как показывает мировой опыт развитых стран, современная налоговая система должна стимулировать научно-технический прогресс, структурную передислокацию ресурсов и рабочей силы, выпуск дефицитной продукции, развитие предпринимательства. В то же время она должна подавлять такие негативные тенденции, как монополизм, рост издержек, спекулятивную активность, инфляцию.

Основная часть государственных доходов и расходов проходит непосредственно  через государственный бюджет, включающий в себя бюджеты центрального правительства и местных властей. В зависимости от административно-территориального устройства той или иной страны (двухступенчатого - центральное правительство и местные органы власти или трехступенчатого, как в Российской Федерации, - центральное правительство; правительства республик, краев, областей; местные органы власти) бюджеты соответственно бывают центральными, республиканскими, краевыми, областными и так далее.

К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды - денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в федеральный бюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных или местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примером может быть пенсионный фонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.

 Непосредственно под государственный бюджетом  понимается  что это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается парламентом Российской Федерации. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии спринятом в предыдущем году законом о бюджете.

Бюджетная политика в России постоянно находится в центре общественного внимания, что обусловлено как местом, занимаемым ею среди основных инструментов экономической политики, так и весьма острой критикой, которой она регулярно подвергается со стороны различных органов власти, общественных сил, политических движений, независимых экспертов, международных организаций, средств массовой информации.

Наиболее важными направлениями бюджетной политики являются:

1)         сбор бюджетных доходов;

2)         выполнение бюджетных обязательств;

3)         управление бюджетным дефицитом и государственным долгом;

4)         динамика основных макроэкономических показателей. 

В современных условиях наметились основные направления реформирования российской налоговой системы. Для переходного периода становиться важной разработка концепции повышения стимулирующей функции налогообложения в развитии предпринимательства и формировании инвестиций.

Проведя анализ государственного регулирования налогово-бюджетной политики, можно сделать вывод, что изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов и экономической теории в целом. Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.

Сейчас Россия идет по сложному пути реформ. Несомненно, фискальная политика, проводимая правительством неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и много отрицательных моментов.

Однако, несмотря на трудности, всегда сопровождающие переходную экономику, я хотела бы выразить надежду, что намечающиеся реформы в бюджетной сфере, окажут свое позитивное влияние на общее экономическое положение в стране и вкупе с другими государственными регулирующими мероприятиями, наконец, поставят на ноги отечественную экономику.

Просмотров работы: 1868