СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Кичева И.С. 1
1Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Региональная экономика как мезоуровень обладает характерными особенностями. С одной стороны, она является подсистемой народного хозяйства, тесно связанной с другими составляющими. С другой стороны, на территории региона как хозяйственная развивается система связей и зависимостей между хозяйствующими субъектами и организациями. В регионе, являющемся социально-экономической системой, действуют три вида субъектов – государственные (в том числе самого субъекта Федерации), муниципального образования и отдельные юридические и физические лица. В настоящее время в регионах РФ требуется реформирование системы регионального управления, которая зачастую не учитывает финансовых, хозяйственных, управленческих и социальных различий между субъектами Федерации. Самый важный и главный объект системы регионального управления- экономические интересы и отношения, проявляющиеся в самих субъектах Федерации.

Разработка стратегии регионального развития начинается с установления цели. Стратегическая цель развития региона представляет собой долгосрочные ориентиры, реализация которых обеспечивает переход всей региональной системы в новое качественное состояние, соответствующее интересам населения, делового сообществ и органов управления. Шеховцева Л.С. [7] определяет стратегические цели региона как стратегические намерения, которые детерминируют новые возможности региона (социально- экономические, конкурентные, экологические и др.) и выступают как девиз, вдохновляющий население, деловое сообщество и сотрудников органов управления на достижение поставленных целей. Они позволяют придать происходящему связанность и единство и обеспечивают здравую ориентацию, интуитивно понятную сему региональному сообществу, ориентацию, которой можно следовать длительное время.

В общем виде процесс стратегического управления развитием региона включает в себя постановку генеральной цели и выделение подцелей в зависимости от выбранных ориентиров развития сфер и отраслей региональной экономики, а также методы, инструменты и механизмы для достижения установленных количественных и качественных параметров нового состояния региональной системы. Цели и подцели развития региона должны быть согласованы во внешней (на национальном и международном уровнях) и внутренней среде (интересы населения, делового сообщества и т.д.). Достижение такого согласования возможно через коммуникационные каналы системы стратегического управления через представителей целеносителей региона с представителями внешней и внутренней среды. Возможность обеспечения развития региона зависит от согласованности действий на всех уровнях управленческой иерархии – на уровне региона и страны в целом, на уровне отраслей и предприятий.

Особую роль в создании условий для регионального развития сыграло принятие «Стратегии социально – экономического развития России на период до 2010 года», которая включает разделы по регионально политике. Главные цели Стратегии заключаются в укреплении единого экономического пространства, политической целостности и безопасности государства и гармоничном развитии всех регионов.

На уровне субъекта Федерации формируются собственные региональные стратегии развития, которые определяют приоритеты и этапы реструктуризации экономики регионов.

Таким образом, важнейшей частью системы регионального управления стал прогнозно – аналитический документ – Стратегия экономического и социального развития региона. Наполнением этого синтетического документа являются результаты аналитических и прогнозных расчетов.

Подобным документом в Карачаево-Черкесии является Стратегия социально-экономического развития КЧР на период до 2030 г. [4]. В [4] предусмотрено, что достижение цели Стратегии будет реализовано в четыре этапа на основе четырех среднесрочных программ.

Первый этап - 2010-2015 годы.

Обеспечение базы перехода от низкопроизводительной проблемной экономики к высокопроизводительной индустриальной экономике с основами постиндустриальной инновационной экономики. Снятие институциональных и инфраструктурных ограничений развития экономики. Формирование институциональной инфраструктурно- обеспеченной социальной сферы, соответствующей среднероссийскому уровню. Формирование адекватной росту экономики транспортно-логистической системы. Обеспечение низкой дотационности бюджета, создание экономической базы вывода КЧР на бездотационный режим хозяйствования и самофинансирования на принципах устойчивого экономического роста. Обеспечение среднероссийского темпа роста благополучия населения. Создание основы для формирования информационного общества.

Обеспечение ускоренного развития промышленности на основе модернизации имеющихся производственных мощностей, создание новых высокотехнологичных производств, с помощью реализации более тридцати достаточно крупных инвестиционных проектов со сроком окупаемости 3-5 лет, предусмотрев предоставление гарантий Правительства РФ и субсидирование части процентной ставки инвестиционного кредита. Повышение эффективности АПК на основе перехода к производству продукции с высокой добавленной стоимостью, обеспечив при этом переориентацию, в основном, на производство органических (экологически чистых) продуктов. Обеспечение существенного роста туристско-рекреационной сферы, развитие, наряду с горнолыжным, и других видов туризма, уделяя особое внимание возможности использования лечебных ресурсов Республики, которые формируют инфраструктуру лечебного туризма и тем самым обеспечивают его всесезонность. Обеспечение электроэнергетической самодостаточности Республики на основе реализации инвестиционных проектов строительства гидроэлектростанции, в том числе, и малых. Создание условий для ускоренного развития малого и среднего предпринимательства, в том числе, инновационного. Достижение среднероссийского уровня по обеспеченности и темпам развития инновационно - образовательного комплекса Республики. Создание условий для устойчивого развития всех сфер экономики.

Второй этап - 2015-2020 годы.

Завершение формирования рыночной и инновационной инфраструктуры и дальнейшее их развитие. Обеспечение значительного роста налоговой составляющей в ВРП Республики на основе формирования высокопроизводительной индустриальной экономики, производящей, в основном, продукцию с высоким уровнем добавочной стоимости. Дальнейшее развитие транспортно-логистической системы. Обеспечение опережающего на 5 % социально- экономического развития КЧР (относительно среднероссийского уровня). Формирование информационного общества. Достижение бездотационного режима хозяйствования и самофинансирования, а также обеспечение изменения статуса «дотационного региона» в статус – «региона – донора». Дальнейшее развитие гидроэнергетики и туристко-рекреационной сферы. Создание условий для перевода экономики на инновационный путь развития. Формирование институциональной инфраструктуры развития инновационно ориентированной экономики. Обеспечение устойчивого развития всех сфер экономики, с ежегодным ростом ВРП, равным 9,5 %. Достижение уровня доходов населения, превышающего среднероссийский на 10%. Обеспечение доли высокотехнологичного сектора в добавленной стоимости не менее 20%.

Третий этап - 2020-2025 годы.

Обеспечение устойчивого развития экономики, роста благосостояния населения и производства наукоемкой продукции за счет повышения роли Республиканской инновационной системы и инновационно-образовательного комплекса. Достижение существенного роста поступлений в бюджет от внешнеэкономической и инновационной деятельности. Обеспечение доли высокотехнологичного сектора экономики знаний не менее 27%.

Четвертый этап 2025-2030 годы.

Достижение европейских стандартов жизни населения. Формирование конкурентоспособной экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста. Создание условий для дальнейшего ускоренного развития инновационной экономики и обеспечения ее постиндустриального развития[5].

От согласованности существующих потребностей и стратегии регионального развития зависит эффективность управления регионом, что требует использования форм и методов согласования интересов между центром и регионами, усиления взаимосвязи между использованием межрегиональных и внутрирегиональных материальных ресурсов и финансовых потоков, способов совершенствования механизмов государственной поддержки социально- экономического развития субъектов РФ, особенно депрессивных регионов.

В современной практике получили широкое распространение два основных подхода к построению системы управления региональным развитием: политика выравнивания и теория полюсов роста. Политика выравнивания предполагает поддержку отдельных территорий в целях ускоренного развития путем перераспределения средств федерального бюджета в их пользу на определенный период времени. Объективными основными для ее проведения являются экологические катастрофы, экономическая депрессия, неблагоприятные условия и др.

Теория полюсов роста объясняет неравномерность социально – экономического развития. Региональный полюс роста- это набор развивающихся отраслей, размещенных на определенной территории и способных вызвать активизацию экономической деятельности во всей зоне своего влияния. Образование полюсов роста происходит только тогда, кода существует ключевая (ведущая ) отрасль относящаяся к наиболее динамичным отраслям (при наличии благоприятных условий для интенсивного внедрения достижений НТП). В основу политики поляризованного развития положен принцип дифференцированного подхода к регионам, который свидетельствует о необходимости сбалансированности процессов развития по всей территории страны. Необходимости найти такие точки экономического роста и вкладывать в них средства, чтобы получить равномерно рассредоточенные центры капитализации страны, что, в свою очередь, приведет ускорению экономического роста. Именно в таких регионах могут быть реализованы федеральные проекты, эффект которых будет распространяться и на другие регионы. Неопределенность экономической и региональной политики федерального центра, отсутствие определенного долгосрочного представления о будущем (ведения) и обоснованных стратегических приоритетов на Федерального уровне власти являются существенными источниками неопределенности для развития регионов. Либеральная экономическая политика федерального центра неизбежно приведет к усилению территориальных диспропорций даже в условиях устойчивого экономического роста

Улучшения качества государственного (муниципального) управления в регионах будет происходить, в первую очередь, за счет выбранных приоритетов регионального развития и повышения эффективности использования общественных механизмов [5].

Анализ социально – экономического развития КЧР свидетельствует о неэффективности существующей системы управления региональным развитием. На федеральном и региональном уровнях разрабатываются множество целевых программ по обеспечению социально- экономического развития регионов. Однако в них не всегда учитывается специфика регионов, которые различаются не только по уровню развития, природно-климатическим условиям, но и по характеру решаемых на современном этапе задач.

Стратегическое управление развитием региона является основой создания динамичной и эффективно функционирующей экономики. Мы определяем региональную стратегию как постановку цели по достижению образа желаемого будущего и реализацию системы мероприятий, направленных на движение к ней. В свою очередь, под стратегическим управлением мы понимаем не только совокупность действий, способствующих адоптации системы (в данном случае региона) к быстро изменяющимся условиям рыночной конъюнктуры и наименьшими затратами и потерями, но и умение предвидеть и предупреждать развитие системных кризисных ситуаций, а также обеспечивать достижение конкурентных преимуществ.

Возрастание роли и значимости регионов, глобализация мировой экономики и развитие интеграционных процессов, повышение рисков функционирования региональной системы предопределяют необходимость применения стратегического подхода при определении направлений социально- экономического развития и достижения конкурентоспособной экономики субфедерального образования. В целом, эффективность осуществляемых мероприятий в рамках стратегического управления определяется степенью соответствия потенциальной и реальной конкурентоспособности экономики региона, достигнутыми показателями деятельности субъектов хозяйствования и состояния социальной сферы.

Таким образом, стратегической целью социально-экономического развития региона является обеспечение устойчивого динамичного и эффективного функционирования экономики и повышения уровня жизни населения региона.

Список использованной литературы:

1. Ахполова В.Б. Механизм интеграционного взаимодействия социально – экономических систем в пространстве макрорегиона. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2004.

2. Ансофф И. стратегическое управление. М. Экономика, 1990.

3. Скатершикова Е.Е., Макар С.В. Основные проблемы и направления социально-экономического развития ЮФО//Региональная экономика: теория и практика, 2008, № 20.

4. Стратегия социально-экономического развития Карачаево-Черкесской республики до 2030 года.//http://www.kchr.info//

5. Трубникова В.В. Особенности инвестирования в региональную экономику.//Региональная экономика : теория и практика, 2010, № 41 (176).

Просмотров работы: 2778