АСПЕКТЫ РАЦИОНАЛЬНОГО УЧЁТА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

АСПЕКТЫ РАЦИОНАЛЬНОГО УЧЁТА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Ласточкина Ю.Г. 1, Цапулина Ф.Х. 1
1ФГБОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н.Ульянова, Экономический факультет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Бухгалтерский учёт в бюджетных учреждениях, как составная часть системы российского учёта в целом, является основной информационной базой с определёнными особенностями, обусловленными спецификой правил учетно-аналитических процедур в отличие от коммерческих организаций. Однако ответственность за качество бухгалтерской информации в бюджетных учреждениях от этого не уменьшается. Как известно, надежность и оперативность такой информации во многом зависит от рациональной организации бухгалтерского учёта. Определяющие регламентации бюджетного учета, обязательные в практике бюджетных учреждений, устанавливаются централизованно Министерством финансов России. В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса, с учетом изменений структуры и функций федеральных органов исполнительной власти принят ряд законодательных актов, которые существенно изменили методологию бухгалтерского учета бюджетных учреждений. Приведём основные из них, определяющие основные положения ведения бухгалтерского учёта общественного питания в бюджетных учреждениях:
  1. Федеральный закон (далее-ФЗ) « О бухучёте»[1];

  2. ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[2];

  3. План счетов бухгалтерского учёта[4,5,6,7];

  4. Порядок бюджетной классификации[8];

  5. Перечень форм первичных документов и регистров бухгалтерского учёта[9].

Рациональная система бюджетного учета и отчетности – это такой порядок организации работы, который осуществляет сплошное и непрерывное отражение всех операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, систематически сопоставляет кассовые расходы с утвержденными бюджетными ассигнованиями, устанавливает причины отклонений фактических расходов от установленных нормативов и лимитов, выявляет наиболее целесообразные нормы расходов, повышает уровень сметного планирования в целом, а также объективно оценивает активы и обязательства органов государственной власти Российской Федерации. С помощью бухгалтерского учета в каждом бюджетном учреждении осуществляется систематическое наблюдение за сохранностью бюджетных средств и контроль их рационального использования. Другими словами, выполняются все функции бухгалтерского учёта, вменённые ему федеральным законодательством нашего государства[1], для оптимальной, слаженной организации учётно-аналитического механизма деятельности российского предприятия в целях обеспечения эффективной экономики.

Что касается исследуемых в данной работе предприятий общественного питания высших учебных заведений (далее-вузов), отметим, что в основе их хозяйственной деятельности основными объектами учетно-аналитических процедур являются процессы приобретения, хранения и реализации товаров, а так же изготовления собственной продукции. Поэтому учёт целенаправленно осуществляет контроль за сохранением товаров, своевременное представление руководству организации общественного питания в образовательных учреждениях высшего звена информации о товарообороте и валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования. Исследование теоретических и практических аспектов организации и видения бухгалтерского учёта общественного питания в вузах предопределяет цель данного исследования. Для реализации поставленной цели определён объект исследования - ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (далее - Чувашский госуниверситет). Проблемы, связанные с организацией рационального бухгалтерского учёта, обозначены как предмет исследования. В связи с чем, поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть нормативные документы, задачи, методы и цели учета общественного питания в вузах;

  2. изучить систему бухгалтерского учета общественного питания (далее – общепита) на примере вуза - Чувашского госуниверситета;

  3. разработать предложения по рациональной организации учёта общественного питания в Чувашском госуниверситете.

Методической и методологической основой исследования являются нормативно-правовое российское законодательство, научные и инструктивные материалы, методические рекомендации, учебная и справочная литература. Практической основой настоящей работы является опыт функционирования предприятий общественного питания Чувашского госуниверситета.

Для достижения рациональности в организации учётного процесса ЧГУ решается целый комплекс бухгалтерских задач: проверка правильности документального оформления товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете; контроль за товарными запасами, оперативное выявление недоброкачественных товаров; контроль за финансовыми показателями, за правильностью расчетов с поставщиками и покупателями, за своевременным поступлением платежей в бюджет, за правильностью использования банковских кредитов; учет расходования фонда оплаты труда и материального стимулирования, выявление соотношения между ростом эффективности труда и средней заработной платой; выявление возможности для снижения издержек обращения и повышения рентабельности производства; контроль за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств. Для правильного и своевременного учета установлены четкие разграничения материальной ответственности должностных лиц за вверенные им ценности, а также в соответствии с Учётной политикой и прилагаемом к ней Планом своевременно и качественно проводятся инвентаризации и ревизии товарно-материальных ценностей и финансовых обязательств.

Как свидетельствует опыт, в большинстве учебных заведений питание студентов вуза организуется через столовые, поэтому рассмотрим отражение в бухгалтерском учете операций по обеспечению питанием именно с этих позиций. Когда учреждение самостоятельно обеспечивает студентов питанием, организованная им столовая будет являться его структурным подразделением. Отражение в бюджетном учете операций по организации питания студентов можно подразделить на основные этапы: I. закупка продуктов питания (сырья) и принятие их к учету; II. отпуск их в производство; III. списание продуктов питания при приготовлении блюд.

Приведём основной порядок учётных процессов по указанным этапам организации общепита вуза. Заключая договоры (контракты) на поставку продуктов питания, образовательные учреждения вправе на 30%-ную предоплату[2]. Материально- ответственное лицо общепита в рамках своих должностных обязанностей и по законодательству[2,8] ведет учет продуктов питания в Книге учета материальных ценностей формы 0504042 [9] по наименованиям, сортам и количеству. На каждое наименование продукта питания открывается отдельная страница книги, в которой указывается поступление, расход и вывод остатка. Затем товарно-транспортная накладная поступает в бухгалтерию вуза и является основанием для отражения в регистрах бюджетного учета оприходования материальных запасов на балансе вуза[9]. На основании товарных накладных производятся записи в Накопительной ведомости по приходу продуктов питания ф. 0504037[8] по поступившим в учреждение продуктам питания в количественном и стоимостном выражении. Эта ведомость предназначена для учета их поступления в течение месяца. По окончании месяца в ведомости подводятся итоги.

В соответствии с установленными инструктивными указаниями[9]продукты питания принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, с учетом сумм НДС, если они используются при производстве продукции в студенческих столовых (при условии полного или частичного финансирования последних из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования) либо данные учреждения имеют освобождение от уплаты НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ), которая складывается из всех расходов учреждения по их приобретению. Если продукты приобретены и используются в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, то суммы налога принимаются к учету на счете 2 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам». С возникновением тех или иных затрат при покупке продуктов питания их фактическая стоимость формируется на счете 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)». Затем сформированная фактическая стоимость продуктов питания списывается с кредита этого счета, и в дальнейшем их учет осуществляется на счете 105 02 000 у нас на счете 105.32 и приходуются и списываются «Продукты питания». Если дополнительных расходов по приобретению продуктов питания нет, то оприходование поступивших в учреждение продуктов питания можно сразу отражать на счете 105 02 000.

Сырье отпускается в производство на основании Меню-требования на выдачу продуктов питания ф. 0504202 [9]. Для того чтобы знать, какие продукты питания и в каком количестве следует отпустить в производство, предварительно по регламентированным руководством срокам составляется меню, как правило, на следующий день. По каждому блюду, указанному в меню, составляется калькуляция с применением Сборников рецептур блюд и кулинарных изделий кухонь народов России [11] . В них отражен расход сырья, выход полуфабрикатов и готовых блюд, приведена технология их приготовления. В каждом рецепте Сборников даны нормы вложения сырья по массе в граммах и нормы выхода готовых изделий с указанием массы отдельных компонентов и всего блюда в целом. Исходя из составленных калькуляций, определяется состав и количество необходимых продуктов питания для производства блюд. Меню-требование, оформленное подписями определённых должностных лиц, ответственных за получение, выдачу и использование продуктов питания вуза, утверждается руководителем бюджетного учреждения. Отражение операций по перемещению продуктов питания со склада в производство осуществляется в регистрах аналитического учета путем изменения материально- ответственного лица, при этом происходит переход материальной ответственности от одного лица к другому, что соответствует нормативно-правовым требованиям к постановке бюджетного учёта.

Оценка продуктов питания производится по стоимости единицы или средней фактической стоимости на дату их списания (отпуска) [10]. Выбранный метод списания закреплён в Учетной политике вуза, в частности в Чувашском госуниверситете. Учет списания продуктов питания ведется в Накопительной ведомости по расходу продуктов питания ф. 0504038[9]. Записи в ней производятся ежедневно на основании меню-требований на выдачу продуктов питания ф. 0504202[9] и других документов, прилагаемых к накопительной ведомости. По окончании месяца в накопительной ведомости подсчитываются итоги и определяется стоимость израсходованных продуктов. Накопительная ведомость составляется по каждому материально ответственному лицу по наименованиям и при необходимости по кодам продуктов питания. На основании сводных данных накопительных ведомостей (по приходу и расходу) формируется Оборотная ведомость по нефинансовым активам ф. 0504035[8]. Итоговые данные накопительной ведомости по окончании месяца записываются в Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов ф. 0504071[9].

Считаем нужным отметить, что порядок списания продуктов питания различен и зависит от того, для каких целей предназначены изготовленные из них блюда, - для реализации или нет. Если производится списание продуктов питания для изготовления продукции, не предназначенной для реализации, то приобретение продуктов питания осуществляется с учетом установленных норм питания на одного студента. Эти нормы учитываются при составлении меню. Состав продуктов, необходимых для приготовления блюд, их количество определяются при составлении калькуляции[9] на основании Сборников[11]. Заметим, что в учреждениях, реализующих изготовленную продукцию потребителям за плату, учет отличается от рассмотренного выше. Поскольку готовая продукция реализуется за плату, в учете таких учреждений отражаются операции по получению дохода от реализации (выручка). производства, обращения и реализации, НДС (кроме предприятий, освобожденных от уплаты НДС) и их рентабельности.

Чтобы определить набор необходимых продуктов для изготовления продукции, составляется меню, калькуляция, и далее формируется стоимость (цена) блюда с учетом наценки. Для формирования себестоимости готовой продукции в бухгалтерском учете используется счет 106 04 000 «Изготовление материальных запасов, готовой продукции (работ, услуг)», по дебету которого собираются все затраты учреждения на изготовление продукции. В столовых учреждений, предоставляющих питание на возмездной основе, затраты по изготовлению готовой продукции списываются и подлежат учету в составе готовой продукции. На основании Требования-накладной ф. 0315006 [9] готовая продукция принимается к учету.

В целях реализации контрольной функции бухгалтерского учёта и сохранностью товарно-материальных ценностей в Чувашском госуниверситете в соответствии с учетной политикой проводится инвентаризация 1 раз в квартал. Отдельным приказом утверждена постоянно действующая комиссия для проведения инвентаризации. Установленное комиссией фактическое количество товара отражается в Инвентаризационной описи ф. 0504087 [9]. Отдельными описями оформляются выявленные при инвентаризации залежалые, пришедшие в негодность продукты и товары. На ценности, по которым выявлены расхождения, составляют Ведомость расхождений по результатам инвентаризации ф. 0504092 [9], где указывают наименование товара, номенклатурный номер, количество и стоимость по учетным ценам, недостачу или излишки. По итогам инвентаризации инвентаризационной комиссией составляется Акт о результатах инвентаризации ф. 0504835 [9]. Излишки товаров приходуются с отнесением на доходы вуза следующими бухгалтерскими записями.

1. Отражены суммы выявленной недостачи по рыночной стоимости:

Д-т сч. 2 209 04 560 «Увеличение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов»

К-т сч. 2 401 01 172 «Доходы от реализации активов».

2. Списана стоимость материальных запасов: Д-т сч. 2 401 01 172 «Доходы от реализации активов»

К-т сч. 2 105 02 440 «Уменьшение стоимости продуктов питания».

3. Списаны суммы недостачи при отсутствии виновных лиц:

Д-т сч. 2 401 01 172 «Доходы от реализации активов»

К-т сч. 2 209 04 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов».

Если результаты инвентаризации обозначены как недостачи товарно-материальных ценностей, их учёт осуществляется на счете 0 209 00 000 «Расчет по недостачам» в следующем порядке. Аналитический учет ведется в Карточке учета средств и расчетов ф. 0504051[9] по каждому виновному лицу с указанием фамилии, имени, отчества, должности, даты возникновения задолженности и суммы недостачи. За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах среднемесячной заработной платы. Размер ущерба определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен на день причинения ущерба, но не ниже стоимости по данным бухгалтерского учета. Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей средний месячный заработок, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение должно быть сделано не позднее месяца со дня окончания установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Принятие к учету излишков материальных запасов, выявленных при инвентаризации, отражается по дебету счета 2 105 02 340 «Увеличение стоимости продуктов питания» и кредиту счета 2 401 01 180 «Прочие доходы». В некоторых случаях, в виде исключения, с разрешения руководителя вуза [1,2,4] разрешается взаимный зачет недостач одних товаров излишками других.

Таким образом, основные положения по учету продуктов питания в высшем учебном заведении отражены в основном рабочем документе -Учетной политике на очередной финансовый год.

Ввиду сложного и трудоёмкого процесса бухгалтерского учёта общепита, для рациональной организации учётно-вычислительных работ, для обеспечения их качества как экономической базы для управленческих целей вуза определена необходимость функционирования автоматизированной системы финансового учета, связывающей воедино все материально-финансовые потоки высшего учебного заведения. Чувашский государственный университет работает по современной автоматизированной программе «1С: Предприятие 8». Для комплексной автоматизации учета используются программы «1С: Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8», «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», «БИТ: Расчет стипендий», «БИТ: Расчеты со студентами», «БИТ: Управление финансами государственного учреждения», «БИТ: Общепит в вузе», «1С:Оперативная печать 8». На текущий момент ведется адаптация продуктов к задачам вуза, в промышленную эксплуатацию система будет запущена в начале следующего года.

На наш взгляд, рационально выстроенная система бухгалтерской деятельности по учёту операций, связанных с общественным питанием в вузе, должна основываться не только на автоматизации. Важно чёткое соблюдение нормативно-правовых норм, оперативная корректировка определённых методов учёта для эффективности работы в рамках российского законодательства.

Список использованных источников:

1.Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

2. Федеральный закон №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3.Постановление Правительства РФ № 1181 от 31.12.2009 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 - 2012 годов".

4. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".

5. Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".

6.Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".

7. Приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению";

8.Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации";

9.Приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".

10.Инструкция по бюджетному учёту № 148 н от 30.12.2008, утв. приказом МФ РФ.

11.Васюкова А.Т. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий кухонь народов России для предприятий общественного питания. М.: изд-во Дашков и К°,2008.

Просмотров работы: 1747