ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Шихалиева М.Г. 1, Куршиева Б.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Учебная деятельность в контексте ФГОС подразделяется на урочную и внеурочную. Внеурочная деятельность обучающихся реализуется в рамках учебного плана по предметным областям на учебных занятиях, отличных от классно-урочных.

Привычная дл явсех классно-урочная система построения учебного процесса ограничивает возможности школы в развитии востребованных сегодня качеств современного человека, таких, как гибкое мышление, творчество, мотивация к самообразованию и культура выбора образовательных предложений, открытость к переменам, ориентация на достижение результата, и пр.

Таким образом, новая модель школы очень отличается от действующей; меняются целевые установки, в частности, третья ступень рассматривается уже не как средне (полное) общее образование, а как предпрофессиональное образование, где заказчиком по отношению к школе выступает система профессионального образования и профессиональные сообщества. С учетом запроса со стороны обучающихся, их семей, вузов, государства, бизнеса содержание внеурочной деятельности в первую очередь должно быть связано с ранней профессионализацией, погружением в практическую деятельность, выполнением первых профессиональных проб, т.е. быть максимально связано с реальной жизнью.

В связи с этим в модели главного документа школы- основной образовательной программы (ООП) особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности как полноправной части учебно-воспитательного процесса. Новые ФГОС "отдают" внеурочной деятельности в начальной школе 20%, в средней- 30%, в старшей - 40% учебного плана. Кроме того, внеурочноная деятельность меняет свои ориентиры: нужны новые формы и новое содержание.

Внеурочная деятельность предполагает максимум самодеятельности и активности обучающихся, но принцип самодеятельности и активности отнюдь не исключает руководящей роли учителя. Именно он направляет инициативу и интерес детей, всемерно развивает их творчество, прививает им навыки самостоятельной работы, способствует активизации познавательной деятельности.

При подготовке внеклассного воспитательного мероприятия, педагогу необходимо руководствоваться следующими целями:

  • повышать интерес обучающихся к изучаемому предмету, так как это есть непременное условие улучшения качества обучения, а так же активизации познавательной деятельности;

  • формировать и развивать образовательные компетенции обучающихся;

  • способствовать развитию индивидуальных способностей, инициативы обучающихся;

  • формировать мировоззрение обучающихся, патриотические чувства, межэтническую толерантность, развивать творческие способности, навыки самостоятельной работы, способствует активизации.

Во внеурочной деятельности очень важно всегда помнить о том, что каждое мероприятие должно чем-то запомниться и обязательно нести нравственные идеалы, иначе это не внеклассное мероприятие по обществознанию.

Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельность. Организация внеурочной деятельности протекает в атмосфере непосредственного взаимодействия педагога и детей. Это требует от педагога постоянного управления своими психическими состояниями и творческим самочувствием. Поэтому важную роль играет создание необходимых предпосылок творчества. Педагог должен научиться не только решать теоретические педагогические задачи, но и воплощать это решение в общении с детьми.

Творческая коллективная деятельность, конечно же, предполагает взаимовлияние педагога и учащихся, так же как и учащихся, друг на друга. Но оно не осуществляется само собой. Когда учитель в ходе внеурочной деятельности вместе с детьми размышляет, сомневается, вместе с ними радуется найденному ответу, предлагает новый вариант, советует самим подумать, не скупится на оценочные характеристики типа «молодец», «оригинально» и т. п.- осуществляется подлинное взаимовлияние.

Логика педагогического воздействия на учеников в процессе организации внеурочной деятельности заключается, таким образом, в постановке задачи и процессе ее решения; определении системы методов педагогического воздействия, избранных для решения задачи; выборе системы коммуникативных задач, решение которых необходимо для реализации методики воздействия на детей; достижение педагогического воздействия.

Но мало только привлечь детей и включить их в определенную внеурочную деятельность. Необходимо так организовать эту деятельность, чтобы она стимулировала творческие формы общения детей.

Для того чтобы имеющиеся в общении возможности были максимально реализованы детьми, необходимо, чтобы они как можно больше взаимодействовали не только между собой, но и с взрослыми в самых разных делах и ситуациях. Это нужно не для того, чтобы вмешиваться в их дела, а с той целью, чтобы педагогически и психологически умело руководить ими. Дети часто не в состоянии найти правильные ответы на те вопросы, которые их волнуют и которые они между собой активно обсуждают.

Общественно-полезная направленность внеурочной деятельности по истории и обществознании требует такта от учителя, сочетания учительского руководства с детским самоуправлением, которое способствует обеспечению удовлетворения личных интересов и склонностей учащихся. Такого рода деятельность осуществляется, чаще всего, через проведение небольших научных исследований, практическую постановку необходимых опытов и экспериментов и т.п. Организуя и осуществляя подобную деятельность нельзя навязывать школьникам те или иные направления деятельности без учета их инициативы. Особенно это важно учитывать в том случае, когда поставленные цели им близки и понятны, о которых у школьников имеется собственное представление.

В проведении внеурочной деятельности, ее успешном течении, огромна роль личности учителя, его интересы, эрудиция, работоспособность. Чем интереснее работа, которая им проводится, тем большее число учеников она привлекает. Возрастает роль активных форм и методов, которые позволяют организовывать и проводить широкий обмен мнениями, формировать определенные суждения, учат высказывать свою точку зрения, активно отстаивать свое мнение и осознавать свои ошибки.

На современном этапе широкое распространение получили инновационные программы организации внеурочной деятельности для школьников.

ИКТ несет в себе огромный потенциал для организации не только для учебной, но и внеурочной деятельности. Анализ многолетней экспериментальной работы показывает, что у школьников значительно повышается мотивация к участию в мероприятиях, активизируется их познавательная, творческая, коммуникативная деятельность.

Новые формы моделируются на основе традиционных схем и сценариев мероприятий с использованием новых технологий. В первую очередь это всевозможные дистанционные игры (интеллектуальная игра КВН, ролевые игры, олимпиады, конкурсы).

Список использованной литературы.

  1. Документы (приказы и приложенные к ним ФГОС ВПО) Мшобрнауки РФ. Сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс] II Режим доступа: viv/v/.минобрнауки.рф

  2. Пашенцев Д.А. Управление системой высшего образования: современные проблемы II Право и образование. 2013. № 9.

  3. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: consulnatn.

  4. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

  5. Корнеева Т.И. //Вестник образования// - 2010г. - №15-С.71-79.

Просмотров работы: 3169