МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА – ЛЕКЦИИ В ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА – ЛЕКЦИИ В ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Багандалиева Х.М. 1, Гаджиева П.Д. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Эффективное развитие школьного образования в настоящее время возможно лишь при постоянном совершенствовании профессиональных навыков учителя. Наиболее продуктивными в этом отношении является освоение новых форм ведения занятий, среди которых можно выделить уроки-лекции, уроки-семинары, уроки -ролевые игры, уроки-исследования и т.п. Задачи таких уроков заключаются в выработке учащимися умений анализировать учебный материал, обобщать полученную информацию, приобретать навыки делать выводы и применять полученные знания на практике. Образовательные стандарты в сфере обществознания требуют, чтобы учащиеся получили твёрдые навыки «освоения системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования; приобрели умения получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; получили первый опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе».

Для современной системы общего среднего образования характерны постоянные изменения, связанные с внедрением новых педагогических и информационных технологий в процесс обучения. В настоящее время помимо использования возможностей диапроекторов, кодоскопов, аудио и видеотехники добавились возможности интерактивных досок и компьютеров. Всё это вместе взятое существенно расширяет возможности изложения материала как на лекции, так и на семинаре. Усиливая их наглядность и доказательность, что позволяет не только повысить интерес учащихся к темам лекций и семинарских занятий, но и оптимизировать усвояемость материала, не перегружая объёма внимания учеников. В то же время заметим, что применение новых технологий не отменяет главной компоненты успеха занятия по обществознанию - личности учителя. Ибо его профессионализм и увлечённость своим предметом, его владение ораторским искусством, управление аудиторией во время занятия, его способность построить лекцию и семинар так, что бы они нашли отклик на всех уровнях восприятия, является главным условием достижения требуемого результата – полного усвоения учащимся курса обществознания. В последнее время на уроках обществознания учителя всё чаще используют новые способы подачи информации, такие как ролевые и деловые игры или применяя новые технические приборы – компьютеры, интерактивные доски и т.д. Это позволяет существенно расширить возможности преподавания обществознания, как на уровне традиционного обучения, так и на уровне подготовки учеников к сдаче единого государственного экзамена.

Известно, что лекция – одна из наиболее традиционных форм группового обучения. Для лекции характерно однонаправленная передача информации.

С урока-лекции начинается почти каждая новая тема в преподавании обществознания и за ней обычно следуют практические занятия, практикумы решения задач, семинары, зачёты и т.д. Поэтому от того, как проведена лекция, зависит результативность следующих этапов обучения. Различают лекции публичные и научные. В школе должны иметь место как научные (на уроках), так и публичные (на внеклассных, на воспитательных мероприятиях) лекции. Хорошая лекция – это произведение ораторского искусства сочетающего научную мысль и эстетику, красоту слова. Лекция содержит последние данные науки, в ней научное знание выступает в виде живого человеческого слова, а поэтому и воспринимается слушателями на эмоциональном уровне. Н.И.Пирогов, который был не только знаменитым хирургом и естествоиспытателем, но и замечательным педагогом, называл лекцию мощным источником популяризации новых идей и передачи научных истин, ещё не вышедших в печатных сочинениях.

К основным дидактическим целям урока-лекции по обществознанию следует отнести следующие:

1. Сообщение ученикам современных, целостных, систематизированных представлений об обществознании, уровень которых определяется целью изучения каждой конкретной темы;

2. Привитие интереса к изучаемому предмету, развитие самостоятельности и творчества в мышлении.

С формальной стороны в лекции-уроке, как специфической форме обучения, можно вычленить четыре основные педагогические функции, которые определяют её возможности и преимущества в учебно-воспитательном процессе: обучающую, развивающую, воспитательную, организующую. Суть их состоит в следующем:

Обучающая функция подразумевает передаче школьникам основ обществознания научно обоснованных путей решения проблем социо-гуманитарной жизни, а также первичному научению решения научно-практических задач и проблем.

Лекция-урок должна давать целостное, систематизированное, аргументированное представление о решении той или иной прикладной проблемы социальной сферы. Именно это, а не запоминание каждого слова или цифры, приведённых учителем, является главным в обучающей функции лекции-урока. Следует помнить, что лекция-урок должна давать самое современное на сегодняшний день представление об изучаемой теме, что принципиально отличает её в этом отношении от учебников и учебных пособий.

Развивающая функция реализуется тогда, когда лекция ориентирована не на возможности памяти ученика, не даётся как простой или специальный подбор фактов, а учит думать, рассуждать и сопоставлять, проводить анализ поставленной проблемы. Следовательно, развивающая функция лекции находится в зависимости от методики её изложения, от умения лектора заставить учеников мыслить проблемно и в должном контексте. Последовательное, аргументированное изложение материала, способность побуждать учеников совместно искать пути решения проблемы, показывать приёмы такого поиска, чтобы, в результате, вместе придти к обоснованным выводам – именно в этом заключается развивающая для ученика функция урока-лекции.

Воспитательная функция лекции заключена в соответствии её содержания принятым этическим нормам, в формировании научного мировоззрения, развитии рефлексивных начал в постижении обществоведческого материала. Следует сказать, что большое влияние на воспитание учащихся оказывает авторитет преподавателя, его манера ведения лекции, проявление уважения к учащемуся с отличающимся от него мнением, если оно не противоречит системе пройденного материала

Организующая функция лекции предусматривает управление самостоятельной работой учащихся, как в процессе лекции, так и после неё. Эта функция может быть усилена чтением вводных лекций, а также лекций по которым планируется проведение семинаров и практических занятий. В ходе лекции должно указывать необходимую литературу, обращать внимание на то, что надо изучить и с чем сопоставить. Тем самым организуется дальнейшая самостоятельная научная работа учащихся, умение их получать знания, пользоваться литературой, справочными пособиями и другими источниками знаний.

Современная дидактика рассматривает лекцию как одну из форм развивающего обучения. Методика чтения лекции должна меняться исходя из целей, учитывающих как специфику обществоведческого материала, так и требуемый уровень усвоения программы.

Список использованной литературы:

1.Клименко А.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы – М., 2004.

2.Трофимов Н.Б. Нетрадиционные формы обучения в старших классах средней школы // http://lib.znate.ru/docs/index-718.html?page=2

Просмотров работы: 1583