ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Теунаева М.В. 1
1Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Туризм одно из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Туристская деятельность - это не только предоставление услуг по организации путешествий, но и источник доходов государства. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые сектора экономики, как транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговлю, строительство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.

В последние годы туристская отрасль России быстро развивается, следуя мировым тенденциям. Ее развитие происходит на фоне активной трансформации самого российского общества. Туризм в российской экономике может стать одним из ведущих секторов российской экономики и внести достойный вклад в социально-экономическое развитие страны, способствовать повышению уровня физического и духовного здоровья нации. Государственная политика, направленная на развитие инновационной деятельности в области туризма должна включать в себя комплекс мер по созданию благоприятных условий для эффективной деятельности субъектов хозяйствования этого сектора экономики, направленной на более полное удовлетворение потребностей населения страны и зарубежных гостей в туристских услугах. К таким мерам государственной политики можно отнести: создание благоприятных условий для привлечения в туристскую отрасль отечественных и иностранных инвестиций; предоставление налоговых льгот туристским организациям, осуществляющим активную инновационную деятельность и др.

Россия располагает огромным культурным наследием, природным разнообразием, значительным числом санитарно-курортных объектов, что ставит ее в ряд наиболее перспективных стран мира в области развития туризма.

Положительно отразилось на развитии туризма в России и создание туристских особых зон, которые создают наиболее благоприятные условия в самых живописных уголках нашей страны.

Карачаево-Черкесия является одной из самых живописных республик Северного Кавказа, однако существуют существенные проблемы, встающие на пути развития туризма в КЧР – это: бессистемное развитие отрасли; отсутствие инфраструктуры по удовлетворению потребностей отдыхающих в развлечениях; отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры.

По данным республиканского управления статистики Республику в 2009 г. посетило 376,6 тыс. человек, доходы от туризма составили 21,4 млн руб., это в 7,5 раз меньше, чем было запланировано на 2008 г. В 2010-2012 гг. существенных изменений не наблюдалось. Ёмкость гостиниц Домбая уже превышает 4 тыс. мест, автодорога расширена, но гостиницы 8 месяцев в году почти пусты. Туристы едут в другие регионы и заграницу. Исключение горнолыжный сезон. Объясняется это тем, что технология обслуживания горнолыжников, сродни технологии пляжного туризма. Большую часть времени турист, захватив вместо плавок и полотенца лыжи, самостоятельно занят на склоне. От инструкторов не требуется системной работы, туристы в случае необходимости нанимают их на условиях почасовой оплаты. Нанимателями выступают обычно туристы, впервые сталкивающиеся с возможностью стать на горные лыжи, что приехали с экскурсией на день или несколько дней. Конкурентоспособность горнолыжного инструктора не требует в этом случае высокого спортивного мастерства, проявляется, как умение привлечь к себе внимание потенциальных клиентов, и умение в течение двух трёх часов демонстрировать простейшие горнолыжные приёмы.

В не горнолыжный период картина иная, от экскурсоводов, инструкторов туризма и альпинизма, гидов-проводников и инструкторов по экстремальным видам горного отдыха и спорта требуется ежедневная организаторская деятельность. Начинается она с рекламы и формированию группы, с которой, затем ведётся работа. Это иной профессионализм и отличная от горных лыж конкурентоспособность. Направление перспективное. Карачаево-Черкесия – уникальное место для горных пеших путешествий, организуемых по трекинговому принципу, но развит этот тип горных путешествий в республике, пока слабо. Идея трекинга состоит в облегчении восхождений и походов лицам, не имеющим специальной подготовки, ранее не посещавшим горы или имеющим горный опыт, недостаточный для выбранных маршрутов. Идея начала реализовываться в Непале в 60-е годы прошлого века, принадлежит выходцу из Одессы Борису Лисеновичу. На всех маршрутах туристы обязаны иметь и оплачивать местного гида и группу поддержки. Гиды обеспечивают безопасность и познавательную часть, группа поддержки обеспечивает комфортность пребывания: переноска, грузов, приготовление пищи, чистота мест ночлега и др. От ночлега к ночлегу турист идёт в своём ритме.

Возможность широкомасштабного трекинга существенное конкурентное преимущество КЧР, наиболее перспективный путь задействования в не горнолыжный период гостиниц Домбая и Архыза, в целом развития туризма в республике. Необходимы горные гиды-проводники, и в значительном количестве. Гиды и маршруты являются для туристов главным привлекательным элементом. Для приемлемого заселения

гостиниц Домбая в летний период, требуется одновременная работа примерно 400 гидов. Нужны инструкторы (преподаватели), которые готовили бы гидов-проводников. Необходимы программы обучения. Инструктор должен иметь успешный опыт работы гидом, быть действующим гидом. У гида-проводника и инструктора разные функции, разные предметы труда. Гиды-проводники привлекают и обслуживают клиентов, работают на клиентов, обеспечивают комфортность и безопасность на маршрутах. Инструктор, обучающий гидов, должен обладать навыками обучения не только альпинизму, но и работе гидом, иметь личный опыт работы гидом-проводником.

Действующие сегодня школы инструкторов, не могут быть лицензированы, как самостоятельные образовательные учреждения. Для лицензирования требуется материальная база, квалифицированные преподаватели и программы обучения, удовлетворяющие Федеральным стандартам; на сегодня нет ни стандартов, ни программ обучения. Школы могут действовать, лишь, как корпоративные курсы, готовящие специалистов для корпоративных нужд, примером может служить школа инструкторов альпинизма ФАР. Для КЧР выходом представляется организация школ горных гидов при вузах, ведущих подготовку по направлениям, связанным с туризмом и спортом, как дополнительного послевузовского образования, ориентированного на республиканские особенности.

Для части бакалавров физической культуры, спорта и туризма –выпускников факультета физической культуры и спорта Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева, работа горным гидом-проводником после получения диплома бакалавра и дополнительного обучения в университетской школе гидов, может оказаться достаточно привлекательной, особенно в перспективе развития пешего туризма в Архызе и Домбае. Рыночной нишей являются перевальные маршруты от западных склонов Эльбруса до побережья Чёрного моря. Программа обучения гида- проводника в университетской школе отличается от программы обучения гида для альпинизма более низкими требованиями к предварительной альпинистской подготовке и более высокими требованиям к знанию географии района и принципов человеческого общения, самая важная для привлекательности горных путешествий часть.

Эффективная подготовка повышения квалификации специалистов в области туристского бизнеса с учетом российской специфики позволит обеспечить достойный вклад туристской индустрии в решение общенациональных задач современного инновационного развития России и, в первую очередь, в создание условий для динамичного и устойчивого экономического роста отрасли; повышение уровня и качества жизни населения страны; повышение конкурентоспособности российской экономики.

Список использованной литературы:

  1. Квартальнов В.А.Туризм: Учебник. М.,2013.

  2. Усыскин Г.С. Очерки российского туризма. СПб.2012.

Просмотров работы: 931