НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РОССИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РОССИИ

ИЛЛАРИОНОВА И.Г. 1, Цапулина Ф.Х. 1
1ФГБОУ ВПО ЧГУ имени И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как малое, так и среднее предпринимательство в экономике России, на наш взгляд, еще не приобрело сколько-нибудь законченного формата, не раскрыло огромных потенциальных возможностей. Исторически значение малого и среднего бизнеса отнюдь не ограничивается только экономическими характеристиками. Важное значение для общества имеют как политические, так и социальные мотивы. Как показывает практика, средний класс, представленный малым и средним бизнесом, является опорой общественной стабильности. Малый бизнес в рыночной экономике на сегодняшний день является ведущим сектором, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Необходимо отметить, что малый бизнес участвует в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогает сбору налогов непосредственно с физических лиц. Малые предприятия исправно и своевременно платят налоги по сравнению с представителями среднего и крупного бизнеса. Одним из стимулирующих факторов в развитии малого бизнеса должна быть налоговая политика государства. Суть ее должна заключаться в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий, так как это позволяет предоставить предпринимателям посильную налоговую нагрузку.

Для России развитие предпринимательства всегда имело важное значение. Еще на этапе перестройки были приняты: Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (19 ноября 1986 г.) и Закон «О кооперации в СССР» (26 мая 1988 г.), положившие конец монополии государственной собственности на средства производства. В последующем был принят Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (25 декабря 1990 г.), открывший новые возможности для взаимоотношений работодателей и работников. В соответствии с этим законом разрешалось заниматься предпринимательством как индивидуально (действующий Гражданский кодекс РФ называет граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями — ИП), так и с применением наемного труда.

С тех пор прошло много времени, в течение которого созданы авторитетные общественные и государственные структуры поддержки малого и среднего бизнеса. В их числе: Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, созданное в форме ЗАО в 1992 г. по инициативе Правительства РФ и при содействии Фонда «Ноу-хау» правительства Великобритании; Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» (2002 г.); Совет по поддержке малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации с 2004 г.; специальная комиссия при Правительстве РФ по вопросам поддержки малого бизнеса, которую возглавляет первый вице-премьер с 2008 г., и другие институты. Однако отечественный малый и средний бизнес не чувствует себя в достаточной степени защищенным, свободным от «недружественных», подчас неожиданных мер со стороны государства.

Проанализируем ситуацию на самых простых количественных характеристиках малого и среднего бизнеса — его масштабе, динамике и отраслевой структуре. Согласно проведенному в 2011 г. Росстатом сплошному федеральному статистическому наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса в 2010 г. в России насчитывалось 4,6 млн хозяйствующих субъектов, из которых 2,9 млн. индивидуальных предпринимателей и почти 1,7 млн юридических лиц. Занятость малого и среднего бизнеса в сфере оптовой и розничной торговли ~ 40 %, в операциях с недвижимым имуществом и арендой — 21,1 %, в сферах строительства — 11,1 % (малых юридических лиц), добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств — 10,7 % (малого бизнеса).

Численность занятых в отечественном малом бизнесе ведомство оценивает в 25,2 % от всех работающих. Выручка от реализации товаров, работ и услуг составляет порядка 28,5 %. Инвестиции в основной капитал — около 10 %, стоимость основных фондов на конец 2010 г. составила 5,9 % от общей стоимости основных фондов в экономике [4].

По данным комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, относящимся к маю 2013 г., в сфере малого и среднего бизнеса функционировало шесть миллионов малых и средних предприятий, на которых занято более 17 млн чел., включая индивидуальных предпринимателей. При этом 18 млн. чел. относятся к теневому сектору [5]. Одной из существенных и главных. По нашему мнению, причин ухода в тень малых предприятий является нестабильность налогового законодательства, его запутанность и противоречия.

Из этого следует, что масштабы малого бизнеса в России пока несопоставимы с аналогичными показателями многих других стран. Его доля в российском ВВП составляет около 20 %, в то время как в США, ЕС, развитых азиатских странах этот показатель находится в диапазоне 40—70 %. Доля занятых в малых и средних компаниях в странах Европейского союза, США, Японии в среднем составляет около 50—70 % от общего числа экономически активного населения, в России — менее 25 %.

Причины относительно слабого развития малого и среднего бизнеса в России многогранны и многоаспектны. Одна из самых очевидных — его начальная стадия. Вместе с тем недостаточное внимание государства в течение длительного времени уже в постсоветский период к нуждам малого бизнеса, как это ни звучит парадоксально, связано как раз с тем, что он «малый». Одно дело, когда несколько сотен крупных организаций, опираясь преимущественно еще на советский экономический фундамент, обеспечивают подавляющую часть бюджетных поступлений, другое — когда поступления от миллионов фирм составляют мизерную часть государственной казны. Одновременно эти миллионы, начиная дело, как правило, с чистого листа, требуют от государства неусыпного внимания и поддержки.

Потенциал малого бизнеса, на наш взгляд, может раскрыться в интересах общества, государства, бюджета при наличии определенных условий, которые в значительной степени формируются государством, финансовыми структурами. В их числе: политическая и социально-экономическая стабильность, защита частной собственности, позитивные взаимоотношения бизнеса и власти, развитая правовая среда, необходимая в том числе информационно-коммуникативная инфраструктура, отсутствие административных барьеров, дебюрократизация, щадящая и селективная налоговая политика, доступ к финансовым ресурсам, возможность приобретения начального капитала, специальные меры поддержки, защита от криминала. Их отсутствие или неполнота являются сдерживающими факторами развития малого бизнеса.

Одной из важнейших проблем в развитии российского предпринимательства является отношение к предпринимателям общества. Для молодежи при выборе дела, профессии, имидж играет далеко не последнюю роль. Может показаться странным, но даже в 2013 г., когда прошло почти четверть века после изменения общественного строя в России, большинство россиян до сих пор не верят, что можно честно зарабатывать «большие» деньги даже при условии творчества, инициативы, смекалки, самоотдачи. Такого мнения придерживаются 73 % респондентов по результатам опроса Левада-центра [6]. Опрос проведен 19—22 апреля 2013 г. среди 1,6 тыс. чел. в 45 регионах РФ, погрешность опроса не превышает 3,4 %. Результаты опроса представлены на рис. 1.

Современный цикл далеко не однозначных инициатив государства по отношению к предпринимательству начинается, на наш взгляд, с 2011 года.

К наиболее значимым следует отнести следующие. В середине 2012 г. власти объявили о том, что на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства планируется направить в форме субсидий бюджетам субъектов РФ в 2013 г. 21,8 млрд. р., в 2014 и 2015 гг. - по 23 млрд. р. Эти средства должны пойти, в частности, на субсидирование расходов по лизингу оборудования и по инновационным проектам, на поддержку резидентов частных парков (субсидии на выкуп недвижимости или покрытие затрат по аренде помещений парка, на которых осуществляется производственная деятельность предпринимателя).

С января 2014 г. вступил в силу закон о Федеральной контрактной системе, дающий малому бизнесу определенные преференции в плане государственных закупок. За редким исключением, касающимся обороноспособности и национальной безопасности страны, заказчики обязаны размещать в системе малого и среднего бизнеса, а также социально ориентированных некоммерческих организациях не менее чем 15 % совокупного годового объема заказов (верхний порог не оговаривается), начальная цена контракта не должна превышать 20 млн р. По условиям действующего 94-ФЗ объем заказов ограничивается квотами в 10-20 %, а НМЦК - 15 млн р. [7].

В мае 2013 г. Президентом РФ подписан «Закон об уполномоченных по защите прав предпринимателей в России». По этому закону основными задачами уполномоченного, назначаемого на пять лет, предусматривается защита прав и законных интересов предпринимателей, контроль за соблюдением их прав органами государственной власти и местного самоуправления, содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав предпринимателей и взаимодействие с предпринимательским сообществом, а также участие в формировании и реализации государственной политики в этой сфере. Согласно документу предписания федерального омбудсмена по приостановлению ненормативных актов местных властей подлежат немедленному исполнению. Уполномоченному также дается право направлять мотивированные предложения Президенту России об отмене постановлений и распоряжений Правительства РФ. Омбудсмену предоставляется возможность обжаловать судебные акты арбитражных судов. Предусматривается возможность защищать права и законные интересы российских предпринимателей за рубежом [8].

Защита интересов предпринимателей должна проходить и в сфере налогового учёта и отчётности, подсистеме бухгалтерского учёта как основной нормируемой на законодательном уровне базе экономической информации для управленцев российского предприятия. Немалую сложность представляют собой законодательные указания о смене размеров налоговых ставок. Например, с января 2011 г., вступили в силу изменения, внесенные в «Закон о страховых взносах», в соответствии с которым вместо единого социального налога организации обязаны уплачивать страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования). Общая ставка страховых взносов увеличилась с 26 до 34 % для организаций, применяющих общую систему налогообложения. Для малого бизнеса, применяющего упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде ЕНВД, с 2011 г. ставка страховых взносов увеличилась с 14 до 34 %, т. е. в 2,4 раза [9]. Соответственно, увеличилась и нагрузка в системе бухгалтерского и налогового учёта. Возросли затраты и на обновление автоматизированных программных средств по налоговым затратам – взносам в государственные внебюджетные фонды. Как свидетельствует наш анализ, в среднем за последние три года (2011-2014г.г.) произошло порядка десяти изменений в налоговых декларациях. Подсчитать поправки в налогообложении невозможно из-за огромного их количества, что свидетельствует о низком их качестве.

Что касается налоговых льгот в сфере страховых платежей, то они предусмотрены только следующим субъектам предпринимательства:

  • малым инновационным предприятиям, организациям сферы информационно-коммуникационных технологий и резидентам технико-внедренческих особых экономических зон на период 2011—2019 гг.;

  • организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области средств массовой информации;

  • субъектам малого предпринимательства, применяющим упрощенную систему налогообложения и работающим в 36 обозначенных законом видах деятельности на определенный период.

По оценке экспертов, вышеперечисленные льготы затрагивают небольшое количество малых предприятий.

Для подавляющего большинства закон действует в первоначальной редакции, а с 1 января 2011 г. взносы увеличились единовременно в 2,4 раза.

В последующем, с начала 2013 г., для индивидуальных предпринимателей были увеличены страховые взносы с 17 до 36 тыс. р. Динамику изменения можно проследить по следующему рисунку 2.

Рис. 2. Динамика изменения фиксированных страховых взносов для ИП.

В результате почти 412 тыс. индивидуальных предпринимателей, или 10 % от их общего числа по состоянию на 1 декабря 2012 г., снялись с учета с декабря 2012 г. по февраль 2013 г. включительно в связи с увеличением соцналогов Количество малых предприятий после повышения налогов сократилось на 350 тыс. [10]. Это и результат необдуманной законодательной политики в деле оформления налогового учёта, в запутанности требований налоговых правовых актов.

Согласно проведенным исследованиям следует сделать вывод о том, что, система налогообложения, выбранная предпринимателем, а также размер фиксированных страховых взносов играет важнейшую роль в эффективности деятельности. Каждый человек, принимая решение заниматься бизнесом, всегда задается вопросом, как проще и выгоднее юридически оформить бизнес и выбрать наиболее подходящий ему вариант налогообложения.

Индивидуальные предприниматели могут применять следующие режимы налогообложения:

1) общую систему налогообложения (ОСНО), при котором уплачиваются НДФЛ, НДС, налог на имущество;

2) упрощенную систему налогообложения (УСНО);

3) систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД);

4) систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);

5) патентную систему налогообложения (ПСН).

С 2013 года применение ЕНВД носит добровольный характер. Поэтому, многие предприниматели, например, в сфере розничной торговли, общепита, автоперевозок, могут выбрать один из четырех режимов налогообложения: ОСНО, УСНО, ЕНВД, патент.

Общий налоговый режим (ОСНО) – система, при которой ИП обязан уплачивать все налоги, сборы и платежи, предусмотренные для данного вида деятельности, если он не освобождается от их уплаты. Специальные налоговые режимы, введенные с целью поддержки малого бизнеса, предполагают более низкую по сравнению с ОСНО налоговую нагрузку – не уплачиваются НДС, налог на имущество, НДФЛ. Между тем, применение ОСНО оправданно, когда для контрагентов предпринимателя важно выделение НДС, а также когда есть риск превышения установленных для спецрежимов ограничений.

Упрощённая система налогообложения (УСНО) – особый вид налогового режима, направленный на облегчение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, а также облегчения и упрощения ведения налогового учета. В данном случае необходимо определить, какую налоговую базу вы предпочтете. Этот выбор зависит от конкретных условий деятельности ИП. Как правило, если объем расходов у ИП не высок и не превышает 60 % от объема доходов, то оптимальным выбором становится режим УСН (доходы) – 6% , который подходит для ИП, работающих в сфере услуг. Для предпринимателей же в сфере производства и торговли, где доля расходов высока, лучшим выбором может стать налоговый режим УСН (доходы – расходы) – 15%. Важным моментом здесь также является возможность ИП подтвердить свои расходы надлежаще оформленными документами. В режиме УСН Доходы-Расходы в отличие от режима УСН (доходы) ИП должен доказать расходы. В противном случае, ему могут доначислить налог, выставить пени и штрафы.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – действует до 01.01.2018 г. и с 2013 года является добровольным режимом. Однако имеются ограничения для перехода на этот режим по видам деятельности, физическим показателям, количеству работников.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – распространяется на фермерские хозяйства. Данный налог могут применять только те предприниматели, у которых выручка от производства сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70%. Уплачивается 6% от исчисленных доходов за вычетом расходов. Не могут работать на ЕСХН индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров.

Патентная система налогообложения (ПСН) – появилась в 2013году на смену «УСН-патент». Особенность патента – полное отсутствие отчетности, приобретается на определенное время (от 1 месяца до года). Поэтому многие предприниматели переходят на патентную систему.

Величина налогов при применении ПСН и ЕНВД не связана с фактическими показателями деятельности предпринимателя. При ЕНВД учитываются физические показатели, а при патенте - сумма потенциально возможного дохода.

В 2014 году, независимо от применяемой системы налогообложения, индивидуальный предприниматель «за себя» должен был уплачивать страховые взносы в фиксированных размерах исходя из МРОТ 20 727,53. В 2015 г. эта сумма составила 22 261,38 руб. в год (исходя из МРОТ – 5965 руб.).

Предприниматель, нанимающий работников, начисляет и НДФЛ, и страховые взносы с их заработной платы на общих условиях – ставка страховых взносов при УСНО для большинства видов деятельности 30%, 20% – для отдельных видов деятельности.

Из всего этого следует вывод, что индивидуальным предпринимателям на 6%-налоге при УСНО и ЕНВД выгоднее работать без работников, или заключать договоры с другими предпринимателями. При выборе налогового режима индивидуальному предпринимателю следует рассчитать совокупную налоговую нагрузку при разных режимах налогообложения, с учетом перспектив развития своей деятельности (табл.1).

В первую очередь, необходимо рассчитать страховые платежи, ЕНВД, патент, которые не зависят от результатов деятельности. Также следует учесть, что в отличие от других режимов, патенты оплачиваются вперед. Например, если патент берется на период до 6 месяцев, то оплата должна быть произведена в размере 100%, если на больший срок – то 1/3 сразу, а 2/3 по окончании, независимо от реальных доходов.

Таблица 1

Сравнительная характеристика налоговых режимов для ИП

Показатели

ОСНО

УСНО

ЕНВД

ЕСХН

Патент

НДС

18%, 10%

-

-

-

-

Налог на имущество

2,2%

-

-

-

-

НДФЛ

13%

только с доходов наемных работников,

в общем порядке

Единый налог

-

6% от доходов, или 15% (ЧР – 12%) от доходов за вычетом расходов

15% от вмененного дохода

6% от доходов за вычетом расходов

6% от потенциально возможного дохода

Страховые

взносы с доходов наемных работников

30%

30%,

20% - для отдельных видов деятельности

30%,

20% - фармацев-тическая деятельность

27,1%

20%,

30% - для розничной

торговли, общепита, аренды

Страховые взносы в фиксированном размере за ИП

20 727, 53 руб. в год (на 2014г.)

Численность

-

До 100 чел.

До 100 чел.

-

До 15 чел.

Лимит выручки

-

60 млн.

Без ограничений

60 млн.

Остат.стоимость основных средств

-

До 100 млн. руб.

Без ограничений

Если спрогнозировать результаты деятельности сложно, то лучше выбрать УСНО, причем также учесть, что при УСНО с объектом «доходы» из исчисленного налога полностью вычитаются страховые взносы предпринимателя, не имеющего работников.

Если же бизнес стабильный и высокорентабельный, выбор, скорее всего, будет в пользу ЕНВД или патента, хотя и эти режимы в частности не гарантируют низкую налоговую нагрузку.

В заключении отметим, что малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Такой гибкой должна быть и политика в области налогового законодательства.

Стабильные и чёткие нормативно-правовые требования будут способствовать решению государственной задачи для малого бизнеса: формированию конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Следует принимать во внимание, что предприятия малого бизнеса более устойчивы к внешним изменениям. В период общего экономического спада России в начале 90-х годов именно малый бизнес поддержал российскую экономику и вовремя адаптировался под новые рыночные условия. В свою очередь, государственные предприятия же не выдержали конкуренции, были разрушены или приватизированы.

Таким образом, малый бизнес демонстрирует свою гибкость, «живучесть», укрепляя и поддерживая рыночную экономику.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации – Ч. I от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 07.05.2013) и Ч. II от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 07.05.2013)

  2. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

  3. Закон ЧР от 23.07.2001 № 38 (ред. от 06.03.2013) «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации»

  4. Малый и средний бизнес в России почти на 40 % занят в сфере торговли // Экономика. Прайм. 17 окт. 2012. URL: http://news.mail.ru/economics/ 10627037/

  5. Руденский И. От развития малого среднего бизнеса зависит будущее нашей страны // Парламентская газета. 2013. 24 мая. URL: http://www.pnp.ru/news/detail/20816

  6. «Граждане России не верят, что можно зарабатывать честно...» // Newsland. 2013. 28 мая. URL: http:// newsland.com/news/detail/id/1184892

  7. «Деньги на вырост» // Российская газета «RG.RU». 2012. 21 мая. URL: http://rg.ru/2013/05/21/ biznes.html

  8. Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации : Федер. закон РФ № 78-ФЗ от 07.05.2013 г. // Российская газета «RG.RU». Федер. выпуск № 6075. 2013. 13 мая.

  9. Бизнес в кольце растущих расходов / Тамб. обл. торг.-пром. палата // Деловой Тамбов. 2011. № 1. URL: http://old.totpp.ru/business-tambov/archive/jan-2011/846-article13

  10. День российского предпринимательства // РиаНовости. 2013. 26 мая. URL: http://m.ria.ru /spravka/20130526/939199152.html

  11. Значение малого бизнеса в рыночной экономике. URL: http://www.ubsjournal.com/lowbusiness/1133-small-business

  12. «Малый бизнес: значение для государства» // Кредитный портал КредитБизнес.ru. URL: http://www.kreditbusiness.ru/role.html

Просмотров работы: 4038