ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ЭВТАНАЗИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ЭВТАНАЗИИ

Остриков В.С. 1
1филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Термин «эвтаназия» имеет исконное греческое происхождение и составной характер, определяясь сочетанием двух слов: «ev» - хорошо и «tha'natos» - смерть, что можно трактовать как «благоумирание». Словосочетание «евтанасия» как эвтаназия в современном общепринятом написании и произношении, впервые было сформулировано в XVI веке известным английским философом Фрэнсисом Бэконом в его знаменитом сочинении «О достоинстве и приумножении наук» [1].

Эвтаназию как понятие сложно определить в однозначно-конкретном контексте, поэтому в философских, юридических, медицинских и иных словарях можно обнаружить различную интерпретацию данного термина. Однако, в общих чертах под эвтаназией в её современном смысле понимается сокращение или прекращение невыносимых физических мучений смертельно больного человека по его сознательной просьбе, обращённой к третьим лицам, под которыми в основном подразумеваются врачи. Под просьбой подобной категории следует понимать действие или бездействие врача, то есть применение двух форм эвтаназии: активной и пассивной, что в любом случае предполагает намеренное совершение убийства пациента.

Действие характеризуется целенаправленным и волевым умерщвлением человека с помощью определённых средств, приёмов или препаратов, непосредственно применяемых врачом. Бездействие отличается умышленным оставлением врачом лица в заведомо беспомощном состоянии, т. е. ограничением или неоказанием ему специфической медицинской помощи, выражающемся, например, в отключении от поддерживающей жизнь аппаратуры.

Таким образом активная эвтаназия («метод наполненного шприца») так или иначе выражается в открытых действиях врача, ведущих к быстрому и безболезненному летальному исходу пациента. Данный вид эвтаназии можно назвать самоубийством пациента с помощью врача. Пассивная эвтаназия («метод отложенного шприца») проявляется в ослаблении или полном прекращении оказания медицинской помощи врачом, предназначенной для искусственного поддержания или продления жизни пациента, с целью ускорения смерти последнего.

Эвтаназия также делится на следующие виды: добровольная (способность пациента к принятию продуманных, обоснованных, разумных и компетентных решений) и недобровольная (отсутствие способности или возможности пациента к сообщению своих желаний в виду помутнения рассудка, недееспособности или длительного коматозного состояния - в этом случае право решения от его имени имеют родственники, опекуны или иные уполномоченные на это лица).

Вновь подчеркнём, что в силу квалификации эвтаназии как убийства, её осуществление считается уголовно наказуемым преступлением согласно ст. 105 УК РФ [2].

Предметом эвтаназии является искусственным образом ускоренное лишение жизни смертельно больного лица на основе его личной просьбы и добровольного информированного согласия.

Предметное содержание эвтаназии как права на принятие добровольной фактической смерти выражается в выявлении объекта и объективной стороны, субъекта и субъективной стороны посягательства одного лица на другое, неизлечимо больное лицо, с целью избавления его от невыносимых физических страданий.

Объектом преступления считается непосредственно сама жизнь смертельно больного человека.

Объективная сторона преступления проявляется в выборе одним лицом формы действия или бездействия, искусственным образом влекущих неизбежную смерть другого лица.

Субъектом преступления считается лицо, достигшее возраста 16 лет и являющееся исполнителем желания смертельного больного человека или его уполномоченных представителей ускорить наступление его смерти.

Субъективная сторона проявляется наличием у лица, намеренного лишить жизни неизлечимо больного человека, прямого умысла, то есть в осознании им общественной опасности своих действий или бездействия, предвидении возможности или неизбежности наступления смерти другого лица и желании её наступления. Главной целью применения эвтаназии является наступление смерти человека, поэтому косвенный умысел исключён. Обязательными признаками субъективной стороны являются вина (прямой умысел), мотив (чувство милосердия к больному человеку) и цель (прекращение страданий мучительно умирающего человека).

Сложно говорить о том, что именно в данной ситуации является проявлением акта милосердия, поскольку в медицине отсутствует понятие неизлечимого заболевания. Теоретически любая болезнь, за исключением генетических нарушений или мутаций, должна поддаваться лечению с учётом того, что уровень мировой медицины постоянно повышается и разрабатываются новые эффективные лекарственные препараты. Неизлечимость заболевания - условное медицинское понятие, поскольку выздоровление пациента во многом зависит от степени заболевания, особенностей его организма, индивидуальных возможностей, опыта врача и имеющихся в наличии медицинского учреждения необходимых средств и соответствующей аппаратуры [3].

Сущность эвтаназии выражается в том, что данная тема как право личности на убийство и самоубийство в течение многих веков вызывает у общественности неоднозначную реакцию. Проблема «лёгкой» смерти раскалывает людей на её непримиримых противников и не менее бескомпромиссных сторонников. Аргументы «за» и «против» особенно остро подчёркивают актуальность, неоднородность и недостаточную конкретизацию явления эвтаназии как одной их сторон антропологической сферы личностных прав. Применение эвтаназии до сих пор является парадоксальной проблемой, не имеющей своего конкретного разрешения ни в теоретическом, ни в практическом ракурсах.

Обострённость восприятия данной темы является следствием в том числе и безграничного, даже ошеломляющего интеллект, развития медицинских и генноинженерных технологий, способствующих успешному проведению таких операций как трансплантация органов, ЭКО, суррогатное материнство, смена пола, клонирование и т.д. Культурные ценности общества настолько изменились, что начали рушиться и преломляться все традиционные представления о нравственности и морали, а также искажаться многовековая духовная картина мира. Человек стремится снять с себя все ограничения и стать свободным настолько, насколько это может поспособствовать ему ощущать в себе право делать всё, что он захочет. Но не следует забывать, что права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого человека, иначе человечество вновь может оказаться в шаге от трагедии самоистребления по признаку расового или иного вида превосходства одних лиц на другими.

 Безграничное ощущение своей свободы способно привести к преступным злоупотреблениям в сфере применения эвтаназии в виду того, что это явление может выйти из-под контроля и затронуть интересы здоровых людей, которых посредством медицинских препаратов, а также  недобросовестных родственников больного и врачей возможно за несколько дней или недель превратить в безнадёжно больных людей, например, с целью трансплантации органов обеспеченным заказчикам.

Современное человечество сталкивается с неожиданными и парадоксальными проблемами личностных прав. С одно стороны, бесконечный поток открытий способствует расширению возможностей человека настолько, что он уже не видит границ, с другой - цивилизационный прогресс посредством многообразия ситуаций вынуждает личность делать выбор на противоречивой основе.

Только научно-социологическое исследование и определение правовой природы эвтаназии в контексте её законодательного регулирования позволит нам приблизиться к объективному пониманию обозначенной проблемы.

Если обратиться к статистике соцопросов в РФ, например, одного из них, проводимого в декабре 2006 года, то на вопрос «Как вы считаете, пришла ли пора российскому законодательству признать эвтаназию правом человека?» большинство респондентов от 18 лет и старше ответили следующим образом: «да» - 48%, «нет» - 32%, «затрудняюсь ответить» - 20%. В опросе участвовало более 5 000 человек, имеющих гражданство РФ. Соцопросы также проводились и среди российский врачей и судей. Исходя из результатов статистических данных и их математической обработки, в общей сложности, даже с учётом неоднозначного восприятия легализации эвтаназии, большинство граждан начинает лояльно воспринимать данное явление. Однако, следует заметить, что теоретически терпимое отношение небольшой части общества к эвтаназии ещё не означает их готовность  практического применения указанного вида убийства.

Библиографические ссылки:

1.     Библиотека сайта XIII век. Фрэнсис Бэкон. О достоинстве и приумножении наук // http://oldvostlit.info/Texts/rus7/Bacon/text2.htm

2.     Уголовный Кодекс РФ от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ // Официальный текст по состоянию на 1 ноября 2014г.-М.: ОМЕГА-Л. 2014. С. 42-43.

3.     Капинус О.С. Эвтаназия как социально-правовое явление // О.С. Капинус.-М.: Буквовед, 2006. С. 213.

 

Просмотров работы: 2138