ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Шевченко О.А. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет НИУ «БелГУ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

XXI век. Стремительно развиваются средства информационных и коммуникационных технологий. Меняется весь характер жизни, основами развития общества становятся не ресурсы, а знания. За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Без них уже невозможно представить современную школу.

Одной из важнейших ключевых компетентностей нынешних школьников становится ИК-компетентность. Информационная культура, знание основ теоретической информатики, умение использовать ИКТ в своей повседневной работе или учебе, умение создавать и использовать электронные информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества - таковы приоритеты нового века.

Постепенно наращивается потенциал по внедрению в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые служат удобным инструментом, методом и средством обучения, так как они не заменяют традиционные формы и методы обучения, а дополняют их и расширяют возможности их реализации.

Для организации учебно-воспитательного процесса необходимо использовать новые информационные технологии как основу формирования ИК-компетентности обучающихся.

Характерные черты личностно ориентированного урока с применением ИКТ:

  • образно-символическая форма подачи учебного материала (современные технические устройства обладают практически неограниченными возможностями построения любого визуального ряда);

  • процессуально-деятельностная форма подачи и усвоения знаний (использование компьютерных средств позволяет имитировать любой естественный процесс и ситуацию, где ученик может самостоятельно действовать, пробуя альтернативные способы действия);

  • опора на субъектный опыт ребенка и предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий, решении задач, стимулирование к самостоятельному выбору и использование наиболее значимых для него способов обработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;

  • личностно-значимый эмоциональный контакт учителя и учеников на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения [Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 224 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).].

При такой организации образовательного процесса учащиеся:

  • самостоятельно выбирают образовательную траекторию - последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний и способов действий;

  • развивают специфические умения и навыки поиска нужной информации, вычленения и усвоения необходимого знания из информационного поля;

  • накапливая знания, умения и навыки творчески самореализуются;

  • проводят исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализацию и обобщение);

  • осуществляют целеполагание и планирование деятельности, прогнозирование;

  • переходят от исследовательской позиции к проектированию новых реальностей и изучению свойств виртуального пространства.

Наиболее интересными методами обучения на основе ИКТ являются: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение, проблемное обучение.

Указанные технологии органично взаимосвязаны между собой. Они легко вписываются в учебный процесс, в классно-урочную систему, и способствуют успешному усвоению учебного материала, интеллектуальному и нравственному развитию детей, обеспечивают их самостоятельную активную познавательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей и возможностей, формируют коммуникативные качества, создают атмосферу заботы, сотрудничества и сотворчества.

Каждый учащийся должен овладеть информационной компетентностью, т.е. «готовностью учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:

  • доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);

  • обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);

  • интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);

  • оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);

  • создания информации (адаптация, сочинение информации) и т. д.» [1].

Каждый урок информатики должен состоять из нескольких видов деятельности ученика:

  • теоретическая работа с текстом учебника и иллюстрациями;

  • ответов на вопросы по изученному материалу;

  • выполнение заданий в рабочей тетради традиционными способами;

  • компьютерный практикум: выполнение подобных заданий в электронном учебнике, выполнение заданий в текстовом или графическом редакторе.

  • обсуждение выполненных действий, что позволяет сделать информационную деятельность осознанной [Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ. 2 класс: методическое пособие / Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 332 с.: ил.].

При использовании ИКТ в организации учебно-воспитательного процесса необходимо использовать разнообразные компьютерные программы, компьютерные средства (MS Office, Internet, электронные учебники и пособия, наглядное представление материала) [Могилев А.В. и др. Информатика: учебное пособие для студентов пед. вузов/ Под ред. Е.К. Хеннера – М.: Академия, 1999.- 356 с.].

Урок на основе ИКТ помогает вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс, результатом которого является получение практических результатов, а также получить навыки познавательной, исследовательской, творческой деятельности; выявить степень подготовленности к исследовательской деятельности, ответственность за выполнение проекта

Работа по формированию ИК-компетентности на основе личностно ориентированного обучения позволила мне повысить уровень технологической подготовки учащихся к свободному владению средствами ИКТ в обучении, повседневной жизни, достичь более высокого уровня интеллектуального развития, сформированности умений и навыков.

Литература

  1. Апатова НВ. Информационные технологии в школьном образовании. — М. 1994. – 235с.

  2. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ. 2 класс: методическое пособие / Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 332 с.: ил.

  3. Могилев А.В. и др. Информатика: учебное пособие для студентов пед. вузов/ Под ред. Е.К. Хеннера – М.: Академия, 1999.- 356 с.

  4. Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 224 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

Просмотров работы: 925