Для личности в подростковом возрасте особенно важно создание благоприятных образовательных условий для смягчения остроты переживаемых ею кризисов, связанных с изменением социального статуса, формированием самооценки, выработкой системы ценностей и освоением норм отношений и поведения в социуме. Естественный интерес к собственному внутреннему миру, стремление к поиску психологически комфортного места среди других людей, вместе с формированием способности к достаточно сложному аналитико-синтетическому восприятию действительности, создают благоприятные возможности для усвоения важной социальной информации и овладения в связи с ней разнообразной интеллектуальной деятельностью.
Для личности в подростковом возрасте особенно важно создание благоприятных образовательных условий для смягчения остроты переживаемых ею кризисов, связанных с изменением социального статуса, формированием самооценки, выработкой системы ценностей и освоением норм отношений и поведения в социуме. Естественный интерес к собственному внутреннему миру, стремление к поиску психологически комфортного места среди других людей, вместе с формированием способности к достаточно сложному аналитико-синтетическому восприятию действительности, создают благоприятные возможности для усвоения важной социальной информации и овладения в связи с ней разнообразной интеллектуальной деятельностью.
Анализ переходного периода в России с его противоречиями, с одной стороны, и тенденцией движения к постиндустриальному обществу - с другой позволяет сделать вывод о возрастающем значении социально-гуманитарных знаний в современных условиях.
Авторы настоящей концепции разделяют положения, высказанные исследователями в области науковведения и философии образования
1. Если исходить из того, что российскому обществу предстоит идти по пути роста культуры, развития образования, утверждения гуманизма, то следует признать, что значение социально-гуманитарных наук будет возрастать, что они будут лидировать в системе наук.
Современное кризисное общество больно прежде всего самим человеком, самими людьми и отношениями между ними. В этих условиях социально-гуманитарное знание и образование призваны способствовать:
выполнению обществом функций критического анализа существующего положения дел, имеющихся проблем и возможных перспектив;
переходу его от преобладания мифологических и идеологизированных оснований для принятия решений к достоверной информации, объективной истине, обеспечивающей возможность опережающего развития;
переходу к продуманным и конструктивным действиям.
На первый план выступает необходимость вычленения внутри широкого спектра социальных и гуманитарных идей того ядра ценностей и приоритетов, которое может стать основой новой стратегии миропонимания и социального действия, в том числе и стратегии нового социального поведения, адекватного современным цивилизационным процессам
4. Социально-гуманитарные науки реализуются прежде всего в гуманитарном образовательном процессе. Именно здесь человек, постигая социально-гуманитарные знания, ищет ответы на вопросы, имеющие для него смысло-жизненное значение.
5. Главной целью образования становится формирование целостного мировоззрения, предполагающего новый способ мышления и действия человека, знающего, понимающего общество и умеющего жить в современном мире с его многообразием культур и образов жизни, преодолевающего собственный эгоизм и осознающего последствия своей деятельности.
6. Основными принципами развития российского социально-гуманитарного образования должны стать принципы коэволюции жизнедеятельности природы и общества, плюрализма, устойчивости и открытости, толерантности, общественного согласия и партнерства, гуманизма и демократичности, целостности, фундаментальности, креативности. Оно должно исходить из исторических традиций российского общества и опираться на достижения мирового сообщества в целом.
В современном обществоведческом курсе знания о человеке должны предстать перед учащимися не односторонне, не с позиций лишь одной из областей науки или философии, а комплексно. Уже давно признана необходимость синтеза знаний о человеке, ибо человек живет и действует как целое.
Обществоведческое образование занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить ни один другой учебный предмет.
Литература:
1.Боголюбов Л.Н. –Теория и методика обучения обществознанию. учебное пособие// Москва, 2002год.
2. Поздеев А.В. – Методика обучения обществознанию. Учебно – методическое пособие для учителей.//Москва, 2009год.