ПЛАНИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПЛАНИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Фаталиева Х.Б. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Индивидуальная методическая работа учителя обществознания представляет составную часть его самообразования. Осуществляется она по индивидуальным планам (тематическое планирование или рабочая программа), составляемым, как правило, на учебный год с учётом ранее выполненной работы и конкретных перспективных задач

Основная работа преподавателя связана с методикой подачи и изучения материала. Как указывает В.В. Трифонов перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не держаться ни одного неукоснительно – вот единственно возможный путь творчески мыслящего преподавателя. Вечно изобретать, требовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс его повседневной деятельности.

Большое число методических вопросов, притом творчески, приходится решать преподавателю при разработке учебных программ, тематического плана изучения учебной дисциплины, при постановке нового курса. Правильно отобрать материал, разбить его на темы и занятия, определить содержание каждого занятия, наконец, выбрать оптимальное чередование информационных и репродуктивных форм учебных занятий – все это большой труд, требующий не только отличного знания предмета, но и не малого творчества. Однако, даже в условиях поставленного курса, при проведении текущих занятий и, особенно при подготовке от преподавателя требуется немалое творчество. Однако надо учитывать, что содержание правовых курсов при составлении тематического планирования основывается на Федеральном (2004 г.), национально-региональном стандарте образования и школьном компоненте образовательного учреждения. Учитель должен ориентироваться на те требования к содержанию и уровню подготовленности учащихся по обществознанию, которые сформулированы в обязательном минимуме содержания основного общего образования и обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования. Существующая структура изучения обществознания в школе включает:

пропедевтическую подготовку учащихся в начальной школе. В курсе «Окружающий мир» школьники получают первичное представление об обществе и человеке как члене общества, основе межличностных отношений, отечестве, малой родине, государстве, о символах российской государственности. У них формируются элементарные представления о содержании ряда обществоведческих понятий;

преподавание курсов «Граждановедение», «Обществознание» в основной школе, являющихся составной частью обществоведческой подготовки учащихся. Изучение обществознания в 5-7 классах ориентировано, прежде всего, на анализ конкретных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни, на раскрытие нравственных и правовых основ жизни общества;

развертывание систематического курса обществознания с 8 по 11 классы.

На основе Базисного учебного плана образовательных учреждений в его инвариантной части целесообразно изучение обществознания:

в основной школе (5-9 классы) – не менее 1 часа в неделю;

в старшей школе: 10 класс – не менее 1 часа в неделю,

11 класс – не менее 2 часов в неделю.

Курс основной школы представляет собой относительно завершенную систему знаний. Он дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.

Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школами. Целый ряд теоретических положений изучаются в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

В старшей школе происходит возврат к ряду вопросов, которые рассматриваются уже на более высоком научно-теоретическом уровне, в новых взаимосвязях и взаимозависимостях. Если в курсе основной школы более выражено эмоциональное начало, то курс старшей школы более рационален, здесь больше внимания уделяется теории. Это позволяет обеспечить новый уровень обсуждения со старшеклассниками современных тенденций общественного развития, их более глубокий анализ. Однако и в старшей школе сложные понятия нередко раскрываются через совокупность определений, каждое из которых характеризует лишь одну из сторон рассматриваемого явления. Во многих случаях отсутствуют однозначные определения понятий, нередко предлагается несколько определений какого-либо из них.

Новый образовательный стандарт разработан с учетом изменения места предмета «Обществознание» в учебном плане. Если ранее на его изучение в основной школе отводилось лишь 2 часа и только в 9-м классе, то теперь планируется по 1-му часу с 6-го по 9-ый класс. Таким образом, созданы минимально необходимые условия непрерывного воздействия средствами учебного предмета на процесс социализации учащихся, охватывающий весь период с 11 до 15 лет. На базовый курс в 10-11-х классах вместо прежних 105 часов отводится 140 часов, что позволяет успешнее решать современные задачи обществоведческого образования. А в профильных 10-11-х классах предусмотрен курс интегральный «Обществознание», включающий вопросы философии, социологии, политологии, социальной психологии, на 210 часов за два года. Здесь же в качестве самостоятельных планируются курсы «Экономика» (140 час.) и «Право» (140 час.).

Важной составляющей содержания обществоведческой подготовки учащихся является национально региональный компонент, на который Министерство образования России рекомендует выделять не менее 10-15% учебных часов курса (курсов истории и обществознания).

Не имея права снижать планку предъявления знаний, установленную стандартом, авторы учебников и учитель вправе свободно включать в обучение дополнительные сведения. Эта возможность ограничивается лишь ресурсом времени, уровнем подготовки учеников и знаниями самого учителя. Привлечение дополнительного по отношению к стандарту материала — не только право учителя, но и педагогическая необходимость. Ведь только учитель, а не разработчики стандарта или авторы учебника, знает, на какой познавательный и практический опыт своих учеников можно опереться при изучении обществознания, какие примеры привлечь, какие интересы и потребности учащихся нужно учесть в практике обучения. Иными словами, вариативная часть учебного предмета - в руках учителя. Важно только, чтобы вариативная часть содержания не вытесняла инвариантную (т. е. обязательную), а, напротив, способствовала ее полноценному усвоению. И, конечно, важно, чтобы дополнительный материал не создавал перегрузки учащихся.

Таким образом, стандарт обществоведческого образования своей структурой и содержанием отражает баланс интересов и компетенции государства, региона, школы, которые в свою очередь, исходят из приоритета личности учащегося, его склонностей, способностей, интересов.

Способ представления содержания школьного обществознания в образовательном стандарте («Обязательном минимуме содержания образования») не дает однозначного понимания наполнения его элементов. Можно полагать, что одни и те же элементы «Обязательного минимума содержания» могут быть по-разному раскрыты и по-разному расположены в учебной программе.

Документом, который может служить ориентиром для подобной конкретизации, является примерная программа. Она построена в логике «Обязательного минимума содержания», по тем же содержательным линиям, что облегчает учителю возможности сопоставить ее со стандартом.

Примерные программы по обществознанию для основной школы, старшей базовой и старшей профильной школы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса, определяют минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Примерные программы является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерные программы содействуют сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляют широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Пояснительная записка к Примерной программе характеризует статус документа, школьный курс «Обществознание», его место в Базисном учебном плане, его основные содержательные линии, результаты обучения. Она также воспроизводит полностью без изменений содержащиеся в стандарте рубрики «Цели», «Опыт познавательной и практической деятельности», «Требования к уровню подготовки выпускников». В ней имеется рубрика «Общеучебные умения (навыки и способы деятельности)», на которую следует обратить особое внимание, поскольку в стандарте по обществознанию она отсутствует.

Для учителя необходимым звеном связи стандарта и процесса обучения является программа, разработанная авторами того или иного конкретного обществоведческого курса. Именно в ней учитель может видеть вариант реализации того содержания, которое далее воплощается в учебной литературе, определяет замысел организации деятельности на уроке. Чтобы оценить, насколько пригодна для планируемых целей та или иная авторская программа, важно сопоставить ее, прежде всего, с минимальным содержанием обществоведческого образования (стандартом).

Порядок подготовки преподавателя к текущему учебному занятию можно представить в виде алгоритма:изучение исходной документации;

Восстановление знаний отрабатываемого материала; Разработка замысла (сценария) учебного занятия; Выбор методических приемов; Разработка структуры учебного занятия; Моделирование деятельности обучаемых; Расчленение материала на дозы; Формулировка основной идеи и выводов; Отбор фактического материала и иллюстраций; Отработка плана – конспекта; Репетиция; Проведение занятия.

Анализ учебного занятия. Фиксация промахов и находок

Как показывает опыт проведения занятий преподавателями, особенно начинающими, к числу наиболее распространенных недостатков можно отнести:

-отсутствие стержневой проблемы

-непоследовательность при изложении изучаемой темы

-многословие

- неумение четко формулировать выдвигаемые положения

-отсутствие аргументации

-недостаток или избыток наглядности

Избежать этих недостатков можно на пути тщательной подготовки плана проведения занятия.

Например, в плане- конспекте лекции отражаются следующие вопросы:

Тема занятия;

С кем, где и когда такое занятие проводится;

 Целевая установка;

Материально – техническое обеспечение порядок подготовки к занятию или вопросы контроля, предъявляемые к студентам на занятии;

Содержание отрабатываемого материала;

Замечания и дополнения, вносимые в план – конспект после проведения занятия.

План – конспект, таким образом, основное содержание излагаемого материала, задачи, примеры, обоснования. Разработка такого плана – конспекта позволяет углубить замысел занятия, распределить изучаемый материал во времени, отбросить все лишнее, малозначительное, сформулировать выводы и тем самым придать занятию определенную законченность, завершенность. План – конспект нужен не столько на самом занятии, сколько для того, чтобы преподаватель мог реализовать свой замысел.

Коллективными и индивидуальные формами методической работы являются:

тематические педсоветы; методический совет;методические объединения;работа учителей над темами самообразования открытые уроки, их анализ; взаимопосещение и анализ уроков;предметные недели; «круглые столы»; работа с молодыми специалистами; консультации по организации и проведению урока; организация и контроль курсовой подготовки; аттестация.

Педсовет обсуждает важнейшие проблемы совершенствования методики воспитания и обучения учащихся, обобщение передового педагогического опыта, аттестация педагогических работников, планы работ методических объединений учителей и т. п.

Метод объединения:

 предметные (крупнее).

 цикловые (меньше).

Работа планируется на учебный год. План утверждается в августе на заседании методического объединения. В плане определяется:

 Повестка дня, место и сроки проведения заседаний МО,

Срок проведения олимпиады по праву и обществознанию (предметной недели) и формы проверки уровня знаний учащихся.

Утверждение рабочих программ и тематических планов.

Тема самообразования методического объединения и каждого педагога.

Проведение открытых уроков и взаимопосещение коллегами.

Участие в педагогических чтениях.

Оптимальность планирования методической работы с учителями обеспечивается соблюдением следующих условий:

Диагностика профессиональной деятельности и личности учителей.

 Конкретизация задач развития методической работы и связанной с этим обоснованный выбор ее содержания.

 Выделение в комплексе учебно-воспитательных проблем наиболее приоритетных, оказывающих определяющее влияние на ход и результативность пед. деятельности.

Учет индивидуальных и профессиональных возможностей учителей.

Сочетание различных форм методической работы с самообразованием.

Благоприятные организационные, психологические и временные условия.

План работы с учителями утверждается заведующим отделом администрации района по образованию.

Основные принципы научной деятельности организации труда учителя права:

принцип оптимальности (максимально комфортные условия учебного процесса);

принцип гуманизации (устранение неблагоприятных воздействий на ученика);

 принцип экономии сил, средств, времени на организацию правового обучения;

 принцип индивидуализации и конкретности получения определенных дел;

принцип плановости;

 принцип теории и практики правового обучения;

принцип постоянного и доброжелательного контроля за системой усвоения правовых понятий и приобретения умений.

Список используемой литературы:

1. Боголюбов Л.Н. –Теория и методика обучения обществознанию. учебное пособие// Москва, 2002год.

2. Поздеев А.В. – Методика обучения обществознанию. Учебно – методическое пособие для учителей.//Москва, 2009год.

Просмотров работы: 2295