ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Омарова П.О. 1, Талибова Х.М. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Поиск путей эффективного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения в условиях коррекционно-образовательного учреждения III-IV вида и разработка современных технологий психокоррекционной работы с ними является актуальной проблемой тифлопсихологии.

В рамках нашего исследования на базе ГКУ «МКОУ СКОШИ III-IV вида» (г. Избербаш) в течение 2012-2014 года были проанализированы организационно-методические аспекты работы коррекционно-образовательного учреждения III-IV вида, рассмотрено содержание психокоррекционной работы в таких школах, разработана комплексная программа на основе традиционных и инновационных психокоррекционных технологий.

Нами, совместно с психолого-педагогическим коллективом школы, было обращено внимание на разработку индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов для детей с нарушениями зрения на основе комплексного, всесторонне-динамического изучения не только зрительных, но и всех имеющихся у ребенка недостатков.

Основным показателем эффективности предлагаемой нами комплексной программы мы избрали сформированность жизненно важных навыков.

Жизненно важные навыки – комплекс поведенческих навыков, обеспечивающий способность к социально-адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.

1. Навыки позитивного общения – способность взаимодействовать с окружающими, умение устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения.

2. Навыки самооценки и понимания других – способность адекватно оценивать себя и воспринимать других. Осознанная возможность принять людей такими, какие они есть (толерантность). Умение правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различными людьми, оказывать помощь и заботу тем, кто зависит от поддержки и помощи других.

3. Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями – осознание своих эмоций. Знание того, как эмоции влияют на поведение. Способность вести себя в стрессовых ситуациях.

4. Навык самостоятельного принятия решения. Умение прислушиваться и считаться с мнениями других людей (старших, сверстников), принятие самостоятельных решений с учетом различных мнений.

5. Навык решения проблемных ситуаций – умение грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях. Умение последовательно приходить к решению, как жизненных проблем, так и различных нестандартных ситуаций.

6. Навыки творчества и работы с информацией – способность нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой жизненный опыт и знания. Умение объективно анализировать, систематизировать, и умело использовать информацию любого вида.

На протяжении двух последних лет решался ряд специфических задач коррекционно-развивающего обучения, разработанных для каждого этапа образования.

I ступень образования:

  • Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: мелких мышц руки, зрительно-моторной координации, пространственной ориентации у слепых.

  • Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал.

II, III ступени образования.

  • Развитие личностных компонентов (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.

  • Формирование умений, навыков, необходимых для любого вида деятельности (планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку).

  • Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практические группировки, логической классификации, умозаключений и др.).

  • Охрана и укрепление самотического и психического здоровья школьников.

  • Системный разносторонний подход и контроль за развитием ребенка специалистами ПМПК школы.

  • В связи с решением поставленных задач ведется дальнейшая комплектация банка данных ПМП диагностики на учащихся 1 класса.

Совершенствование школьной среды - одна из тех проблем, которая постоянно привлекает к себе внимание администрации и педагогов нашего интерната, поскольку, от того как решается эта проблема во многом зависит эффективность всего учебно-воспитательного процесса.

Один из подходов к решению данной проблемы может быть связан с анализом качеств и имеющихся навыков учащихся, характеризующих целостный процесс развития ребенка школьного возраста. В связи с этим, проводится диагностика развития психологических качеств учащихся II и III ступеней образования. Уделяется особое внимание комплексу поведенческих навыков, формирующихся у ребенка в процессе его социализации.

Инновационными технологиями коррекционной работы, эффективность которых мы стремимся доказать в нашей работе, стали:

  • Музыкальная психокоррекция - танцевальный кружок, кружок вокала (1-4 классы).

  • Сказкотерапия, кукольный театр, куклы (4-8 классы).

  • Театральная студия «Вдохновение» (1-5 классы и 9-12 классы).

В период нашей экспериментальной работы с воспитанниками интерната в направлении музыкальной психокоррекции работали профессиональные педагоги – музыканты: Мазанов Геннадий Николаевич и Исаев Тагир Магомедович.

На своих занятиях они развивают музыкальный слух, умение держаться на сцене, во время исполнения песен. Результаты их труда – успешные выступления детей на всевозможных смотрах, концертах и конкурсах художественной самодеятельности муниципального и республиканского уровней. Такие занятия эстетического цикла стали самыми востребованными видами деятельности детей во второй половине дня.

Руководителем театральной студии «Вдохновение» является Назарова Галина Владимировна. Под ее руководством ребята принимали активное участие во всех городских и республиканских фестивалях, конкурсах, выставках, акциях, как среди детей-инвалидов, так и среди общеобразовательных учреждений, результатом чего является интеграция детей в социум. Галина Владимировна очень ответственно и творчески подходит к подготовке ребят к различным конкурсам, использует свои авторские разработки, в результате чего учащиеся занимают призовые места. Ею грамотно ведется подбор и обработка материала для постановок произведений различных авторов. Постановки представлялись на различных фестивалях и конкурсах. В международном конкурсе «Детство без границ» в номинации «Детские музыкальные фантазии» сказка «Репка» завоевала 1 место.

Наши спектакли побывали на гастролях в дошкольном детском доме г. Избербаш, в городском реабилитационном центре, а так же участвовали в республиканских и всероссийских конкурсах, где занимали первые места.

Ребята с удовольствием занимаются в театральной студии и в театре кукол. У нас есть уже свои звезды и начинающие звездочки.

Театральная деятельность это коллективное действие и конечно даже она не могла бы существовать без замечательных, творческих педагогов коррекционного блока, где совместно с учащимися создаются театральные декорации и шьются театральные костюмы из подручного материала. Театротерапия «оздоравливает» отношения среди детей, изменяет взаимоотношения между взрослыми и детьми. Она влияет на культуру поведения, речи, чувств, помогает детям с ограниченными возможностями здоровья самовыражаться, приобретая те жизненно важные навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни успешно адоптироваться в социальной среде.

При проведении экспериментальной работы мы провели констатирующий эксперимент в 7-12 классах и в 5-6 классах для оценки уровня сформированности жизненно важных навыков. В таблицах 1 и 2 приведены результаты диагностики учащихся с нарушенным зрением среднего и старшего школьного возраста.

Таблица 1.

Результаты диагностики учащихся 7-12 классов по уровню

сформированности жизненно-важных навыков (2012 г.)

Жизненно важные навыки

I

Высокий

уровень

II

Средний

уровень

III

Низкий уровень

IV

Отсутствие уровня

Навык позитивного общения

23

32

28

9

Навыки самооценки и понимания других

16

33

40

4

Навыки управления собственными эмоциями

14

37

36

5

Навык самостоятельного принятия решения

19

25

41

7

Навык решения проблемных ситуаций

14

13

50

17

Навык творчества и работы с информацией

7

26

34

26

Таблица 2.

Результаты диагностики учащихся 5-6 классов по уровню

сформированности жизненно-важных навыков (2012 г.).

Жизненно важные навыки

I

Высокий

уровень

II

Средний

уровень

III

Низкий уровень

Ориентация в микро, макро пространстве

12

18

17

Мелкая моторика

12

16

11

Способность воспринимать себя и окружающих людей

3

24

17

Навыки самообслуживания

23

12

10

Работоспособность

10

27

13

Креативность

9

18

17

Эмоциональность

9

26

10

По результатам формирующего эксперимента было проведено повторное контрольное исследование, которое позволило оценить эффективность предложенной нами работы. Результаты контрольной диагностики приведены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3.

Результаты диагностики учащихся 7-12 классов по уровню

сформированности жизненно-важных навыков (2014 г.)

Жизненно важные навыки

I

Высокий

уровень

II

Средний

уровень

III

Низкий уровень

IV

Отсутствие уровня

Навык позитивного общения

32

45

15

1

Навыки самооценки и понимания других

20

48

25

0

Навыки управления собственными эмоциями

19

47

26

1

Навык самостоятельного принятия решения

27

45

21

0

Навык решения проблемных ситуаций

30

33

30

0

Навык творчества и работы с информацией

26

46

14

7

Таблица 4.

Результаты диагностики учащихся 5-6 классов по уровню

сформированности жизненно-важных навыков (2014 г.).

Жизненно важные навыки

I

Высокий

уровень

II

Средний

уровень

III

Низкий уровень

Ориентация в микро, макро пространстве

21

18

8

Мелкая моторика

38

6

1

Способность воспринимать себя и окружающих людей

10

34

1

Навыки самообслуживания

33

12

0

Работоспособность

18

27

5

Креативность

13

28

3

Эмоциональность

9

36

0

Апробация предлагаемой нами комплексной программы и оценка ее результативности с использованием методов вариационной статистики (t-критерий Стьюдента) свидетельствуют об эффективности предложенных нами рекомендаций.

Анализ материалов исследования свидетельствует о том, что психолого-педагогическими условиями эффективности психокоррекционной работы в условиях коррекционного образовательного учреждения III-IV вида выступают: учет структуры дефекта и индивидуально-типологических особенностей ребенка с нарушенным зрением при организации психолого-педагогического сопровождения, создание условий для социальной адаптации и творческой самореализации ребенка средствами театральных и информационных технологий, комплексный подход, подразумевающий единство творческих, спортивных и социальных технологий психокоррекции.

Апробация предлагаемой нами комплексной программы и оценка ее результативности с использованием методов вариационной статистики (t-критерий Стьюдента) свидетельствуют об эффективности предложенных нами рекомендаций.

Просмотров работы: 1176