ДОСТОВЕРНОСТЬ КАК ОСНОВНАЯ КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДОСТОВЕРНОСТЬ КАК ОСНОВНАЯ КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

Николаенко Н.Г., Плахина В.А., Яковлева Н.А.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Учет расчетов с покупателями и заказчиками имеет большое значение для любого предприятия, работающего в условиях рыночной экономики. Каждое предприятие, ведущее финансово-экономическую деятельность, осуществляет расчеты с покупателями - за приобретенную продукцию, с заказчиками - за выполненные работы и оказанные услуги. В современных условиях рыночной экономики ни одно предприятие не сможет существовать без покупателей, так как они являются источником прибыли и благополучия организации.

Всегда велик риск неоплаты или несвоевременной оплаты, это приводит к появлению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово-хозяйственной деятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений[1].

На основании этого необходимо проводить анализ состояния расчетов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, поэтому большую роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций в первичных документах и учетных регистрах, а также достоверность бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении[2].

Достоверность информации - показатель качества информации, означающий её полноту и общую точность. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения[3].

Учет расчетов с покупателями и заказчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» обособленно.

Порядок учета расчетов с покупателями зависит от выбранного метода учета реализации. Если по оплате (кассовый метод) – задолженность покупателей учитывается на счете 45 «Товары отгруженные» по фактической производственной себестоимости:

Дебет счета 45 «Товары отгруженные», Кредит счета 43 «Готовая продукция» – отгружена продукция. При поступлении платежа:

  • Дебет счета 51 «Расчетный счет» Кредит счета 90 «Продажи»;

  • Дебет счета 90 «Продажи» Кредит счета 45 «Товары отгруженные» – списана реализованная продукция по производственной себестоимости;

  • Дебет счета 90 «Продажи», Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» – на сумму НДС.

Задолженность покупателей, истекшая в установленный срок исполнения обязательств, списывается со счета 45 «Товары отгруженные» в убыток предприятия не включая уменьшения налогооблагаемой прибыли. Задолженность покупателей, списанная в убыток, принимается на забалансовый счет 007 и в течение 5 лет на нем учитывается. При оплате задолженности сумма отражается как финансовый результат и включается в налогооблагаемую прибыль. Если учет реализации идет по отгрузке, то учет ведется на активном счете 62, на котором задолженность покупателей отражается по стоимости реализации (цене продажи).

В учетных регистрах может быть открыто несколько субсчетов:

  • расчеты в порядке инкассо;

  • расчеты в порядке плановых платежей и т. д.

На субсчете «Расчеты в порядке инкассо» учитываются расчеты по предъявленным и принятым банком к оплате документам по отгрузке. На втором субсчете учитываются расчеты, которые носят систематический характер и не завершаются оплатой одного расчетного документа. На третьем субсчете учитываются расчеты по векселям. На счетах бухгалтерского учета делаются записи:

  • Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит счета 90 «Продажи»отгружена продукция и предъявлен счет покупателю;

  • Дебет счета 90 «Продажи», Кредит счета 43 «Готовая продукция»списана реализованная продукция по производственной себестоимости;

  • Дебет счета 90 «Продажи», Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»на сумму НДС.

При погашении задолженности кредитуется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному расчетному документу, а при планировании платежей в разрезе покупателей и заказчиков[4].

При применении метода начисления учета реализации предприятиям разрешается создавать резервы по сомнительным платежам за счет прибыли, при этом налогооблагаемая прибыль уменьшается.

Невостребованная в срок дебиторская задолженность после истечения срока исковой давности списывается в уменьшение резервов по сомнительным долгам. Списанная задолженность принимается на счет 007 и учитывается там в течение 5 лет. В случае погашения задолженности полученная сумма зачисляется в прибыль как внереализационный доход.

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами. Отгружая изготовленную продукцию, предприятие, как правило, не получает оплату сразу, то есть происходит кредитование покупателя. Таким образом, в течение периода от момента отгрузки продукции к моменту поступления платежа средства предприятия находятся в виде дебиторской задолженности.

Во избежание ошибок при расчетах с покупателями и заказчиками организации необходимо провести аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности в части учета операций по расчетам с покупателями и заказчиками[1].

Цель аудита - содействие эффективности работы, рациональному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов в предпринимательской деятельности для получения максимальной прибыли.

Задачами аудита расчетов с покупателями и заказчиками являются установить:

  • законность возникновения дебиторской задолженности предприятия;

  • правильность оформления первичных документов по реализации продукции, работ, услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности;

  • своевременность погашения задолженности;

  • целесообразность мероприятий, осуществленных предприятием относительно ликвидации причин, которые повлекли просроченную задолженность.

Источниками информации для проведения аудиторской проверки расчетов являются:

  • приказ об учетной политике;

  • договоры выполнения работ и оказания услуг, которые являются одним из основных документов, регулирующих взаимоотношения поставщика и покупателя;

  • счета-фактуры, акты выполненных работ, на основании которых производится реализация товаров (работ, услуг);

  • книга продаж, где регистрируются счета-фактуры для учета НДС по начисленной реализации;

  • аналитические карточки, оборотные ведомости, журналы-ордера по счету 62 (при автоматизированном учете), в которых отражается полная информация по каждому покупателю по каждой произведенной операции. При ведении учета с использованием компьютерной программы, используются распечатки дебетовых и кредитовых оборотов и сальдо по счету 62;

  • бухгалтерская финансовая отчетность, где по бухгалтерскому балансу устанавливается состояние задолженности по данным раздела 2 «Оборотные активы» по статьям «Дебиторская задолженность». По приложению к бухгалтерскому балансу в разделе 2 «Дебиторская и кредиторская задолженность» выясняется состояние (на начало и конец отчетного периода) и движение краткосрочной и долгосрочной задолженности с выделением «просроченной», а из нее – длительностью свыше 3 месяцев и более чем через 12 месяцев.

Таким образом, при проверке расчетов с покупателями и заказчиками необходимо ознакомиться с перечнем субъектов ведения хозяйства, а также физических лиц, которые являются дебиторами предприятия, выучить динамику задолженности и установить соответствие данных, полученных по расчетам, данным бухгалтерского учета.

В соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности №7 «Аудиторские доказательства» надлежащий характер аудиторских доказательств – качественная аудиторская оценка аудиторских доказательств, которая характеризует уместность и надежность выводов, лежащих в основе формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности [5].

Виды аудиторских доказательств:

1. Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешними и смешанными.

2. Аудиторские доказательства могут быть прямыми и обратными.

3. Аудиторские доказательства могут быть личными (объяснения) и вещественными.

4. Аудиторские доказательства могут быть устными и письменными. Доказательства в форме документов и письменных показаний обычно являются более достоверными, чем устные показания.

Источниками получения аудиторских доказательств (доказательной информацией) являются:

  • первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;

  • регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;

  • результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;

  • устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;

  • сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;

  • результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;

  • бухгалтерская отчетность.

Качество доказательств зависит от их источников. Наиболее ценными аудиторскими доказательствами считаются доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций. Независимо от вида аудиторских доказательств, они должны быть достоверными, достаточными и иметь надлежащий характер. Их достаточность в каждом конкретном случае определяют на основе оценки системы внутреннего контроля и величины аудиторского риска. Для составления объективного и обоснованного заключения аудитор обязан собрать достаточное количество качественных доказательств [4].

Библиографический список

1. Подльский В.И. Аудит: учеб. для бакалавров /В.И. Подольский, А.А. Савин.- 4-е изд., перераб. и доп.- М. : Юрайт, 2012. – 587 с.

2. Приказ, МинФина России от 06.07.1999 N 43н, ПБУ 4/99 (с измен. и доп. от 08.11.2010г.) [Электронный ресурс].-М., [2014]. – Режим доступа: информационно-правовая справочная система КонсультантПлюс (дата обращения 24.12.2014).

3. Приказ, МинФина России от 16.08.2011 №99н, ФСАД №7/2011 [Электронный ресурс].-М., [2014]. – Режим доступа: информационно-правовая справочная система КонсультантПлюс (дата обращения 24.12.2014).

4. Приказ, МинФина России от 30.11.2000 №94н, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению (с измен. и доп. от 08.11.2010г.) – Режим доступа: информационно-правовая справочная система КонсультантПлюс (дата обращения 24.12.2014).

5. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях : правило (стандарт) №17 (с измен. и доп. от 16.04.2005г.) [Электронный ресурс].-М., [2014]. – Режим доступа: информационно-правовая справочная система КонсультантПлюс (дата обращения 24.12.2014).

Просмотров работы: 1608