ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВУ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВУ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Фаталиева Х.Б. 1, Гаджиева А.И. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Учебное занятие - это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников. Она направлена на достижение целей усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта знаний, формирование умений пользоваться полученными правовыми знаниями в практической деятельности.

В современной науке к уроку предъявляется большая группа дидактических, психологических, гигиенических требований. Учитель права при выборе тех или иных методов и приёмов работы на уроке должен учитывать все факторы, способные оказать отрицательное влияние на здоровье школьника

Урок условно может рассматриваться с точки зрения интегрированного взаимодействия пяти составляющих компонентов: учитель; обучаемые; юридическое содержание учебных курсов; система методов, приёмов, средств обучения; цель и результат.

Учитель должен иметь способность привлекать к себе людей. При этом важно, чтобы педагог «не опускался до аудитории, а, напротив, поднимал её до своего уровня».

Учитель обществознания должен обладать хорошей дикцией, которая выражается в четкости произношения слов с обязательным написанием на доске, ватмане каждого нового термина. Интенсивность речи преподавателя проявляется в её громкости, концентрации внимания на самом главном и так далее.

Одним из компоненто учебного занятия обществознания является юридическое содержание учебного курса, при анализе которого следует обращать внимание на следующие параметры: научность правовой информации, её достоверность, доступность материала определенному адресату, материал, который отбирается учителем для разъяснения, должен несколько опережать уровень подготовки обучаемых; Актуальность изучаемых правовых понятий и их непосредственная связь с жизнью; наличие новизны изучаемой правовой проблемы; оптимальность объема предложенной юридической информации.

Следующим компонентом учебного занятия является система методов, приёмов, средств организации учебной деятельности. При этом обращают внимание на следующие факторы:

Обучаемых следует отвлекать от однообразной утомительной деятельности, чаще варьируя методы обучения.

Существуют различные подходы к классификации уроков:

по характеру познавательной деятельности выделяют уроки первичного восприятия фактов, уроки образования понятий и т. д.;

по способам проведения различают уроки-беседы, уроки-лекции, уроки-практические занятия и др.;

по степени самостоятельности работы учащихся рассматривают уроки работы учителя с классом, уроки самостоятельной работы и др.

Основными компонентами урока являются: цель и задачи образования, воспитания и развития; содержание материала; методы преподавания и учения; средства обучения; способы организации познавательной деятельности и процесса обучения.

В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала распространены вводные, установочные, текущие и обзорные лекции. По характеру изложения материала и деятельности учащихся лекция может быть информационной, объяснительной, лекцией-беседой и т. д.

Лекционная форма проведения уроков целесообразна:

при изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным; рассмотрении сложного для самостоятельного изучения материала; подаче информации крупными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в обучении;

выполнении определённого вида заданий по одной или нескольким темам, разделам и т. д.;

применении изученного материала при решении практических задач.

Структура лекции определяется выбором темы и цели урока. Другими словами, лекция строится на сочетании следующих этапов урока: организации, постановки цели и актуализации знаний, сообщении знаний учителем и усвоении их учащимися, определении домашнего задания.

Каждому ученику готовятся индивидуальные задания, включающие основные и дополнительные вопросы и упражнения. В начале зачёта, как правило на спаренном уроке, ученики получают свои задания и приступают к их выполнению. В это время учитель проводит собеседование с консультантами. Он проверяет и оценивает их знания, затем ещё раз разъясняет им методику проверки знаний, в особенности основных.

На следующем этапе урока консультанты приступают к проверке выполнения заданий в, своих группах, а учитель выборочно из разных групп проверяет, в первую очередь, работы учащихся, справившихся с основными заданиями и приступивших к выполнению дополнительных заданий.

В заключительной части урока завершается оценка выполнения каждого задания выставлением отметок в учетные карточки. Собрав учетные карточки групп, учитель на основе выставленных отметок выводит итоговые отметки каждому ученику и подводит общие итоги зачета.

В рамках уроков чаще всего ограничиваются применением учебных деловых игр. Их отличительными свойствами являются: моделирование приближённых к реальной жизни ситуаций; поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего; наличие конфликтных ситуаций; обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли; использование описания объекта игрового имитационного моделирования; контроль игрового времени; элементы состязательности; правила, системы оценок хода и результата игры. Методика разработки деловых игр включает следующие этапы:

обоснование требований к проведению игры; составление плана её разработки; написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;

подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку; уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов; разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.

Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:

Знакомство с реальной ситуацией.

Построение её имитационной модели.

Постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре.

Создание игровой проблемной ситуации.

Вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала.

Разрешение проблемы.

- Обсуждение и проверка полученных результатов. Коррекция.

- Реализация принятого решения. Анализ итогов работы.

- Оценка результатов работы.

Урок-ролевая игра. Специфика ролевой игры (в отличие от деловой) характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределёнными ролями.

Уроки-ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:

1) имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;

2) ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;

3) условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов.

Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: воображаемые путешествия, дискуссии на основе распределения ролей, пресс-конференции, уроки-суды и т. д.

Методика разработки и проведения ролевых игр предусматривает включение в полной мере или частично следующих этапов: подготовительный, игровой, заключительный, анализ результатов.

На подготовительном этапе решаются вопросы как организационные, так и связанные с предварительным изучением содержательного материала игры.

Организационные вопросы: распределение ролей, выбор жюри или экспертной группы, формирование игровых групп, ознакомление с обязанностями.

Предваряющие: знакомство с темой, проблемой; ознакомление с инструкциями, заданиями; сбор материала; анализ материала; подготовка сообщения; изготовление наглядных пособий; консультации.

Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание проблемы; дискуссия в группе, выявление позиций; принятие решения; подготовка сообщения. Межгрупповой: заслушивание сообщений групп, оценка решения.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение.

При анализе результатов ролевой игры определяется степень активности участников, уровень знаний и умений.

Таким образом, преподавание права отличается от преподавания других учебных дисциплин спецификой учебного материала, поэтому в преподавании права отдается предпочтение нестандартным типам уроков, таким как уроки-суды, игры (деловые и ролевые), драматизации, диспуты, дебаты, уроки-конференции, обсуждение видео- и печатных материалов, а также и многим другим видам уроков, направленным на пробуждение интереса учащихся к изучению права.

Литература:

1.Бегениева Т.П.- Обществознание в школе, Учебно – методическое пособие, Москва,- 2010 г.

2.Морозова С.А.- Теория и методика правового обучения. 2003г., учебное пособие.

Просмотров работы: 1620