НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Главной причиной социальных катаклизмов остаются мировоззренческие характеристики современного человека, агрессивный, эгоистический тип сознания большинства людей. Поэтому, чтобы изменить мир, сделать его безопасным, надо преодолеть агрессивный, насильственный образ мышления и поведения.

Терроризм, как глобальная социальная угроза представляет собой оружие массового устрашения и уничтожения человечества. Террористические проявления оказывают массовую психологическую атаку, а также данные акты очень часто приводят к человеческим жертвам, материальному ущербу, вражде между государствами, нациями, а это в свою очередь, приводит к войне. Терроризм сеет ненависть, недоверие между различными социальными группами, последствия которых человечество исправляет в течении жизни нескольких поколений. Отсюда возникает нужда формирования у личности антитеррористической позиции, как основу ненасильственного взаимодействия и просоциального поведения в целом.

Антитеррористическая безопасность – это состояние защищенности личности, общества и государства от террористических проявлений. При этом следует понимать, что безопасность – это не только и не столько физическая защита, это в первую очередь духовное состояние личности и общества [4].

В настоящее время, при росте террористических угроз основной группой риска становится молодежь. Поэтому необходимо обращать внимание на проявление террористических угроз именно в молодежной среде [5, 7]. Кроме того, причиной может стать недостаточная освещенность вопроса проявления террористических актов и терроризма в целом. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования одной из целей образования в области безопасности жизнедеятельности ставит формирование у учащихся антитеррористической, антиэкстремистской личностной позиции.

Итак, формирование антитеррористической личностной позиции начитается с такого социального института, как школа. Непосредственно с этим связан предмет « Основы безопасности жизнедеятельности». На уроке ОБЖ, тема которого связана с понятием «терроризм» учитель ставит перед собой задачу: формирование антитеррористической личностной позиции учащегося.

Для того чтобы можно было определить направленность личности, нужно понять ее позицию. Понятие «позиция» имеет содержательное значение, а именно, обобщенную характеристику человека как личности, и того места, которое он занимает в обществе. Рассматриваются субъективные и объективные характеристики личности и их сочетание. Отсюда можно сделать вывод, что в понятие «позиция» входят различные аспекты: самореализация личности, ценность не только собственного достоинства, но и толерантное отношение к ценностям других [1].

Таким образом, можно сформулировать определение: «антитеррористическая личностная позиция» – это мировоззренческая и идеологическая направленность личности, которая представлена, как система ценностей, взглядов, определяющих негативное отношение к терроризму, подкрепленная соответствующим поведением личности в обществе.

Одним из наиболее важных направлений по формированию антитеррористической личностной позиции является формирование у личности совокупной системы представления проявления террористической деятельности, через системы: научных, философских, социальных, экономических, политических, а также нравственных взглядов. В процессе изучения безопасности жизнедеятельности необходимо акцентировать внимание на мировоззренческом аспекте [3].

Обозначенные В.А. Ситаровым и В.Г. Мараловым задачи педагогики ненасилия в полной мере согласуются с задачами формирования антитеррористической личностной позицией. Назовем их: воспитание у подрастающего поколения миролюбия, духа ненасилия (формирование негативного отношения к войне, отрицание насильственных методов разрешения социальных конфликтов, гуманное отношение к другим людям и к самому себе, умение ненасильственным путем разрешать конфликты и пр.); гуманизация процесса обучения и воспитания, взаимодействия взрослых и детей, включая реформирование системы подготовки будущих педагогов, формирование у них личных свойств и специальных умений, позволяющих в дальнейшем воспитывать детей в духе ненасилия и работать самим без использования принуждения [6].

Идеи педагогики ненасилия также выражены в педагогике мира (М.В. Кабатченко и Э.С. Соколова, Я.А. Кракова). В качестве практического примера можно привести деятельность центра «Педагогика мира», направленного на формирование у учащейся молодежи целостного восприятия мира, переосмысление ими своего места и роли в природной среде обитания, осознание ими глобальных проблем человечества и необходимости их решения, создание благоприятной психолого-педагогической обстановки для осуществления системы всеобъемлющей безопасности [2].

Большой опыт обучения и воспитания в духе ненасилия накоплен за рубежом. Например, в США этой проблемой занимается ряд неправительственных организаций: «Педагоги за социальную ответственность» (Educators for Social Responsibility, www.esrnational.org.), «Организация учеников и учителей за предотвращение ядерной войны» и др. В Японии воспитание в духе мира рассматривается в рамках теории «Хейва кейку» («Образование в духе мира»).

Таким образом, в формировании антитеррористической личностной позиции можно выделить следующие взаимосвязанные блоки: воспитание у детей миролюбия, формирование навыков принятия и понимания других людей, умений позитивно с ними взаимодействовать, развитие негативного отношения к насилию и агрессии.

Литература:

  1. Гафнер В.В. Экстремизм в молодежной среде и его профилактика // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2014. №11. С. 43-47.

  2. Кабатченко М.В. Педагогика мира. Постановка проблемы и теоретическое обоснование // Педагогика мира: История, теория, практика. М., 1992. Вып. 1. С. 11-20.

  3. Кисляков П.А. От педагогики безопасности к педагогике ненасилия и толерантности // Научный поиск. 2014. № 3. С. 23-26.

  4. Кисляков П.А. Социальная безопасность личности: функциональные компоненты и направления формирования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 5.

  5. Кисляков П.А. Формирование толерантности и профилактика идеологии экстремизма в молодежной среде Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2011. Т. 7. № 3.

  6. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании: Учебное пособие. М.: Издательство «Юрайт», 2012. 424 с.

  7. Соковня И.И. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. М.: Просвещение, 2005. 158 с.

Просмотров работы: 4597