ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ВОСПИТАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ВОСПИТАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Асланбекова А.Х. 1, Стукалов К.В. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной теории и практике обучения и воспитания в условиях гуманизации и демократизации системы образования накоплено значительное количество концепций учебно-воспитательной деятельности. Рассматривая вопрос, связанный с организационно-педагогическими условиями осуществления преемственности в воспитании этнической толерантности у дошкольников и младших школьников, целесообразно провести анализ педагогических концепций воспитания в исследуемом направлении. Рассмотрим их подробнее.

Системно-ролевая концепция (теория) формирования личности (Н.М. Таланчук) и структурно-ролевая концепция воспитания (В.М. Коротов) рассматривают личность, адекватно исполняющую основные социальные роли (семьянин, труженик, ученик, гражданин, ценитель и творец прекрасного, приверженец здорового образа жизни) как цель воспитания. Важными задачами школы здесь, по мнению авторов, являются воспитание у подрастающих поколений национального самосознания, гордости, чести, достоинства; формирование у детей высокой национальной культуры, интернационального самосознания и культуры межнациональных отношений. Особое значение отводится поэтапному усложнению взаимной ответственности субъектов воспитательного процесса, ориентации на доверие и сотрудничество.

М.И. Рожков разработал концепцию «Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка». Важным принципом воспитательного процесса в данной концепции является принцип гуманистической ориентации воспитания, имеющий значительные возможности в формировании терпимости у младшего школьника. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, доверия к нему, а также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.

Особый интерес в русле рассматриваемой нами проблемы преемственности в воспитании этнической толерантности имеет концепция системного построения процесса воспитания (В. А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова) - концепция формирования общечеловеческих ценностей. Ведущая роль в данной концепции отводится принципам воспитательного процесса: личностный подход в воспитании; гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе; средовой подход в воспитательной деятельности; преемственность в реализации задач воспитания (с постепенным усложнением по вертикали); природосообразность и культуросообразность воспитания.

Концепция личностно-ориентированного воспитания «Воспитание ребенка как человека культуры» (Е.В. Бондаревская). Цель воспитания здесь - человек культуры. Е.В. Бондаревская приводит подробную характеристику человека культуры - модель человека культуры, в которой неотъемлемым компонентом является гуманная составляющая личности: милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм, терпимость, доброжелательность, скромность, стремление к миру, добрососедству, понимание ценности человеческой жизни. К базовым составляющим содержания личностно-ориентированного воспитания в младшем школьном возрасте, наряду с остальными, относятся следующие:

  • интериоризация детьми универсальных общечеловеческих ценностей (диалог между различными культурами и народами, уважение человеческой жизни, свобода, братство, равенство, человечность);

  • формирование опыта гражданского поведения: противодействие аморальным явлениям (аспект толерантности как активной позиции - наличие объективно нетерпимого);

  • накопление опыта проживания эмоционально насыщенных ситуаций гуманного поведения: организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких и далеких, терпимости, уважения к правам и достоинству других людей.

Согласно потребностно-мотивационной концепции воспитания -концепции «Воспитание на основе потребностей человека» (В .П. Созонов), воспитание - деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей личности, в состав которых входит потребность в уважении, признании, защищенности. При этом важными свойствами личности школьника, младшего школьника, по мнению В.П. Созонова, следует считать в контексте исследуемой нами проблемы самопринятие; признание и принятие окружающей среды, бытия других; способность к пониманию, сочувствию, состраданию другому.

Основные идеи воспитания этнической толерантности у дошкольников заложены в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». И далее: «Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей». В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.

Таким образом, в рассмотренных концепциях воспитательной деятельности заложены воспитательные идеи, которые могут послужить основой для реализации цели развития толерантности как качества личности ребенка: воспитание культуры поведения детей, в том числе культуры межнациональных отношений; формирование гуманистического мировоззрения; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; воспитание милосердия, доброты, способности к сопереживанию; воспитание подрастающего поколения в духе мира, взаимопонимания, прав человека.

Впсихолого-педагогической литературе имеются теоретические и технологические предпосылки разработки проблемы преемственности в воспитании основ этнической толерантности у детей дошкольного и младшего школьного возраста: идеи этнопсихологии (А.П. Оконешникова и др.); идеи гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, М.А. Данилов, М. Монтесори, В.А. Сухомлинский и др.); идеи педагогики сотрудничества (И.П. Волков, О.С. Газман, И.П. Иванов, С.Н. Лысенкова и др.); идеи педагогики и психологии. ненасилия (А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.); идеи педагогики культуры мира (М.В. Кабатченко, Э.С. Соколова, З.К. Шнекендорф и др.); идеи педагогики этничности и толерантности (A.M. Байбаков, Г.В. Безюлева, З.Ф. Мубинова и др.); этнопедагогический подход (Г.Н. Волков и др.); педагогическая технология воспитания межнациональной толерантности у детей (И.З. Сковородкина и др.).

Основными методологическими подходами в контексте воспитания этнической толерантности у детей являются следующие:.

  • Личностно-ориентированный подход. Выступает базой воспитания целостной, свободной личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство, свободу и права других индивидов.

  • Коммуникативно-диалогический подход. Предполагает субъект-субъектное взаимодействие педагога и ребенка. При этом происходит насыщение воспитательного пространства образцами толерантного поведения.

  • Культурологический подход (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М.С. Коган, Н.Е. Щуркова). Помогает в решении комплекса важных задач: овладение детьми культурой своего народа как условие интеграции в иные культуры; формирование у ребенка представлений о многообразии культур в мире; воспитание положительного отношения к культурным различиям; создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов; формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур; воспитание младших школьников в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

  • Деятельностный подход (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Именно с помощью деятельности индивид реализует свои отношения с природой и обществом. Толерантное поведение, толерантность как качество личности ребенка формируется только через активное включение его в деятельность - взаимодействие с другими людьми.

  • Средовой подход (В.А. Караковский, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.). Требует опосредованного управления «через среду» процессами развития и формирования личности, в том числе воспитания рассматриваемого качества личности ребенка.

  • Гуманистический подход (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.) . Предполагает ориентацию всего педагогического процесса на развитие личности ребенка, его возможностей, признание человека высшей ценностью.

  • Аксиологический подход (З.И. Равкин, В.Г. Пряникова и др.). В русле воспитания терпимости у детей предполагает ориентацию детей на национальные и общечеловеческие ценности, одним из которых является толерантность.

  • Системный подход (В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, В.Д. Шадриков и др.). Целостная система является необходимым условием развития толерантного поведения ребенка.

На основе нашего исследования следует отметить следующие особенности процесса воспитания этнической толерантности как качества личности ребенка.

  1. Целенаправленность. Цель воспитания этнической толерантности у детей:

  • развитие толерантной личности. Она достигается в ходе организации позитивного опыта толерантности, то есть опыта сосуществования разного;

  • развитие толерантности как качества личности, как принципа человеческих взаимоотношений;

  • развитие умений (уважать достоинство другого человека, его точку зрения, личное мнение; вступать в позитивные взаимоотношения с другими людьми; уважительно относиться к представителям другой нации, другого вероисповедания; конструктивно выходить из конфликтных ситуаций;

  • ненасильственно выражать свои чувства и переживания; строить свое поведение и деятельность на ненасильственной основе;

  1. Многофакторность, так как в нем принимают участие различные объективные и субъективные факторы: национально-бытовая среда, школа, детский сад, детский коллектив, воспитатели, учителя, семья, родители, сверстники, средства массовой информации.

3. Культуросообразность, Интеграция многообразия культур приводит к созданию единой среды развития и воспитания ребенка и создает пространство «национального дома», в котором личность ребенка и взрослого определяет свое индивидуальное место жизни, самовыражения, благодаря чему происходит развитие национального самосознания и этнической принадлежности.

4. Национальная самобытность. Своеобразие национальной культуры, национальных отношений, обуславливает возможность проявления единого коллективного национального сознания и индивидуального национального самосознания, стимулируют личность к социальной, коммуникативной и культурно-творческой активности.

5. Преемственность, это целостный педагогический процесс присвоения нравственно-этических качеств и нравственно-ценностных ориентаций, способствующий эффективной адаптации дошкольников и младших школьников на последующих ступенях системы образования и успешной социализации в современном обществе.

Исследование сущностной характеристики процесса воспитания этнической толерантности показало, что его воспитательная эффективность зависит от совокупности объективных и субъективных, внешних и внутренних условий, а также от знания реального состояния воспитанности детей. Поэтому выявление собственно условий, средств, методов и обоснование совокупности критериев и уровней этнотолерантной воспитанности детей - одна из задач нашего исследования.

Исходя из проблемы исследования необходимо было определить педагогические условия эффективной реализации преемственности в воспитании этнической толерантности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, в связи с чем мы рассмотрели научные положения, раскрывающие сущность понятия «педагогические условия».

Н.И. Кондаков отмечает, что условия - это среда, в которой пребывают и без которой не могут существовать предметы, явления, то, от чего зависит другое. В логике различают необходимые и достаточные условия, которые имеют место всякий раз, как только возникает действие; достаточные условия - это те, которые непременно вызывают действие. Процессы же становления человеческой личности как самодвижение определяется внешними и внутренними условиями.

Просмотров работы: 1365