ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ПРАВА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ПРАВА

Хирачиев М.М. 1, Каримулаева Э.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В целях повышения эффективности обучения надо освоить современные формы организации учебного процесса. Внедрение информационных технологий в образование позволяют облегчить труд учителя, повысить у учащихся мотивацию к обучению, эффективность и качество образования. Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают определенный уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Сегодня, современное обучение невозможно представить без технологий мультимедиа, которая включает в себя совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение, то есть во всех известных сегодня формах.[1,с.12]

Использование электронных презентаций на уроках обществознания и права в последние годы прочно вошло в повседневную практику учителя.Причем это могут быть презентации, подготовленные самим педагогом, или же варианты, разработанные учащимися по заданию учителя. Отметим, что в первом случае педагог задает некоторый уровень выполнения подобных работ, дает образец как разработки, так и использования электронной презентации в ходе устного выступления. И в этом смысле подготовка презентации учителем — дело чрезвычайно ответственное и важное.Заметим, что далеко не всегда работа учителя с электронной презентацией на уроке бывает эффективной. К сожалению, все еще жива худшая из подобных практик. Имеется в виду ситуация, когда презентация рассматривается всего лишь как конспект выступления учителя: на экране по ходу рассказа появляются основные тезисы выступления, и даже сам рассказ порою подменяется простым прочтением и комментированием текстов, возникающих на экране.

Как сделать электронную презентацию эффективной? Что для этого необходимо учитывать? Эти и другие вопросы обсуждались на курсах повышения квалификации учителей истории, обществознания и права. В результате этих обсуждений были выведены наиболее общие принципы и правила составления презентаций по обществознанию и праву, а также группой педагогов был разработан конспект занятия, в ходе которого используется электронная презентация.

Обобщая опыт, накопленный в сфере разработки и использования презентаций, хотелось бы остановиться на отдельных моментах, связанных с правилами выбора формы, грамотной подачи материала и дизайна.Выбор формы презентации, ее общий стиль обычно диктуются характером и местом урока в системе уроков по предмету, который проводит учитель (объяснение нового материала, обобщающее повторение и др.), возрастом учащихся и условиями демонстрации.[4,с.52-53]

Рассмотрим частный случай использования мультимедийной презентации, когда урок по изучению нового материала проводится в ситуации использования только одного компьютера и проектора. Структура презентации для такого урока должна быть линейной. Разветвленная схема с использованием гиперссылок уместна, только если требуется уточнение некоторых небольших фрагментов содержания.

В этом случае требование к тому, чтобы средства «навигации» по слайдам были бы интуитивно понятны слушателям, не выдвигается. Ведь работать с презентацией будет сам учитель.

Однако четкое структурирование материала наблюдать необходимо. На слайды помещаются только опорные тезисы урока, которые в ходе занятия учитель раскрывает, развивает, иллюстрирует примерами, сопровожден заданиями и т.д.

Рассчитать количество слайдов, которые учитель покажет на уроке, можно путем нехитрого подсчета. Слайд презентации должен присутствовать на экране не менее 30 секунд и не белее 2 минут. Если не достичь нижней границы, ученики не успеют рассмотреть, что же все-таки было на слайде, если превысить верхний временной лимит — устанут от однообразия, перестанут понимать смысл использования презентации. На изучение нового материала учитель не может выделить больше 25-30 минут урока (при стандартном уроке в 45 минут и условии, что это урок изучения нового материала), поэтому количество слайдов не может превышать 12-15 минут.[3,с.84-85]

Значительно улучшить общее впечатление от занятия с использованием мультимедийной презентации поможет следование нескольким советам.

1.Текст на слайдах не должен быть большим. Лучше избегать дословного «перепечатывания» текста учебника на слайды. Многословный слайд может стать более информативным с помощью: - определения, что должно быть сказано, а что показано (предпочтительнее вместо слов, насколько это, возможно, использовать зрительный ассоциативный ряд или схемы).

- удаления комментариев («к примеру...», «то есть...») и информации, предлагаемой в скобках.

- редактирования и сокращения предложений — с восьми слов до пяти, с пяти до четырех...

2. Для лучшего восприятия текста на слайдах необходимо использовать так называемые рубленые шрифты (например, различные варианты Arial, Tahoma, Georgia и др.), причем размер шрифта должен быть 36-60 пунктов и более для заголовков и 24-48 пунктов для основного текста.

3. Если нужно представить некоторую последовательность пунктов, то стоит обратить внимание на правила оформления перечня на слайдах. Нумерованный список целесообразнее дать если последовательность пунктов жестко определена: перечисляются этапы процесса, которые следуют один за другим, или пункты перечисляются в порядке значимости.

4. Если в списке больше пяти пунктов. Стоит обратить внимание на использование знаков препинания в презентациях. Оно отличается от пунктуации в обычных текстах. Слайд должен выглядеть изящно и лаконично, поэтому стоит избавиться от всех знаков препинания, которые не несут смысловой нагрузки. Например, от точек с запятой в конце каждого пункта в списке перечислений. А вот заглавная буква в начале каждого пункта важна, так как она влияет на качество восприятия текста (улучшает его читаемость).

5. Не стоит рассеивать внимание учеников, располагая на слайде огромное количество рисунков. Лучше ограничиться 2-3. Исключение составляют иллюстрации, которые накладываются одна на другую, полностью закрывая предыдущее изображение, как бы перелистывая его.

6. Большие таблицы трудны для восприятия, лучше заменить их графиками, построенными на основе этих таблиц. Если все же таблицу показать необходимо, то лучше оставить как можно меньше строк и столбцов, привести только самые необходимые данные. А подробную таблицу распечатать и дать возможность ознакомиться с ней каждому непосредственно на его рабочем месте, а не с общего экрана.

7. Текст и рисунки на большом экране будет видно так же, как на экране компьютера. Поэтому не приходится рассчитывать, что проектор увеличит слайд.

8. Важно подобрать правильное сочетание цвета фона и шрифта. Они должны контрастировать. Светлый фон — темный шрифт или наоборот.Сочетание «черный текст — белый фон» не всегда можно назвать удачным для презентаций, так как при этом в глазах часто начинает рябить (особенно в тех случаях, когда шрифт мелкий). Кроме того, не достигается визуальный эффект, необходимый для эффективного восприятия материалаИспользование фотографий в качестве фона также не всегда удачно из-за трудностей с подбором шрифта. В этом случае надо либо использовать более-менее однотонные, иногда чуть размытые фотографии, либо располагать текст не на самой фотографии, а на цветной подложке. Иногда целесообразно использование «тематического» фона: сочетание цветов, несущих смысловую нагрузку и т.п.

9. Усилить эффект от использования презентаций можно раздавая распечатки сложных рисунков, таблиц, схем, особенно тех, которые приводятся лишь в качестве дополнительного иллюстративного материала, а не для запоминания. Использование таких распечаток может значительно ускорить ход урока, сэкономив время для записи более важных вещей.

10. Музыкальное сопровождение нужно только тогда, когда оно несет смысловую нагрузку, так как музыка сильно отвлекает и рассеивает внимание.

То же самое можно сказать и об анимационных эффектах. Они не должны быть самоцелью. Кроме того, если презентация настроена «по щелчку» (каждый новый элемент слайда возникает на экране после клика мышкой), анимационный эффект существенно тормозит показ презентации, отвлекает от сути обсуждаемых вещей. [2,с.20-22]

Таким образом, каждый учитель, используя ИКТ в преподавании в условиях модернизации, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности. Благодаря этому для учителя - работа, а для его учеников - обучение станут радостнее и увлекательнее.

Не следует забывать об утомляемости детей однообразной учебной деятельностью. Необходимо уметь не только чередовать виды учебных заданий, но и управлять эмоциональным фоном урока. Мультимедиа предоставляет нам для этого очень хорошие возможности. Увлечение, восторженное удивление, интерес, улыбка и даже смех - лучшее лекарство от усталости на уроке.

И в то же время мы нельзя забывать, что мультимедийные средства обучения могут привести к перенасыщению информацией на уроке, что, в свою очередь, способствует повышению утомляемости детей. Поэтому, можно отметить необходимое условие овладение учителем приемами и методами использования мультимедиа как средство реализации здоровьесберегающих технологий.

Немало важным является и то, что заранее готовясь к уроку, преподавателю необходимо разработать на компьютере в приложении «Power Point» программы «Office» необходимое количество слайдов, дополняя видеоинформацию на них звуковым сопровождением и элементами анимации, что значительно повышает требования к квалификации преподавателя. Эффективность применения интерактивного урока в ходе преподавания объясняется своеобразием оформления текстовой информации в виде графиков, логических схем, таблиц, формул, широко используемых преподавателями дисциплин технического профиля.

Таким образом, участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования. Использование предложенной методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес учащихся к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.

Литература:

  1. Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. - СПб., 2000.- С.11-15

  2. Сахарусова Т.А. Использование информационных технологий для повышения уровня мотивации всех участников образовательного процесса. – М., 2011. – С.15-25

  3. Титоренко Г.А. Современные информационные технологии.- М., 2009. -209с.

  4. Шутенко А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий / [Электронный документ].– (http://pedsovet.su/publ/26-1-0-841). - 2010. – 119с.

Просмотров работы: 1775