РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Магомедова Э.А. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дошкольное возраст – важный период развития человека, становление личности со своим внутренним мировоззрением. Как же мы раскрываем ребенка в дошкольном возрасте? Как помочь ему адаптироваться в окружающем мире? Прежде всего, через самые разнообразные детские игры, так как игра- это ведущая деятельность дошкольника. Именно через игру ребенок вступает в мир социальных отношений, в игре активно развивается речь ребенка. Игра –это полноценная и содержательная для детей деятельность, это творческий процесс, в котором раскрываются все качества, заложенные природой в ребенка. И только через игру можно найти подход к детям застенчивым и замкнутым, так как именно в игре ребенок сам стремится научиться тому,что его интересует, накапливая знания, развивая мышление, воображение и речь.

Речь является главным компонентом общения, который зависит от воспитания и обучения и формируется под влиянием речевого окружения.Речь не является врожденной способностью и развивается в процессе становления личности. При создании эмоционально-благоприятных условий речь ребенка формируется и совершенствуется, возникает желание активно общаться с окружающими. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Поэтому целью занятий по развитию речи является формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. В ходе игровой деятельности активизируется слуховое внимание, формируется фонематическое восприятие, накапливается активный словарь.

Несмотря на многообразие и широту исследований, посвящённых развитию связной речи в процессе театрализованных игр данная проблема остаётся серьёзной и требует тщательного изучения.

Нами была поставлена задача- изучить особенности развития связной речи дошкольников через театрализованную игру, где объектом исследования является связная речь детей, а предметом исследования- особенности развития связной речи через театрализованную деятельность. Нам известно, что театр близок и понятен детям. Он как и игра, дает ребенку представление о мире в котором он живет, формирует опыт социальных навыков поведения, дает возможность показать себя в воображаемой ситуации. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Творческий характер театральных игр открывает для дошкольника каждый раз что-то новое, интересное, помогает обнаружить в себе ранее неизведанное, возможность стать сильным, смелым, прикладывая необходимые усилия на преодоление трудностей, обусловленных речевой патологией.

У младших дошкольников совершенствуется понимание речи (понимание словесной инструкции, указаний взрослого, несложного сюжета литературного произведения). Речь в этот период развития является не только средством общения, но и источником получения знаний посредством словесных объяснений взрослого. Более сложное и разнообразное общение ребенка со взрослыми и сверстниками создает благоприятные условия для развития речи: обогащается ее смысловое содержание, расширяется словарь, главным образом за счет существительных и прилагательных. Кроме величины и цвета, дети могут выделять и некоторые другие качества предметов. Ребенок много действует, поэтому его речь обогащается глаголами, появляютсяместоимения, наречия, предлоги (употреблениеэтихчастей речи характерно для связного высказывания) . Появляются первые придаточные предложения времени (когда...), причины (потому что...). Для детей 3 лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), но они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь все еще ситуативна, преобладает экспрессивное изложение.Здесь театрализованные игры—это пальчиковые игры, где пальчик может стать зайчиком, мишкой и любым персонажем знакомой сказки. Кукла это игрушка, с которой малыш умеет отделять игру от реальности, чтобы создать свой собственный мир.По воле ребенка кукла ведет себя так , как это нужно ее хозяину. Часто, в построении предложений дошкольники младшего возраста допускают аграмматизмы, у них затруднено согласование существительных с определениями. Если ребенок не может правильно повторить предложение или слово, то кукла, надетая им на пальчик, будет повторять и вместе с ребенком и со взрослым. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи. [5, с.79]. Если у вас есть кукла—перчатка, то с ее помощью можно и попеть, и рассказать интересные истории, и поиграть в разные игры. Перчаточная кукла помогает вызывать положительные эмоции и ослаблять нервное напряжение у ребенка. Кукла, выступающая в роли собеседника, концентрирует все внимание на себе и помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям.

Диалогическая речь дошкольников этого возраста спонтанна, основана на простых предложениях даже тогда, когда от них ждут полного развернутого высказывания, структура речи еще несовершенна. При употреблении сложноподчиненных предложений опускается главная часть (обычно они начинаются с союзов потому что, что, когда).

Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по сюжетным картинкам, по игрушке. Но рассказы детей не отличаются развернутостью, раскрытием темы, детям трудно установить причинно-следственные связи, выделить линию сюжета. В этот период работы по развитию речи хорошо включать инсценировку сказок. Начинать кукольные инсценировки удобнее с диалогов, что дается детям легко и весело. Они овладевают разнообразием языковых средств эмоциональной и развернутой связной речью. У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня.

Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности — умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения, что характерно для старших дошкольников. В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. У дошкольников старших и подготовительных групп на более высоком уровне проявляется умение формулировать вопросы, давать конкретные ответы, грамотно обосновывая их, поддерживать диалог с собеседником.

Под влиянием совершенствующейся мыслительной деятельности происходят изменения в содержании и форме детской речи, проявляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно устаивают свое мнение убеждают товарища. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления.[3, с. 45] На этом уровне речевого развития с детьми возможно разыгрывать сценки, которые передают различные эмоции. Так, можно выразить настроение словами, интонацией, мимикой, взглядом.

Можно использовать перчаточные куклы «Азбука настроений». Основная цель использования этих кукол не только научить детей распознавать эмоции, но и развить способность говорить об эмоциях, что способствует межличностному взаимодействию. Дети с удовольствием становятся артистами кукольного театра в постановках сказок и пьесок с несколькими действующими лицами. Не секрет, что куклы могут и учить, и лечить. В театрализованной игре персонажами становятся любые предметы, живые и фантазийные существа,сам ребенок.

Именно в этом возрасте активно развивается монологическая речь детей. В этом возрасте дети могут дать грамотный ответ, формулируя в голове правильную постановку высказывания, используя в изложении распространенные и сложные предложения.

В речи детей словарь, грамматическая форма речи — это только абстрактное представление об уровне развития детской речи. Главным в речевом развитии ребенка является постоянно совершенствующая, и изменяющаяся с возрастом способность использовать речь как средство общения. Постепенно отдельные высказывания, просьбы, вопросы или ответы сводятся к диалогической речи. Также со временем у ребенка развивается способность описывать, объяснять, пересказывать все то, что он осознает по возрасту. Так развивается связная речь. Развитие такой речи, когда ребенок может раскрывать свои мысли в связанном тексте, имеет особое значение в дошкольный период. Овладение словарем, умение правильно пользоваться накопленными знаниями также помогают развитию связной речи, важным компонентом которой является грамматический строй. На повышение его уровня оказывает положительное влияние знакомство с окружающим миром, в процессе которого дети получают систематизированные знания о причинно-следственных и временных связях. Знакомство с художественной литературой, занятия по развитию речи, по подготовке к грамоте, организованные игры [словесные, сюжетно - дидактические, ролевые, театрализованные], творческие задания - все это дает положительную динамику в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Так как такая речь связывает между собой все предметы и явления, образует определенную последовательность слов и предложений, которые связаны между собой определенными мыслями и понятиями.

Связная речь характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей и служит средством коммуникации на более высоком уровне, чем просто предложение, она показывает все достигнутые ребенком в данном возрасте успехи в овладении особенностями родного языка, звукопроизношением, словарным запасом, построением грамматического строя. Формирование связной речи начинается очень рано.

Постепенно происходит формирование способностей ребенка переходить от простых форм связной речи к более сложным ее формам. Монологическая связная речь формируется сначала в диалоговой речи, как основной форме речевого общения, а впоследствии становится также основой связной речи. Первым собеседником в диалоге у ребенка является взрослый человек, который постепенно обучает ребенка связной речи. Диалогическая речь — это первая школа связной монологической речи и всего речевого развития у детей [2, с. 23]

Развивая связную речь, ребенок постепенно овладевает родным языком, словарным запасом, фонематическим слухом и навыками произношения звуков, грамматическим строем, правилами синтаксиса и смысловой речью.

Речь маленьких детей очень выразительна. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями, то есть нарушением обычного порядка слов, прерывистыми конструкциями, различными оборотами, гиперболами, иначе говоря, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность [3, с. 39].

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоения выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, утверждают понятия «добро» и «зло», осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения- события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения [4, с. 11].

Участвуя в театрализованных играх, ребенок вживается в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, театрализованная игра является самым любимым и наглядным видом творчества .Дети сами сочиняют сценарии, импровизируют роли, инсценируют понравившийся готовый литературный материал. Это словесное творчество детей планомерно развивает постановку логического ударения, просодику, ритм и темп речи. Дети словесно могут передавать свои впечатления, переживания, то есть монологическая речь становится четкой и выразительной.

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых [1, с. 57].

Литература:

  1. Асташина И.В. «Логопедические игры и упражнения для детей», Москва, «Дом», 2008.

  2. Павлова Л. Д. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л. Д. Павлова. – М., 2000. – 208 с.

  3. Развитие речи у детей до трёх лет. – М.: Эксмо, 2005. – 208 с.

  4. Степанова О.А. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия, 2003.

  5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981., 173 с.

Просмотров работы: 3448