МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Гаджиахмедова Ф.М. 1, Шамсудинова П.А. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные условия развития общества, стандарты второго поколения требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений, навыков - на развитие личности ребенка, его способностей, самостоятельности мышления. В такой педагогической теории обучения, ученик становится центральной фигурой, его деятельность приобретает активный, познающий характер.

«Самостоятельность головы учащегося – единственно прочное основание всякого плодотворного учения» (К.Д. Ушинский).

Важнейшей частью преподавания любого предмета является работа над понятиями, поскольку без их осмысления невозможно говорить о результативности учебного процесса. Знание понятий является и целью, и средством обучения, поскольку каждое новое знание базируется на предшествующем – нельзя работать над содержанием определяемого понятия без знания определяющих его терминов (понятие – логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь; термин – слово или словосочетание, являющееся определенного понятия).

Любая наука имеет вполне определенную структуру, которая выстраивается по понятийному принципу. Чтобы получить научные знания, понять их внутреннюю логику и взаимосвязь, школьнику необходимо обладать понятийным мышлением. Если это условие соблюдается, то ученик легко понимает то, что ему объясняют на уроке, и то, что он сам читает в учебниках, в научных пособиях и книгах.

Если же понятийное мышление у учащегося не сформировано, то он может образно представлять сообщаемые ему отдельные факты и научные положения, но в основном ему приходится заучивать предлагаемую информацию наизусть. Заучить же наизусть весь материал учебников обществознания, не понимая сути излагаемых событий, практически невозможно.

Необходимо отметить, что ребенок не рождается с развитым понятийным мышлением, оно не созревает само по себе по мере его взросления, оно формируется в процессе обучения только в том случае, когда ученику приходится систематически овладевать научными понятиями в ходе специально организованной учебной деятельности.

Усвоение понятий не есть простой перенос знаний от взрослых к ребенку. Овладение понятиями – сложный процесс, зависящий от прошлого опыта, уже имеющихся знаний, от деятельности, осуществляемой в процессе усвоения, от системы умственных операций, которыми оно осуществляется. Ребенок активен, овладевая понятием, он осмысливает то, что сообщается взрослыми, продумывает свой личный опыт, вносит многое из него в содержание понятия, передаваемого учителем, перестраивает это понятие по своему, в соответствии с данными своего опыта, своего отношения к предметам и явлениям, обобщаемым данным понятием. Усвоение понятий всегда есть вместе с тем и процесс их формирования и развития.

Основными логическими приемами, формирующими навыки мыслительной деятельности, являются: анализ (мысленное расчленение содержания понятия на составляющие его признаки и свойства); синтез (мысленное соединение в целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа); сравнение (мысленное установление сходства и различия объектов по существенным и несущественным признакам); обобщение (мысленное объединение отдельных предметов в понятии).

Приемы педагогической технологии работы с понятиями.

- Предложить учащимся назвать по одному-два слова, которые бы определяли понятие.

- Попросить выделить из списка наиболее существенные и необходимые признаки, т.е. такие, без которых не может существовать понятие.

- Существенные и необходимые признаки синтезировать в определение понятия.

Организация работы над понятием «государство»

Народ, население, флаг, герб, территория, власть, закон, управление

  1. Территория, население, управление, власть, суверенитет.

  2. Государство - общественная система, создаваемая для организации и управления жизнью населения на определенной территории с помощью государственной власти и законов и обладающая независимостью.

Второй прием: Определение содержания понятий через их сравнение.

Например: Парламентская республика – форма правления, в которой верховная власть принадлежит парламенту. Президентская республика – форма правления, в которой верховная власть принадлежит президенту.

Выделяется и сравнивается один существенный признак – принадлежность верховной власти.

Третий прием: Определение содержания понятий и их отличительных признаков через обобщение выделенных признаков.

Например: Учащимся предлагается заполнить таблицу. Ответив на вопросы, они смогут дать определения понятия (абсолютная монархия – форма правления, при которой власть находится в руках одного человека – монарха, передается по наследству и не ограничивается представительными органами).

Формы правления

Вопросы

Абсолютная монархия

Парламентская монархия

Республика

Кто олицетворяет верховную власть?

Монарх

Монарх

Выборные лица и органы власти

Как приобретается власть?

Передается по наследству

Через выборы

Кто (что) ограничивает власть?

Никто

Парламент

Система сдержек и противовесов

Четвертый прием: Использование этимологического метода, т.е. поиск происхождения слова, его первоначального смысла.

Например: анархизм (греч. An – без, archia – власть) – идея безвластия, безгосударственного устройства общества.

Словарная работа.

Виды словарных заданий

  1. Подобрать к историческому термину родственные слова (крепостной, крепость).

  2. Самостоятельно объяснить значение и историческое происхождение слов и выражений (барин, получить ярлык).

  3. Классифицировать исторические термины (выписать из учебника новые слова, относящиеся к культуре, распределив их по разделам: образование, литература, архитектура, живопись).

  4. Различить сходные термины и объяснить это различие (воссоединение, присоединение, объединение).

В старших классах начинать формирование наиболее сложных понятий можно с привыкания к ним учеников. Можно вводить понятия в объяснение, не требуя от учеников их обязательного запоминания. Оперируя понятием в изложении материала, учитель передает его содержание, конкретизирует, давая учащимся возможность часто слышать понятие и вникать в его суть. Ко времени обязательного введения понятия в новое содержание ученики уже знакомы с ним, что обеспечивает успех его усвоения. Но и после этого необходимо повторение, неоднократное упоминание понятий в обучении. Если в начале ученики лишь воспроизводят образцы деятельности учителя по оперированию новыми для них понятиями, то в дальнейшем на основе обобщения исторических фактов и событий выделяют существенные признаки понятий, дают свои определении

С помощью наглядности в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия. Функцию наглядности выполняют: карты, иллюстрации, таблицы, логические схемы, макеты предметов.

Раскрытие же сущности понятий целиком требует слова учителя.

Формы проверки знаний

- опрос

- фронтальный опрос

- диктант

- тестирование

- задания на соотношение (соотнести определение и понятие)

- решение задач

Опираясь на незначительный опыт полученный в ходе прохождения педагогической практики в школе можем пологать что систематическая отработка и пополнение понятийного аппарата, работа над развитием понятийного мышления школьников дает возможность развивать у них способность к категоризации, умение находить логическую связь между явлениями, видеть закономерности. Такое мышление лежит в основе интеллектуальных навыков, необходимых при обучении обществознанию

Литература:

1.Беспалько Т В Методические основы подготовки учителя к уроку Ж Педагогика

2.Боголюбов Л Н Теория и методика обучения обществознанию Москва 2002 г

Просмотров работы: 3268