Правовое обучение включает в себя такие компоненты, как учебно-методическое, информационное и психологическое сопровождение. Вовлечение обучающегося в научно-исследовательскую деятельность повышает его познавательный интерес, учит прогнозировать успех, анализировать свои действия и поступки. Информационное сопровождение позволяет искать резервы повышения успеваемости, уровня знаний, заставляет пересмотреть свои жизненные позиции. Психологическое сопровождение позволяет диагностировать изменение личностных особенностей обучающегося, оценивать их эмоциональное состояние, что, безусловно, помогает использованию ситуации успеха своевременно и продуктивно.
Задача учебно-методического сопровождения – обеспечение обучающихся информацией о начальном уровне правовых знаний, об усвоении и навыках практического применения правовых знаний, о творческих способностях и возможностях.
Задачей информационного сопровождения является получение сведений разнопланового характера: профессиональные предпочтения, мотивы учебной деятельности, обеспеченность семьи и т. д., позволяющие устанавливать более тесный контакт с обучающимися, видеть их проблемы, формировать творческие группы для проектной деятельности.
Задачи психологического сопровождения: оценка эмоционального состояния обучающихся при реализации практико-ориентированного обучения, диагностика готовности к творческой деятельности.
Приобретение учащимися более глубоких представлений о системе права, юриспруденции, отраслях права, основных юридических профессиях, а также способы познавательной деятельности, освоение которых является условием дальнейшего обучения и профессионального становления, изучение права на профильном уровне позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умение сравнительного анализа правовых понятий и норм; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству, выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. В результате практико-ориентированного обучения, основанного на усилении деятельностного подхода через ситуационное моделирование, конструирование некой экономической, политической или любой другой жизненной ситуации, школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач, осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях, ведении дискуссий. В результате практико-ориентированного обучения выпускники смогут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов, анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации. Системный подход в практико-ориентированном обучении обеспечивает координацию со смежными предметами: обществознанием, экономикой, политологией, социологией, историей за счет вычленения правового контекста отношений человека в обществе, сопоставления правовых норм с иными социальными нормами, правовой интерпретации социальных и экономических явлений. Правовая компетентность человека является комплексной характеристикой социального действия, в которой проявляются знания, навыки, ценности, личностные установки и способы поведения. Развитие базовых коммуникативных компетенций учащихся, умения работать с информацией, умения анализировать ситуацию на основе уже имеющегося жизненного опыта формирует культуру мышления, столь необходимую в повседневной жизни.
Правовая компетентность вырабатывается в социальной практике путем действий в реальной обстановке или в смоделированных учебных ситуациях.
Право живет в действии, в практике его применения, принцип «выучил и запомнил» не удовлетворяет его сущности. Право лежит в принципиально иной плоскости отношений, а значит, и обучение праву должно быть особенным. Главное здесь – не бездумное заучивание норм действующего законодательства, а овладение ими определенными способами деятельности. Таким образом, система практико-ориентированного обучения, применение интерактивных форм и методов, интегрированная структура «Школа - вуз» способствуют социализации обучающихся.
Решение поставленных задач гражданско-правового воспитания обучающихся можно представить с помощью следующей схемы, в которой отражены приемы и методы, используемые в процессе обучения, указаны результаты и основные направления:
Реализацию практико-ориентированного обучения можно увидеть в играх.
Наиболее эффективным является обучение, при котором ученик погружен в реальную или правдиво смоделированную жизненную ситуацию и принимает самостоятельные решения, что позволяет ему увидеть поле собственных действий по ее преобразованию, обеспечивает переход от правовых знаний к гражданской позиции. «Игра,- замечает С. А. Шмаков, - выверенный веками, народным опытом, социально-культурными нормами общества фактор социализации личности. Детская игра – гарантия и условие свободного развития культуры всего общества».
Организационно-деятельностные игры (ОДИ) – одна из форм организации коллективной мыследеятельности, средство обучения. Это особая форма осмысления общественно-исторической практики, площадка для создания социального опыта обучающихся в атмосфере психологически благоприятной как для учеников, так и для педагогов.
Ценность организационно - деятельностной игры в том, что в ней, как правило, используется комбинация имитационных и эвристических методов, позволяющих решить комплексные задачи по формированию умений и навыков, применению их в нестандартных ситуациях, т. е. тогда, когда требуется самостоятельность, творчество. Посредством проведения организационно - деятельностных игр могут быть реализованы следующие развивающие цели:
развитие умений анализировать информацию;
повышение коммуникативной культуры;
формирование умения делать выводы;
поиск ошибок и упущений в логике рассуждений;
проявление готовности к пересмотру своих суждений и изменению образа действий при наличии убедительных аргументов.
Само формирование групп обеспечивает самоопределение участников в предмете деятельности, их самообъединение в общность людей, заинтересованных в развитии индивидуальных и коллективных навыков общественно-исторической практики решения различных проблем. Работа в группе позволяет анализировать ситуацию с разных позиций, выявляет проблему, вырабатывает пути ее решения. В результате обсуждения проблемы у группы появляются собственные идеи, требующие коллективного обсуждения.
организационно-деятельностные игры соответствуют всем ключевым компетентностям образовательного процесса, следовательно, могут быть одной из составляющих профильного обучения старшеклассников.
Основными характеристиками процесса игры выступают:
-выделение продукта деятельности как особого состояния процесса.
-представление этого состояния как формы рефлексивного понимания субъектом.
- выделение игры как результата рефлексии.
-получение личностного самоопределения как основного результата ОДИ.
Процессуальные особенности деятельности в игре:
-выделение продукта деятельности и соотнесение его соответствия поставленным целям.
-построение этапов и процесса деятельности, их организация в единую структурную целостность.
-возвращение к продукту как основному рабочему результату (для всех).
На фоне этого (игры и деятельности) и строятся процессы исследования, проблематизации, рефлексии, понимания ОДИ.
Организационно - деятельностная игра не может быть неуправляемой. Одним из способов задания направления движения игры является установление определенных рамок, в которых
идет игра.
За счет групповой работы формируются следующие способности участников игры:
-осознавать и осмысленно занимать ту или иную позицию, говорить и действовать именно с этой позиции (прокурора, адвоката, следователя, эксперта, журналиста).
-осознанно менять позицию в зависимости от процесса рас следования:
-организовывать коммуникации или вступать в коммуникацию:
-различать мысль и действие, мысль и личность:
- переводить мысль в действие:
Структура обучения правовому мышлению в процессе ОДИ
В каждой конкретной игровой ситуации участники игры получают свои роли, которые отличаются по точкам зрения. В приведенном примере помимо главного героя подростка это могут быть его отец и мать, младшая сестра, друг, каждый из которых имеет свое мнение относительно правовых возможностей по распоряжению подарком. Для того чтобы организовать коллективную деятельность, надо определить способы поведения каждого из участников и направить их на поиск продуктивного решения.
Играющие получают эмоциональный опыт, опыт общения, опыт поиска информации и нахождения компромисса на основе полученных знаний. Игра позволяет участнику, с одной стороны, проявить свои представления, а с другой – услышать иное мнение и попытаться найти верное решение. Обучение сюжетно-ролевым играм следует проводить в аудитории не более 30 человек, поскольку оно предусматривает организацию работы в группах. Они не должны быть очень большими. Оптимальное число 5- 6 человек, что, как правило, соответствует числу действующих лиц в сюжетно-ролевой игре. Все группы обучающихся получают свои задания, разыгрывают свою ролевую игру.
Времени на подготовку не должно быть много, не более 15 минут. Дефицит времени в данном случае выступает стимулирующим фактором.
В использовании игровых методов в процессе обучения праву также существует реальная опасность профанации ценности права.
Опасность номер один – это попытка использовать сказки в качестве материала для сюжетно-ролевых игр.
Попытка перенести правовой язык и правовые нормы на поведение сказочных действующих лиц всегда чревата подменой понятий. В качестве примера приведем сюжетно-ролевую игру «О красной Шапочке и Сером волке». В сказке и нормативном акте - разные язык, адресаты и воспитательные цели. Можно ли судить волка за то, что он съел бабушку? Ведь суд состоится только при наличии состава преступления. Преступление есть, если налицо 4 его признака: общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость. При этом есть еще понятие субъективной стороны преступления и объективной. Субъективная сторона принимает во внимание возраст, вменяемость другие обстоятельства.
Опасность номер два – это увлечение внешней атрибутикой при организации игры.
Эта опасность имеет отношение прежде всего к организации так называемых деловых игр. Отличие их от сюжетно-ролевых игр состоит в том, что в одну игру, как правило, вовлекаются все ученики класса или даже школы. Ей предшествует большая предварительная работа. Она готовится заранее.
От чего хотелось бы предостеречь, от какой опасности уберечь? Вновь от опасности профанации права. Сейчас нередко учителя используют на уроках права такой прием как деловая игра под названием «Выборы Президента школы». Подготовительная работа огромна. Класс разделяется на группы «Избиратели», «Пресса», «Члены избирательной комиссии». От разных групп избирателей выдвигаются кандидаты, которые готовят свои предвыборные программы по реорганизации школы. Проблема в том, что, гора работы рождает мышь. Большинство кандидатов выдвигают популистские, далекие от реальности программы, и один из них побеждает на этих имитируемых выборах. А что дальше? Что остается за кадром? Очень многое - прежде всего понятия, относящиеся к избирательному процессу: цензы, процедуры и то; что имеет значение с правовой точки зрения. За огромной организационной подготовительной работой есть опасность потерять точность правовой информации. Но даже не это главное. Выборы состоялись, а выбранный президент никому не нужен. Одно слово, «игра». Опасность номер три — это, наоборот, недооценка внешней, процедурной стороны в ходе организации игры.
Эта опасность связана с проведением ролевой игры – судебного процесса.
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
На протяжении длительного времени для общества в целом была и остаётся актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, школа, общество. Способность семьи эффективно функционировать считается решающей в предупреждении правонарушений. Детское непослушание, нечестность и другие формы антиобщественного поведения являются важными указателями последующих правонарушений. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Положение семьи в обществе зависит от политики государства – это политика в области здравоохранения, политика, связанная с ликвидацией безработицы и созданием рабочих мест, молодёжная политика. Ресурсы государства должны быть направлены на особые группы риска в местах их проживания, особенно в районах с низким уровнем развития, высокой преступности и безработицы. Ресурсы должны концентрироваться на особых категориях молодых людей, на особых проблемах, связанных с молодёжью, таких как наркомания, проституция, бездомность. Но в конце концов, какие бы субъективные причины ни приводились, в преступлении, которое совершает человек, виноват он сам. А почему? Потому, наверное, что плохо знает право, не уважает законы, нечестен, завистлив, плохо воспитан. Поэтому необходима деятельность по правовому просвещению, по правовому воспитанию людей, по ликвидации юридической безграмотности. Для непосредственной борьбы с правонарушениями, для обеспечения законности и правопорядка, государство создало правоохранительные органы – суд, прокуратуру, органы юстиции, внутренних дел, службу безопасности. Предупреждение правонарушений - главное направление в борьбе за укрепление законности и правопорядка.
Практико-ориентированное гражданско-правовое обучение в общеобразовательном учреждении, организация и проведение организационно-деятельностных игр, построенных на ситуационном моделировании, обогащают школьников практическими мыслительными навыками, учат умению анализировать проблему, аргументировать свою позицию, находить нестандартные решения рефлексировать собственную интеллектуальную деятельность, формируют готовность отказаться от принятого решения при обнаружении ошибки. В процессе ОДИ учащиеся решают трудные задачи реальной жизненной ситуации.
В проведении игры не все учителя соблюдают правила ненасильственности воздействия на учащихся во время игры, что в свою очередь препятствует полному достижению цели игры.
Таким образом, игровые технологии в правовом воспитании школьников обладают уникальными возможностями: позволяют формировать правовое сознание учащихся; правовую культуру; правомерное поведение; умение находить решения в трудных жизненных ситуациях.
Литература
Алексеев Н.Г., Громыко Ю.В., Злотник Б.А. Организационно-деятельностная игра: возможности и области применения. Вестник высшей школы, №7,1991, с.30-35.
Баранов В.П., Сазонов Б.В.Игровая форма развитая коммуникации, мышления, деятельности.- М.,1988.
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966. № 6.
Иоффе, А. Н., Колькова, Е. С. и др. Организация внеурочной работы по праву. Сборник статей. - М.: Новый учебник, 2002.
Крюкова Л.И. Игровое имитационное моделирование XXI века.
Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение.-М.,1991.