Сегодня проблема обеспечения безопасности России и ее граждан приобрела ключевое, решающее значение. Происходящие изменения в обществе, в частности в социально-экономической, политической, духовно-нравственной, информационной сферах с одной стороны, создают качественно новые возможности выбора жизненного пути, с другой - оказывают деструктивное воздействие, вызывающее у многих людей дезориентацию в современной социальной ситуации, негативно отражаясь на планах, целях и качестве жизни, повышают социальную напряженность и приводят к нарастанию социального неблагополучия, росту аддикций, кримининализации социальной среды, ухудшению духовного здоровья общества.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года к числу угроз национальной безопасности относит «засилие продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев». Растут угрозы дестабилизации мировоззренческого характера, дебилизации, которые имеют и глобальный, и региональный, и локальный масштабы. Соответственно растет уязвимость человека, социальных групп, общества, государства в духовной, ценностной сфере. Произошло снижение «этической планки» и общекультурного уровня широких народных масс, т.е. понижение духовных моральных, интеллектуальных, физических качеств, необходимых для выживания [1].
Духовное здоровье, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Стоит уделять особое внимание духовному здоровью ребенка, воспитанию гражданственности и патриотизма. Все это способствует определению природных задатков, для развития творческих способностей, привлечения к возрождению, сохранению и улучшению культурных ценностей накопленных поколениями, развития объективной самооценки и саморегуляции поведения, способности прочной адаптации в социуме - на наш взгляд, это самые актуальные проблемы, решение которых приведет к нормализации духовного здоровья подрастающего поколения.
Никогда не стоит забывать, что дети это не только наше будущее, но и наше настоящее, поэтому для решения данной проблемы стоит задействовать все институты гражданского общества, в области культуры, этноса и религии. Отсутствие духовного развития приводит к моральному разложению общества.
Если обратиться к истории России, то мы увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Особая роль в духовной жизни общества принадлежит религии. Религия является одной из древнейших форм культуры. Она является одним из наиболее устойчивых общественных институтов. Православные устои и традиции национальности всегда ярко отражались в культуре России. Термин духовное здоровье вышло из употребления в постреволюционный период России, где в воспитании подрастающего поколения на первый план ставилось развитие патриотизма к родине и преданность идеям социализма. В данный момент наша страна переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. На сегодняшний день материальные ценности превосходят над духовными, а из этого можно сделать вывод, что у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
Для того чтобы вернуться к основам духовно-нравственного воспитания, необходимо создать условия для развития духовного здоровья.
Духовно-нравственное воспитание - это комплексная проблема и решать ее нужно постепенно, включая в этот процесс как взрослых, так и детей.
Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:
- помощь учащимся в развитии интеллектуальных, физических и духовных задатков; разработка личных нравственных убеждений;
- научить понимать, пи работать в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;
- создавать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;
- сосредоточить внимание детей на содержании материала, представляющего духовные ценности, в основе которых Слово и Действие.
И с этого момента начинается деятельность, от которой зависит весь процесс воспитания и обучения, по формированию:
1. Социальности, способности к изучению и освоению физического мира. Где в работе идет обращаться к традиционному отечественному культурному и духовному наследию.
2. Формированию способности к экономической, творческой интеллектуальной деятельности.
3. Способности испытывать добрые чувства, ценить их. Нужно помнить, что мир духовных ценностей навязывать ребенку нельзя, в процессе воспитания, нравственные знания становятся прочувственным опытом, в ходе чего формируется полноценная личность.
4. Способности брать на себя ответственность, лидировать, активно изменять мир.
5. Способности к нравственным поступкам[2].
Стоит уделять особое внимание духовному здоровью ребенка, воспитанию гражданственности и патриотизма. Все это способствует определению природных задатков, для развития творческих способностей, привлечения к возрождению, сохранению и улучшению культурных ценностей накопленных поколениями, развития объективной самооценки и саморегуляции поведения, способности прочной адаптации в социуме, на наш взгляд, решение данных приведет к нормализации духовного здоровья подрастающего поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования направлен на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся и сохранения их здоровья. Так в стандарте описан следующий портрет выпускника основной школы: «выпускник -
-любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
-осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
-социально активный, уважающий закон и право порядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
-уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
-осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды».
Решение данных задач, в частности, возможно и в процессе образования в области безопасности жизнедеятельности (таблица 1).
Таблица 1.
Возможности курса ОБЖ в обеспечении духовно-нравственной безопасности общества
Задачи духовно-нравственной безопасности общества |
Содержание курса ОБЖ |
Воспитание у подрастающего поколения патриотизма |
Основы обороны государства и воинская обязанность |
Формирование у детей культуры здоровья (в том числе профилактика употребления психоактивных веществ и других аддикций) |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
Развитие гуманизма (в том числе профилактика агрессии и насилия) |
Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях |
Формирование у детей культуры безопасности (в том числе противодействие идеологии экстремизма и терроризма) |
Чрезвычайные ситуации социального характера: терроризм - угроза обществу |
Формирование у детей информационной культуры (в том числе противодействие манипуляции сознанием) |
Чрезвычайные ситуации социального характера: безопасность в сети Интернет |
Формирование духовного здоровья учащихся должно осуществляться как по школьной программе ОБЖ, так и во внеклассных мероприятиях. Необходимо обучать учащихся не подвергаться провокациям экстремистов и религиозных фанатиков, проводить семинары и дискуссии о вреде алкоголя, курения, наркотиков и т.д.
Список литературы:
1. Кисляков П.А. От нравственного здоровья личности к духовно-нравственной безопасности общества // Образование и здоровье: Материалы Всероссийской научной школы здоровья с международным участием (19-21 марта). - Стерлитамак: СФ БашГУ, 2013 - С. 89-92.
2. Путинцева И.Г. Современные проблемы духовно-нравственного воспитания школьников и молодежи в общеобразовательной школе // Материалы XII Новосибирских рождественских образовательных чтениий «Наука, образование, культура» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orthedu.ru/news/2009/15-02-09.htm (дата обращения 19.01.2015)