ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО АЛГЕБРЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО АЛГЕБРЕ

Зиганшина Р.Р. 1
1Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В нашей стране происходят изменения всех сторон жизни, как политических, так и социально-экономических. Все эти изменения коснулись и процесса образования, который должен быть приведён в соответствие с потребностями общества в высококвалифицированных кадрах, с прочными и глубокими знаниями, способных к саморазвитию и самореализации. Цель образования по новым стандартам – это подготовка всесторонне развитых личностей, способных к активной социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока.

В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

В настоящее время особое внимание уделяется методам обучения математике с использованием современных информационных технологий. Использование информационных технологий повышает эффективность процесса обучения, экономит учебное время, позволяет работать ученику в таком темпе, при котором он лучше усваивает учебный материал, т. е. позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении ученика, создает условия для самостоятельного приобретения учащимися знаний, обеспечивает реализацию принципов развивающего обучения, создает комфортную среду обучения. С помощью компьютера создается прекрасная наглядность, ученик имеет полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в ходе занятий. Средства информационных технологий позволяют оптимизировать работу учителя при подготовке урока (организация уроков, требующих использование большого количества дидактического материала – иллюстраций, схем, диаграмм), при проведении контроля знаний (одновременно позволяет использовать различные виды контроля и проверки знаний – тесты, задания на соотнесения, и т. д.). Сегодня современные информационные технологии становятся важнейшим инструментом модернизации школы в целом – от управления до воспитания и обеспечения доступности образования.

Проведенный анализ научно-методической литературы [1;4] позволил выделить следующие формы организации самостоятельных работ учащихся по алгебре с помощью информационных технологий:

  • диагностическое тестирование качества усвоения материала;

  • тренировочный режим для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;

  • обучающий режим при работе с отстающими учениками, у которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;

  • режим самообучения;

  • режим графической иллюстрации изучаемого материала.

Однако в настоящее время практически отсутствует методическая база по использованию информационных технологий при организации самостоятельной деятельности на уроках алгебры.

В связи с чем, цель нашего исследования: разработать уроки алгебры при организации самостоятельных работ учащихся на основе информационных технологий.

В качестве примера приведем один из разработанных нами уроков алгебры с использованием электронного учебника.

Тема урока: Доказательство тождеств.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • Углубление, систематизирование и выявление уровень знаний, умений и навыков учащихся.

  • Привитие навыков самостоятельной работы.

  • Воспитание воли и настойчивости для достижения конечных результатов.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, электронный учебник.

Структура урока:

  1. Организационный момент. (1 мин.)

  2. Проверка домашнего задания. (5 мин.)

  3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся. (5 мин.)

  4. Изучение нового материала (14 мин.)

  5. Закрепление нового материала (14 мин.)

  6. Итог урока. (3 мин.)

  7. Домашнее задание. (3 мин.)

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

 

Выдает индивидуальное задание нескольким учащимся из раздела «Материалы к параграфу 1»

Во время проверки домашнего задания несколько учащихся с высоким уровнем подготовки выполняют задание из раздела «Материалы к параграфу 1»

 

Организует разбор домашнего задания.

Двое учеников на доске выполняют подробное решение примеров

 

Одновременно с этим один ученик записывает на интерактивной доске ответы к остальным примерам.

 

В то время, как трое иеся работают на доске ие нескольким учащимся с ктивной доске ответы к остальным примерам.учащиеся работают на доске и оформляют решение домашнего задания, педагог проводит фронтальный опрос по теории.

Открывают вкладку «Мои заметки» и повторяют основные правила по теме «Рациональные дроби».

 

Подводит учеников к формулированию темы и цели урока.

Формулируют тему и цель урока.

 

Предлагает найти определение тождества в учебнике с помощью функции «Поиск»

Ищут с помощью функции «Поиск» определение тождества в учебнике.

 

Убедившись, что явного определения данного понятия в учебнике нет, предлагает воспользоваться презентацией из раздела «Материалы к параграфу 1»

Урок 05. Тождественные преобразования выражений (с. 202)

Открывают ЦОР «Урок 05. Тождественные преобразования выражений» из материалов к параграфу на с. 202

 

Просит найти определение тождества в презентации

Изучают презентацию.

Находят определение тождества.

 

Предлагает прикрепить определение тождества к учебнику в виде заметки.

Прикрепляют определение тождества к параграфу в качестве заметки.

 

Предлагает учащимся познакомиться со способом доказательства тождеств, предложенным в презентации.

Читают материал презентации.

Формулируют, с опорой на текст презентации, алгоритм доказательства тождества способом преобразования одной части к виду другой.

 

Предлагает прикрепить алгоритм доказательств тождества к учебнику в виде заметки.

Прикрепляют алгоритм доказательства тождеств к параграфу в качестве заметки.

 

Предлагает учащимся выполнить задание №12 1) учебника (с. 204)

Выполняют задание №12 1) учебника (с. 204) с разбором на доске.

Отрабатывают алгоритм доказательства тождеств.

 

Делит класс на группы по 4 человека.

Предлагает выполнить задание №13 2) самостоятельно распределив обязанности в группе.

Просит записать результаты выполнения задания на интерактивной доске

Работают в группе по достижению поставленной цели.

 

Предлагает проанализировать свой алгоритм работы и сформулировать второй способ доказательства тождества.

Учащиеся формулируют алгоритм доказательства тождества способом одновременного преобразования обеих частей к тождественно равным выражениям.

 

Предлагает учащимся решить пример записанный на доске вторым способом.

Работают в тетрадях. Отвечающий у доски еще раз комментирует вслух алгоритм доказательства.

 

Предлагает по вариантам выполнить задание из раздела «Материалы к параграфу 1» (с. 205)

Самостоятельно выполняют задание из раздела «Материалы к параграфу 1» (с. 205) «Условные тождества»

 
 

По очереди выходят к интерактивной доске и устанавливают соответствие между выражениями.

 

Педагог демонстрирует правило доказательства тождеств способом доказательства равенства нулю разности правой и левой части и доказывает одно из образованных условных тождеств этим способом на доске.

Следят за доказательством.

 

Проводит фронтальный опрос по вопросам, выясняющим степень усвоения материала на уроке: сколько и какие способы доказательства тождеств были рассмотрены на уроке.

Отвечают на вопросы, заданные учителем (фронтально).

 

Организовывает подведение итогов. Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Записывают домашнее задание и выделяют его в тексте учебника

№13 1), №12 под номерами 3), 6), 8). (с.204)

Выделяют домашнее задание в тексте учебника в качестве заметок.

 

Индивидуальное задание: разработка группового проекта «Условные тождества».

   

При выходе из класса предлагает перетащить свою фамилию в то поле, которое соответствует уровню понимания материала на уроке.

Осуществляют рефлексию.

 

Таким образом, необходимость применения компьютерных информационных технологий в обучении математике является бесспорным фактом. Это позволяет не только повысить интерес к дисциплине, но и более эффективно сформировать умения и навыки решения задач и закрепить теоретические знания по изучаемой теме.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. – учеб. заведений / И. Г. Захарова. – М.: Академия, 2003.

2. Самостоятельные работы в процессе обучения математике / Сост. Ю.Д. Кобалевский. – М.: Просвещение, 1988. – 128 с.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001. – 192 с.

8

Просмотров работы: 1080