ОРИЕНТАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДИЗАЙНЕ КОСТЮМА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОРИЕНТАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДИЗАЙНЕ КОСТЮМА

Василиско Д.И. 1
1Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского го-сударственного технического университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное модное пространство монокультурно. Тема ориентализма постоянно присутствует в основных трендовых темах. Увлечение чувственной эстетикой Востока, яркой декоративностью, причудливыми узорами  манит американских и европейских дизайнеров, обращающихся к азиатским традициям. 

    Истоки ориентализма уходят глубоко в прошлое,  к античности, когда в результате греко - персидских войн сложилась дихотомия Азия - Европа. Первое появление диковинных китайских безделушек, предметов декоративно-прикладного искусства в 17веке способствовало возникновению течения  экзотизм.  Роспись фарфора, особенно изумила европейцев. Мотивы росписей нашли отображение во многих видах европейского декоративно-прикладного искусства, а в частности в мотивах тканей. В результате переплетения элементов стиля рококо и китайского искусства сформировался смешанный стиль, который получил название "шинуазри». Шинуазри - одна из старинных этнических тем. В Европе она появилась на тканях в XVIII веке. Кроме орнаментов, в женской моде 1730-1760 годов, присутствовали рукава «а-ля-пагода», соломенные шляпы, туфельки - мюли. В последствии «китайщина» способствовала появлению в арт -деко такой одежды , как пижама, элементы которой вошли в вечерние туалеты. С XVII века в Европпе, стал широко известен расписной   или набивной ситец- Indien, использовавшийся для нарядов в восточном стиле, выполненных по мотивам японских кимоно.

Как широкий и вездесущий культурный тренд, ориентализм воцарился в парижской моде в годы, предшествовавший  Первой мировой войне. Его отличала любовь к сочным оттенкам оранжевого, фиолетового, нефритового зеленого и глубокого черного. Среди других характерных черт - смелый набивной рисунок и вышивка, украшающие,  сравнительно стройный силуэт. Истоки ориентализма следует искать  и в живописи. В 1905 году в Париже прошла выставка фовистов (фр. les fauves - дикие), использовавших в своих работах яркие, резкие и неестественные цвета, которая вызвала интерес ко всему экзотическому. Однако катализатором, превратившим зарождающуюся тенденцию в повальное увлечение, стала блестящая постановка в 1910 году балета «Шехерезада» на музыку Н.А. Римского-Корсакова в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Декорации и костюмы, сделанные по эскизам Леона Бакста, преобразили традиционный балет в подлинную феерию цвета. Существуют разные мнения на счет того, кто первым стал законодателем ориентальных мод и Леон Бакс и Поль Пуаре будучи гениальными художниками по костюму тонко чувствовали новые концепции пряных ароматов востока и  каждый из них  создавал свой восток. Влияние Бакста на моду в первой четверти ХХ века было огромным. Уникальность этого воздействия заключается в том, что в начале он оказал его через театр, поразив Париж утонченной эротикой и пряной роскошью Востока, геометрическими орнаментами греческой архаики и невиданными колористическими пристрастиями. На его палитре синий соседствовал с зеленым, красный с фиолетовым, розовый с желтым.[1] За очень короткий срок возникает легко узнаваемый стиль Бакста. Восточная мода не повлияла на мужскую одежду, денди оставались верны своему стилю. Французский кутюрье,  Поль Пуаре  одел женщин в восточные наряды, фанатично,  коллекционируя этнические образы он заслужил прозвища «парижский паша». Из его мастерской выходили роскошные шаровары и тюрбаны, украшенные экзотическими перьями и богатой отделкой.  Поль Пуаре возродил традицию использования великолепного византийского текстиля и заказал живописцу - фовисту Раулю Дюфи рисунки для набивных материалов. Он отдавал предпочтение линейному, даже несколько цилиндрическому силуэту, беря за образец японские кимоно, греческие хитоны и азиатские халаты. Кутюрье создавал спрос на новые фасоны, устраивая пышные костюмированные балы в восточном духе, являющиеся одновременно показами мод. Кафтаны и кимоно, шаровары и туники, вуали и тюрбаны он  создает для своих «рабынь» и они принимают их с восторгом.

Платье Мариано Фортени, созданное под влиянием ориентализима, становиться бессмертным. Техника японского плоского кроя, с успехом удавалась кутюрье. Платье-туника становится платьем, современных танцовщиц, от Айседоры Дункан до Марты Грэхем. Интерес художника к тканям и краскам заставлял его экспериментировать с бархатом, шелком и новыми способами нанесения рисунка. Он использовал разные техники крашения и травления. В своих поздних работах он использовал, японскую технику нанесения рисунка по шаблону. Форма Фортени не интересовала. На удачную находку Фортени ориентировались многие другие дизайнеры: прежде всего его друг Поль Пуаре, позднее американка Мери Мак-Феден и японец Иссей Мияке в своей коллекции Pleats pleas. Жанна Пакен не имела оглушительной славы, хотя в 1906 году она представилаколлекцию одежды в стиле ампир и  накидку в форме кимоно, опередив П.Пуаре, работавшего в том же направлении. Мадам Вионне, в своей работе применяла принцип создания из прямого куска, цельнокроеные рукава кимоно. Увлечение японской живописью укиё-е, коллекционирование кимоно, все это способствовало присутствию ориентального стиля в её моделях.

В 20-е годы увлечение японской лаковой живописью способствовало, экспериментам с тканью, которая получила название ламе. Жан Дюнан  экспериментировал с материалом и стал росписовать лаком ткани. Ткань ламе  текстурой и характерным блеском напоминала лакированную поверхность и была столь оригинальна, что многие кутюрье в 20-х годах использовали в своих разработках.

     Ориентальная тема, вдохновляла многих  кутюрье, художников по костюму, дизайнеров 20 века среди них:  Сестры Калло, Мариано Фортени, Жанна Пакен, Жанна Ленвин, Чарльз Ворт, мадлен Вионет и др.

Еще одно направление ориентализма появилось в связи с открытиями границ Японии. Японизм - направление в европейском искусстве XIX cтолетия, сложившееся под влиянием японской цветной ксилографии укиё-э и художественных ремёсел. Влияние Японии на мировую изобразительную культуру на переломе XIX-XX веков было огромным. Японская атрибутика присутствовала во всем в живописи, в интерьере, в костюме. Новые принципы декоративной композиции, плоскостного решения, особого чередования пятен и пустот, мотивы, техника подача цвета в японском искусстве отразились на творчестве Лотрека и Бердслея, Уистлера и Ван Гога, Мане и Гогена. Значительное влияние японизм оказал также на искусство стиля модерн и на кубизм. После открытия Японии в 1855 году для внешнего мира японские товары и произведения искусства в большом количестве привозятся в Европу и быстро находят в ней ценителей. Во время Всемирной выставки в Лондоне и Всемирной выставки в Париже были продемонстрированы японская цветная гравюра и различные кустарные изделия - фарфор, кимоно, ширмы, лаковые изделия и другое. Современные дизайнеры также уделяют культуре Азии большое  значение. Мода на экзотику продолжает существовать, но дизайнеры не цитируют  элементы национальных костюмов тихоокеанских стран  не дословно, они сплетаются в эклектичном калейдоскопе, рождая новые образы восприятия Востока, примеры которых представлены на рисунке  1.


Рисунок 1- Эклектика в восточном стиле

    Анализ современных  тенденций позволил выделить ориентальные темы в современных тенденциях костюма:

1. Различный ассортимент одежды  в Восточном  стиле фигурировали в коллекциях  Alexander McQueen, Philosophy di Alberta Ferretti, Louis Vuitton,  в нынешнем  сезоне они были представлены в коллекциях Christopher Kane, Bibhu Mohapatra,  Zac Posen, Marni представлен на рисунке 2 ;

                   

Рисунок 2 - фрагмент коллекции Marni весна-лето 2015

2.Воторник - стойка и пояса были предложены следующими дизайнерами:

   Phillip Lim, Acne, Haider Ackermann, Giorgio Armani, Zac Posen;

3. Восточные принты и вышивки украшали костюмы Barbara Bui,  Vivienne Tam,  Jil Sander, Maison Martin Margiela, Dries van Noten, Marni, Еtro;

                      

Рисунок 3 - модели весна-лето2015 с использованием восточных мотивов в оформлении тканей.

4. Жаккардовые ткани с золотыми нитями, стилизованные под текстиль восточных стран можно увидеть в коллекциях  Marni, Osman, Vika Gazinskaya;

5. Красный - цвет флагов Китая и Японии, но для первой страны он означает счастье, а для второй - ярость. Оттенки красного цвета, навеянные востоком  представлены в показах Alexis Mabille,Christopher Kane,  Hakaan.

6. Индийские мотивы прослеживаются в коллекциях Chanel,  Riccardo Tisci, Prada, Hermes, The Row.

Выводы:

    На основе анализа развития  стиля ориентализм  было прослежено его влияние на  искусство создания костюма XIX-XX в. В начале ХХ века это направление, оказало огромное влияние на стилистическое развитие костюма. Многие  кутюрье с упоением создавали  образы в восточном стиле. Авторские прочтения восточных традиций, позволили создать уникальные произведения искусства. Влияние ориентализма способствовало развитию   эклектизма культур, что в свою очередь,  является современным способом решения эстетических задач в  дизайне костюма.  Явление ориентализма повлияло на формирование и развитие восточного направления в  современной моде.  

 

Список литературы

1. Беспалова Е. Бакст и мода: прихоть художника// Теория моды 2010 -2011. выпуск 18 зима. - С. 12.

2. Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс] /© Академик, 2000-2013  - Режим доступа http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/904854

3. Нефедова О.В. Творчество Жанна-Батиста Ванмура (1671-1737) и проблемы ориентализма в Западно-Европеской живописи XVIII века: автореф. дискан.искуствоведения:  17.00.04 / Нефедова Ольга Вадимовна; Российская  академия художеств.- М., - 2009.12с.- Библиогр.: с. 29-30.

4. Актуальные проблемы исторической науки: Материалы международной  научной  конференции, посвящённой  70-летию ист. фак. БГУ. (15-16 апр. 2004 г.; Минск) / Редкол.: В. Н. Сидорцов. (отв. ред.) и др. - Минск: БГУ, 2004. - С. 79-80.

5. Актуальные проблемы исторической науки: Материалы международной  научной  конференции, посвящённой  70-летию ист. фак. БГУ. (15-16 апр. 2004 г.; Минск) / Редкол.: В. Н. Сидорцов. (отв. ред.) и др. - Минск: БГУ, 2004. - С.

78 .

6. История моды с XVIII по ХХ век. Коллекция Института костюма Киото; перевод  Л.А.Борис.- М.: TASHEN. АРТ-РОДНИК, 2003. - с. 225.

 

 

Просмотров работы: 1798