«Самостоятельность головы учащегося – единственно прочное основание всякого плодотворного учения» (К.Д. Ушинский).
Важнейшей частью преподавания любого предмета является работа над понятиями, поскольку без их осмысления невозможно говорить о результативности учебного процесса. Знание понятий является и целью, и средством обучения, поскольку каждое новое знание базируется на предшествующем – нельзя работать над содержанием определяемого понятия без знания определяющих его терминов (понятие – логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь; термин – слово или словосочетание, являющееся определенного понятия).
Любая наука имеет вполне определенную структуру, которая выстраивается по понятийному принципу. Чтобы получить научные знания, понять их внутреннюю логику и взаимосвязь, школьнику необходимо обладать понятийным мышлением. Если это условие соблюдается, то ученик легко понимает то, что ему объясняют на уроке, и то, что он сам читает в учебниках, в научных пособиях и книгах.
Если же понятийное мышление у учащегося не сформировано, то он может образно представлять сообщаемые ему отдельные факты и научные положения, но в основном ему приходится заучивать предлагаемую информацию наизусть. Заучить же наизусть весь материал учебников обществознания, не понимая сути излагаемых событий, практически невозможно.
Необходимо отметить, что ребенок не рождается с развитым понятийным мышлением, оно не созревает само по себе по мере его взросления, оно формируется в процессе обучения только в том случае, когда ученику приходится систематически овладевать научными понятиями в ходе специально организованной учебной деятельности.
Усвоение понятий не есть простой перенос знаний от взрослых к ребенку. Овладение понятиями – сложный процесс, зависящий от прошлого опыта, уже имеющихся знаний, от деятельности, осуществляемой в процессе усвоения, от системы умственных операций, которыми оно осуществляется. Ребенок активен, овладевая понятием, он осмысливает то, что сообщается взрослыми, продумывает свой личный опыт, вносит многое из него в содержание понятия, передаваемого учителем, перестраивает это понятие по своему, в соответствии с данными своего опыта, своего отношения к предметам и явлениям, обобщаемым данным понятием. Усвоение понятий всегда есть вместе с тем и процесс их формирования и развития.
Основными логическими приемами, формирующими навыки мыслительной деятельности, являются: анализ (мысленное расчленение содержания понятия на составляющие его признаки и свойства); синтез (мысленное соединение в целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа); сравнение (мысленное установление сходства и различия объектов по существенным и несущественным признакам); обобщение (мысленное объединение отдельных предметов в понятии).
Приемы педагогической технологии работы с понятиями.
- Предложить учащимся назвать по одному-два слова, которые бы определяли понятие.
- Попросить выделить из списка наиболее существенные и необходимые признаки, т.е. такие, без которых не может существовать понятие.
- Существенные и необходимые признаки синтезировать в определение понятия.
Организация работы над понятием «государство»
Народ, население, флаг, герб, территория, власть, закон, управление
Территория, население, управление, власть, суверенитет.
Государство - общественная система, создаваемая для организации и управления жизнью населения на определенной территории с помощью государственной власти и законов и обладающая независимостью.
Второй прием: Определение содержания понятий через их сравнение.
Например: Парламентская республика – форма правления, в которой верховная власть принадлежит парламенту. Президентская республика – форма правления, в которой верховная власть принадлежит президенту.
Выделяется и сравнивается один существенный признак – принадлежность верховной власти.
Третий прием: Определение содержания понятий и их отличительных признаков через обобщение выделенных признаков.
Например: Учащимся предлагается заполнить таблицу. Ответив на вопросы, они смогут дать определения понятия (абсолютная монархия – форма правления, при которой власть находится в руках одного человека – монарха, передается по наследству и не ограничивается представительными органами).
Формы правления
Вопросы |
Абсолютная монархия |
Парламентская монархия |
Республика |
Кто олицетворяет верховную власть? |
Монарх |
Монарх |
Выборные лица и органы власти |
Как приобретается власть? |
Передается по наследству |
Через выборы |
|
Кто (что) ограничивает власть? |
Никто |
Парламент |
Система сдержек и противовесов |
Четвертый прием: Использование этимологического метода, т.е. поиск происхождения слова, его первоначального смысла.
Например: анархизм (греч. An – без, archia – власть) – идея безвластия, безгосударственного устройства общества.
Словарная работа.
Виды словарных заданий
Подобрать к историческому термину родственные слова (крепостной, крепость).
Самостоятельно объяснить значение и историческое происхождение слов и выражений (барин, получить ярлык).
Классифицировать исторические термины (выписать из учебника новые слова, относящиеся к культуре, распределив их по разделам: образование, литература, архитектура, живопись).
Различить сходные термины и объяснить это различие (воссоединение, присоединение, объединение).
В старших классах начинать формирование наиболее сложных понятий можно с привыкания к ним учеников. Можно вводить понятия в объяснение, не требуя от учеников их обязательного запоминания. Оперируя понятием в изложении материала, учитель передает его содержание, конкретизирует, давая учащимся возможность часто слышать понятие и вникать в его суть. Ко времени обязательного введения понятия в новое содержание ученики уже знакомы с ним, что обеспечивает успех его усвоения. Но и после этого необходимо повторение, неоднократное упоминание понятий в обучении. Если в начале ученики лишь воспроизводят образцы деятельности учителя по оперированию новыми для них понятиями, то в дальнейшем на основе обобщения исторических фактов и событий выделяют существенные признаки понятий, дают свои определении
С помощью наглядности в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия. Функцию наглядности выполняют: карты, иллюстрации, таблицы, логические схемы, макеты предметов.
Раскрытие же сущности понятий целиком требует слова учителя.
Формы проверки знаний
- опрос
- фронтальный опрос
- диктант
- тестирование
- задания на соотношение (соотнести определение и понятие)
- решение задач
Опираясь на незначительный опыт полученный в ходе прохождения педагогической практики в школе можем пологать что систематическая отработка и пополнение понятийного аппарата, работа над развитием понятийного мышления школьников дает возможность развивать у них способность к категоризации, умение находить логическую связь между явлениями, видеть закономерности. Такое мышление лежит в основе интеллектуальных навыков, необходимых при обучении обществознанию
Литература:
1.Беспалько Т В Методические основы подготовки учителя к уроку Ж Педагогика
2.Боголюбов Л Н Теория и методика обучения обществознанию Москва 2002 г