МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПАМЯТНИКИ ПРАВА» В ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПАМЯТНИКИ ПРАВА» В ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ

Абдулгалимова А.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Текстовые источники правовых знаний являются вторым по значимости средством правового обучения после речи учителя. Одним из видов текстовых источников правовых знаний выступают нормативные тексты, в число которых входят и памятники права.

Памятники права – это правовые акты прошлых эпох, сохраняющие правовую информацию прошлого, а также документы, имеющие правовое значение в прошлом. Перефразируя высказывание англичанина Д. Никола, можно сказать, что памятники права – это окно, через которое мы заглядываем, пытаясь понять правовое мышление и правовое сознание людей прошлого

Вместе с тем использование памятников права может быть связано с решением сугубо предметных задач обучения.

Законодательные акты, документы актового характера составляют особый вид источников, позволяющих изучить политику государства, социальный статус различных слоев население и ответить на многие другие вопросы.

Памятники права очень часто способствуют достижению образности, конкретности, эмоциональности при воссоздании исторических событий, явлений и процессов, то есть выступают эффективным вспомогательным средством обучения, обеспечивающим восприятие истории, необходимое для создания образов воспринимаемых предметов, объектов, личностей.

Памятники права, как правило, изучаются в школьных курсах, которые являются введением в историю права или в историю государства и права. История права как часть социальной истории изучает особенное в правовой жизни разных народов, а также элементы заимствований в правовом регулировании.

Согласно требованием учебных программ студенты должны знать:

-основные памятники права, дающие бесценную информацию о правовой жизни людей прошлых эпох;

-историческую практику применения памятников права.

Исторический подход предполагает изучение реальной истории в ее конкретном многообразии, выявлении исторических фактов, в воссоздании исторического процесса и его закономерностей. Вместе с тем, история права – это основополагающая дисциплина в системе современного юридического образования, для которой характерна и другая методологическая основа – юридическое мышление, то есть процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением правовой действительности.

Юридическое мышление – это мышление юридическими понятиями и дефинициями. Таким образом, история права в вузе предстает как фундаментальная дисциплина юридического образования, которая содействует развитию юридического мышления и выработке профессионального кругозора, а для отдельных студентов работа с текстами памятников права создает условия для приобретения навыков исследовательской деятельности в области истории права и возможность попробовать свои силы в области научного познания.

Студенты должны в результате обучения знать памятники права, процессы возникновения и развития государственных институтов и правовую систему народов; уметь анализировать государственные и правовые явления в их историческом развитии, важнейшие памятники права и практику их применения; составлять научно обоснованные прогнозы о будущих состояниях государственно – правовых явлений. Все это служит основой для формирования научно – юридического мировоззрения, способности принимать грамотные решения в ходе профессиональной деятельности, повышения общеправовой и профессиональной культуры.

Использование текстов памятников права в правовом обучении школьников также необходимо и целесообразно, как и на уроках истории в качестве исторического источника. Обращение к историческому источнику, в том числе к памятнику права, начинается с 5 класса. Как правило, это материал повествовательного и описательного характера, объем которого не превышает 10 -15 строк.

В 6-7 классах ученики работают с документом под руководством учителя и самостоятельно. Обычно они анализируют документ по вопросам и заданиям, которые предлагает учитель: найдите главную мысль в тексте, подтвердите ее отрывком из документа и т.п. Основная цель таких заданий состоит в том, чтобы развивать общеучебные умения.

К концу обучения в основной школе ученики должны уметь сопоставлять два документа, которые характеризуют одно и то же событие. На основе сформированных умений организуется работа по формированию уже предметных исторических умений

Как известно, ядром модернизации образования выступает компетентностная парадигма образования. Она является методологической основой для использования текстов памятника права как источника юридической информации, как средства правового обучения школьников, развития элементов юридического мышления, являющегося необходимым условием деятельности в сфере права.

Изучение текстов памятников права на уроках позволяет наглядно продемонстрировать данное суждение, показать неразрывную связь прошлого с настоящим.

Знание школьниками памятников права и эволюции юридической терминологии оптимизирует процесс усвоения позитивного права в школе и понимание правовой культуры. Непосредственное обращение к памятникам права позволяет реализовать не только образовательные и развивающие цели правового обучения, но и что особенно важно в условиях школы, с учетом возрастных особенностей учащихся, воспитательные цели.

Старшеклассник (в отличие от студента, который должен знать основные памятники права, уметь их охарактеризовать как правовой документ и соотнести с историческим периодом) должен знать важнейшие памятники права, имеющие исключительное значение в правовой и социальной жизни мирового сообщества, их хронологическую датировку.

Старшеклассник должен знать:

-решать казусы на основе памятников права, развивая при этом свое умение анализа оригинального правового текста;

-самостоятельно извлекать юридическую информацию, содержащуюся в памятнике права, систематизировать ее и обобщать;

-составлять письменные отчеты (тексты) по результатам анализа памятников права по проблеме;

-писать правовые эссе и составлять синквейны на основе текстов памятников права.

При изучении права меняются роль и функция использования памятников права. Включение их в познавательную деятельность учащихся позволяет решать не только такие общедидактические задачи, как активизация эмоциональной деятельности, восприятие учебного материала, но и формирование юридического мышления и правовой культуры, то есть достичь собственно предметных целей, реализация которых особенно актуализируется в профильной школе.

Литература:

1.Гаджиева П.Д., Интерактивные методы обучения в правовом образовании учащихся., Учебно – методическое пособие для студентов вуза.

2.Морозова С.А., доцент кафедры теории и методики гражданско – правового образования юридического факультета РГПУ им. А.И.Герцена, кандидат педагогических наук.

3.Право в школе (№2), издание зарег-но в госуд – м комитете РФ по печати 14 апреля 2003 года.

Просмотров работы: 1043