ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В МЕГАПРОЕКТЫ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В МЕГАПРОЕКТЫ

Байчорова К.Ю. 1
1Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С каждым годом, все больший оборот приобретает рост инфраструктурных проектов, направленных на улучшение социальной жизни страны. Реализация таких проектов занимает большое количество времени, а затраты достигают порядка миллиарда долларов. Такие проекты чаще называют мегапроектами. В настоящее время они становятся все более существенными для экономического потенциала страны.

Мегапроекты — это крупные инвестиционные проекты, которые отличаются высоким уровнем внимания общественности или затрагивают политические интересы вследствие их воздействия на общество, окружающую среду и бюджеты.

Аналитически мегапроекты можно разделить на 4 группы: инфраструктура (например, порты, железные дороги, мосты), производство (например, промышленные плантации деревьев, зоны экспортной переработки), добыча (например, минералы, нефть и газ) и потребление (например, торговые центры, тематические парки, развитие недвижимости).

Кроме того, по своим основным характеристикам мегапроекты являются:

· Колоссальными по размерам и масштабам, т. к. в результате их реализации осуществляется значительное расширение объекта или его реконструкция;

· Чаще всего уникальными по дизайну и планировке. Это черта, прежде всего, связана с колоссальностью проекта. Тем не менее, дизайн и технические достижения проекта может генерировать в людях чувство благоговения и удивления за счет своего масштаба. Кроме того, он также может захватить воображение и привлечь внимание наблюдателей своей технологической возвышенностью;

· Дорогостоящими, так как затраты на проект увеличиваются в течение срока его реализации. Диапазон стоимости одного мегапроекта варьируется от 250 миллионов до 1 млрд. долларов;

· Содержащими множество спорных моментов, например, договоренность участников проекта о вопросах финансирования, строительства, инженерного и эстетического планов проектирования. Противоречие может частично возникнуть из-за потенциального смещения проекта или воздействий на соседние компании, естественные/ искусственные условия окружающей среды;

· Комплексными, что порождает риск и неуверенность со стороны дизайна, финансирования (поскольку проект покрывается многочисленными источниками финансирования) и строительства;

В последнее время во всем мире наблюдаются высокие темпы роста числа мегапроектов. Их масштабы настолько велики, что они способны оказывать влияние на экономику не только региона, но и целой страны. Однако возникает парадокс: с одной стороны, они решают инфраструктурные проблемы, но с другой — их низкие показатели эффективности замедляют темпы роста экономики.

Прежде всего, это сопровождается перерасходом средств. По статистическим показателям перерасход составляет 50—100 % относительно плана, и это обычное явления для таких проектов. Во-первых, это связано с непрозрачностью документации, поскольку инфраструктурные лоббисты хотят представить свой проект так, чтобы его приняли на реализацию государственные органы. Во-вторых, неполный анализ проекта на его начальном этапе. Это связано с неточным анализом чувствительности на изменения политических, финансовых, технологических и экологических показателей, недооценка продолжительности и стоимости издержек, низкая оценка непредвиденных расходов. В-третьих, использование высокорискованных технологических инноваций, которые ведут к значительному увеличению расходов.

Кроме того, неудачей мегапроекта является неправильная оценка спроса на этот проект. К причинам, которые дали неправильный прогноз спроса относятся: применение методологии оценки, малый объем необходимой информации, непредвиденные изменения внешних факторов, предвзятость оценки лиц, задействованных в проекте и т. д.

Также к фактору парадокса можно отнести воздействие проекта на окружающую среду. На начальном этапе проводится экологическая экспертиза проекта, но после осуществления проекта его воздействие на окружающую среду проверяется крайне редко, поэтому упускается возможность снижения экологического риска, который является одним из главенствующих.

Организация гигантских спортивных мероприятий, таких как Олимпийские игры или Чемпионаты мира по футболу также можно отнести к мегапроектам, так как в их рамках реализуются грандиозные строительные проекты. Это как стадионы и спортивные комплексы, так и соответствующие объекты инфраструктуры.

Раз за разом эксперты приходят к выводу, что крупные спортивные мероприятия не окупают потраченных на них средств. Но это вовсе не мешает странам соревноваться за право подвергнуть себя испытаниям гигантскими расходами и стройками, горящими дедлайнами, наплывом сотен тысяч иностранцев.

Если посмотреть на бюджеты нескольких последних чемпионатов мира по футболу, становится очевидным, что экономическая эффективность этих инвестиций отрицательна. Так, предполагаемые госрасходы на строительство 5 новых и 5 реконструированных стадионов в ЮАР к ЧМ 2010 должны были составить $ 308 млн. По факту было потрачено $ 5,1 млрд. На возведение 7 новых стадионов и реконструкцию еще 5 существующих в Бразилии к ЧМ 2014 планировалось потратить $ 3,6 млрд. В итоге смета составила $ 11,5 млрд.

Однако такие гигантские перерасходы происходят не только из-за ошибок и просчетов экономистов и правительств. Чемпионаты мира приносят в страну социальную нестабильность. И это также вызывает необходимость в увеличение сметы, чтобы успеть сдать все объекты в срок.

Например, в ЮАР около 70 000 строителей, занятых на спортивных объектах, объявили забастовку. Многотысячная толпа вышла на улицы Йоханесбурга, требуя повышения заработной платы строителей на 13 %. Другой проблемой африканского чемпионата стала коррупция при распределении денег и строительных подрядов. Все это увеличило предполагаемый срок строительства почти на год и потребовало дополнительных расходов в размере $ 4,8 млрд.

Никто не ожидал, что в Бразилии, стране, где футбол является одним из самых популярных видов спорта, основной проблемой, оттягивающей сроки сдачи объектов, станет недовольство местного населения. Протестующие пробивались на территории строящихся стадионов. Полиции пришлось применять слезоточивый газ, чтобы остановить погромы. Дело в том, что новости о растущем бюджете чемпионата 2014 совпали с повышением стоимости проезда в общественном транспорте. Этого оказалось достаточно, чтобы 100 000 жителей вышли протестовать против политики властей. Все это увеличило смету проекта в целом на $ 7,9 млрд.

Подготовка России к чемпионату мира 2018 также не вызывает позитивных отзывов экспертов. По текущей оценке Минэкономразвития, страна потратит на этот мегапроект около $ 20 млрд. Учитывая практику предыдущих чемпионатов в других странах, в итоге сумма получится в разы больше.

На данный момент перед подрядчиками стоит следующая задача: семь стадионов нужно сдать за три года, при этом стоимость строительства каждого не должна превышать 15,2 млрд. руб. Данную цифру Арас Агаларов (один из подрядчиков, владелец крупнейшего в России выставочного центра «Крокус Экспо») прокомментировал так: «Если смету не увеличат и придется вкладывать свои, мы обанкротимся. Одно Ватерлоо мы выдержали, второго не переживем». В то же время Игорь Шувалов и чиновники Минэкономразвития уверяют, что смета в 15,2 млрд. руб. окончательная и пересматриваться не будет.

По сравнению с Сочи власти намерены уложиться в гораздо меньшую сумму. Общий объем затрат на ЧМ-2018 сегодня оценивается в 664 млрд. руб. Олимпиада обошлась в 1,52 трлн. Пытаясь извлечь уроки из строительства сочинских объектов, правительство жестко зафиксировало затраты на стадионы к ЧМ.

При расчете окончательной сметы за образец был взят стадион «Казань-Арена». Еще одним ценовым ориентиром является стадион «Открытие Арна» (бывший стадион «Спартак»), который обошелся в 14,9 млрд. руб.

По общему требованию ФИФА стадионы, принимающие ЧМ должны вмещать 45 000 зрителей. Значит, российские стадионы стоят примерно $ 10 000 за кресло. Если сравнить со стадионами в ЮАР и Бразилии, то на первый взгляд кажется, что денег достаточно. Стадион «Арена Амазония» в бразильсков Манаусе стоил $ 6700 за кресло, «Арена Пантаналь» и «Арена Фонте Нова» — $ 5700.

Однако в России дела обстоят хуже. Места под возведения новых стадионов в Калининграде и Ростове выбраны неудачно. Для освоения болотистой почвы там потребуются дополнительные вложения. Подрядчики считают, что меньше чем за 20 млрд. руб. стадионы там не построить.

Таким образом, мегапроекты стали привычным явлением в сегодняшней экономике. Их число растет с каждым годом. Однако финансовые показатели эффективности таких проектов остаются на удивление низкими. Ничтожно малый процент мегапроектов окупает себя, еще меньше проектов укладываются в первоначально рассчитанную смету. Кроме экономической стороны вопроса, мегапроекты сопровождаются многочисленными неэкономическими рисками, такими как политические и социальные настроения, экологические меры и т. д. Необходимо научиться здраво оценивать мегапроекты еще на стадии планирования, адекватно оценивать все возможные риски. Возможно, тогда мегапроекты перестанут быть похожими на «битву за выживание на нескольких фронтах».

Список литературы:

  1. Абакумова М. Автогол Forbes №08 (125) 2014 — с. 100/101.

  2. Грузинова И., Абакумова М. Командная игра Forbes — № 08 (125) — 2014 — с. 092/093.

  3. Гиллерт П., Линч Б. Mega-projects as displacements UNESCO, 2003.

  4. Релле Б. How to successfully manage your mega — project — квартальный отчет КПМГ, 2014.

  5. Фливбьорг Б., Брузелиус Н., Ротенгаттер В. Мегапроекты и риски: Анатомия амбици М.: Альпина Паблишер, 2014 г.

Просмотров работы: 836