Как свидетельствует опыт, в обеспечении экономической безопасности особая роль принадлежит поддержанию финансовой устойчивости экономики. Выделение финансовой безопасности в отдельную относительно самостоятельную ветвь экономической безопасности обусловлено тем, что финансовая система в виде финансовых потоков и отношений гораздо более чувствительна к внутренним и внешним угрозам, чем материально-вещественные объекты и процессы в экономике[7]. Для эффективного развития экономики, в том числе и безопасной деятельности предприятия, необходима система, на базе которой и выстраиваются управленческие решения. Такой системой является законодательно регулируемый всеми уровнями нормативно-правовых актов (федеральные законы - далее ФЗ, национальные стандарты учёта, положения по бухгалтерскому учёту - ПБУ, инструкции, учетная политика) российский бухгалтерский учёт[3,4,5]. Отсюда, значимость контрольных проверок, экспертиз финансово-хозяйственной деятельности с использованием специальных знаний бухгалтера[6].Сущность познания того иного хозяйственного факта состоит в применении основных методов по ведению учёта деятельности и составлению отчётности по результатам работы хозяйствующего субъекта.
В современных рыночных условиях все большее значение приобретает развитие бухгалтерской экспертизы как направления экспертной деятельности. С другой стороны, реформирование экономических отношений без создания действенного учётно-аналитического механизма создает условия для расширения масштабов теневого бизнеса и экономических правонарушений. Данная проблема достижения достоверности и надежности экономической информации относится к бухгалтерской финансовой отчётности. Бухгалтерские отчёты, как результат системы учета всех фактов деятельности предприятия, являются основным инструментом для проведения анализа результатов работы и управленческих решений по предотвращению возможных рисков[2] и выработке дальнейшей финансовой стратегии.
Следовательно, качественная финансовая отчётность является вектором успешной деятельности предприятия. Показывая определённые финансовые результаты, бухгалтерская отчётность выступает основным предметом исследования для контролирующих органов. В случаях, когда устанавливаются факты или даже подозрения на финансовые махинации, всякого рода экспертизы проводятся только по показателям бухгалтерского Баланса и других отчетов, сопутствующих ему. Например, в момент представления налоговой декларации по налогу на прибыль, специалисты налоговой службы проверяют достоверность, полноту и соблюдение законодательных норм по Отчёту о финансовых результатах.
Для того, чтобы более детально изучить соблюдение нормативных правил, проверяющие должны уметь «считывать» информацию по первичным и сводным бухгалтерским документам, по учетным регистрам, ведомостям, книгам и журналам. Такими специальными познаниями обладают учётные работники. Для эксперта важно и нужно знать, что финансовая отчётность – это синтез показателей деятельности предприятия от момента его регистрации до прекращения работы в рамках определённых нормативно-правовых актов, которыми предусмотрены не только порядок и методика организации бухгалтерского учёта, но и законодательно установленная ответственность должностных лиц за достоверность и полноту учётных показателей финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому, финансовая отчётность – основа основ любой экспертизы деятельности предприятия.
В заключении отметим, что, несмотря на установленные законодательные барьеры в организации учёта и формирования отчетности, количество экономических правонарушений не только сокращается, но имеет динамику к росту. Как на одну из главных причин такой статистики нужно акцентировать внимание: постоянное реформирование законодательных актов, часто повторяющихся, уточняющих, отменяющих, заменяющих определённые нормы функционирования системы бухгалтерского учёта неминуемо ведут к снижению качества финансовой отчётности. Давно назрела необходимость в выработке стабильных норм российского законодательства в области формирования и представления финансовой отчётности как гаранта экономической безопасности деятельности предприятия.
Список использованных источников:
Гордиенко Д.В. Перспективы экономического развития и повышения уровня экономической безопасности России. Сайт «Фонд имперского возрождения». [Электронный ресурс].URL http://fondiv.ru.
О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности: инф. письмо Минфина РФ от 14.09.2012 № ПЗ-9/2012 [Электронный ресурс] // Минфин РФ: офиц. сайт. URL: www.minfin.ru.
Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»[Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru.
Учетная политика организации: положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008; утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н [Электронный ресурс] // Минфин РФ: офиц. сайт. URL: www.minfin.ru.
5.Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте. [Электронный ресурс].URL: http://www.zakonrf.info/zakon-o-buhuchete.
6. .Цапулина Ф.Х., Камалюкова Н.А., Ермошкина С.А. Современные вопросы бухгалтерской экспертизы налоговых преступлений. //Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/102-5980.
7.Экспертный доклад Высшей школы экономики об Основных направлениях бюджетной политики РФ на 2013-2015 годы.[Электронный ресурс]//URL: http://2020strategy.ru/news/32772010.html.