В нашей стране происходят изменения всех сторон жизни, как политических, так и социально-экономических. Все эти изменения коснулись и процесса образования, который должен быть приведён в соответствие с потребностями общества в высококвалифицированных кадрах, с прочными и глубокими знаниями, способных к саморазвитию и самореализации. Цель образования по новым стандартам – это подготовка всесторонне развитых личностей, способных к активной социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.
Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока.
В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
В настоящее время особое внимание уделяется методам обучения математике с использованием современных информационных технологий. Использование информационных технологий повышает эффективность процесса обучения, экономит учебное время, позволяет работать ученику в таком темпе, при котором он лучше усваивает учебный материал, т. е. позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении ученика, создает условия для самостоятельного приобретения учащимися знаний, обеспечивает реализацию принципов развивающего обучения, создает комфортную среду обучения. С помощью компьютера создается прекрасная наглядность, ученик имеет полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в ходе занятий. Средства информационных технологий позволяют оптимизировать работу учителя при подготовке урока (организация уроков, требующих использование большого количества дидактического материала – иллюстраций, схем, диаграмм), при проведении контроля знаний (одновременно позволяет использовать различные виды контроля и проверки знаний – тесты, задания на соотнесения, и т. д.). Сегодня современные информационные технологии становятся важнейшим инструментом модернизации школы в целом – от управления до воспитания и обеспечения доступности образования.
Проведенный анализ научно-методической литературы [1;4] позволил выделить следующие формы организации самостоятельных работ учащихся по алгебре с помощью информационных технологий:
диагностическое тестирование качества усвоения материала;
тренировочный режим для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
обучающий режим при работе с отстающими учениками, у которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;
режим самообучения;
режим графической иллюстрации изучаемого материала.
Однако в настоящее время практически отсутствует методическая база по использованию информационных технологий при организации самостоятельной деятельности на уроках алгебры.
В связи с чем, цель нашего исследования: разработать уроки алгебры при организации самостоятельных работ учащихся на основе информационных технологий.
В качестве примера приведем один из разработанных нами уроков алгебры с использованием электронного учебника.
Тема урока: Доказательство тождеств.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Углубление, систематизирование и выявление уровень знаний, умений и навыков учащихся.
Привитие навыков самостоятельной работы.
Воспитание воли и настойчивости для достижения конечных результатов.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, электронный учебник.
Структура урока:
Организационный момент. (1 мин.)
Проверка домашнего задания. (5 мин.)
Актуализация опорных знаний и умений учащихся. (5 мин.)
Изучение нового материала (14 мин.)
Закрепление нового материала (14 мин.)
Итог урока. (3 мин.)
Домашнее задание. (3 мин.)
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Примечание |
Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
|
Выдает индивидуальное задание нескольким учащимся из раздела «Материалы к параграфу 1» |
Во время проверки домашнего задания несколько учащихся с высоким уровнем подготовки выполняют задание из раздела «Материалы к параграфу 1» |
|
Организует разбор домашнего задания. |
Двое учеников на доске выполняют подробное решение примеров |
|
Одновременно с этим один ученик записывает на интерактивной доске ответы к остальным примерам. |
||
В то время, как трое иеся работают на доске ие нескольким учащимся с ктивной доске ответы к остальным примерам.учащиеся работают на доске и оформляют решение домашнего задания, педагог проводит фронтальный опрос по теории. |
Открывают вкладку «Мои заметки» и повторяют основные правила по теме «Рациональные дроби». |
|
Подводит учеников к формулированию темы и цели урока. |
Формулируют тему и цель урока. |
|
Предлагает найти определение тождества в учебнике с помощью функции «Поиск» |
Ищут с помощью функции «Поиск» определение тождества в учебнике. |
|
Убедившись, что явного определения данного понятия в учебнике нет, предлагает воспользоваться презентацией из раздела «Материалы к параграфу 1» Урок 05. Тождественные преобразования выражений (с. 202) |
Открывают ЦОР «Урок 05. Тождественные преобразования выражений» из материалов к параграфу на с. 202 |
|
Просит найти определение тождества в презентации |
Изучают презентацию. Находят определение тождества. |
|
Предлагает прикрепить определение тождества к учебнику в виде заметки. |
Прикрепляют определение тождества к параграфу в качестве заметки. |
|
Предлагает учащимся познакомиться со способом доказательства тождеств, предложенным в презентации. |
Читают материал презентации. Формулируют, с опорой на текст презентации, алгоритм доказательства тождества способом преобразования одной части к виду другой. |
|
Предлагает прикрепить алгоритм доказательств тождества к учебнику в виде заметки. |
Прикрепляют алгоритм доказательства тождеств к параграфу в качестве заметки. |
|
Предлагает учащимся выполнить задание №12 1) учебника (с. 204) |
Выполняют задание №12 1) учебника (с. 204) с разбором на доске. Отрабатывают алгоритм доказательства тождеств. |
|
Делит класс на группы по 4 человека. Предлагает выполнить задание №13 2) самостоятельно распределив обязанности в группе. Просит записать результаты выполнения задания на интерактивной доске |
Работают в группе по достижению поставленной цели. |
|
Предлагает проанализировать свой алгоритм работы и сформулировать второй способ доказательства тождества. |
Учащиеся формулируют алгоритм доказательства тождества способом одновременного преобразования обеих частей к тождественно равным выражениям. |
|
Предлагает учащимся решить пример записанный на доске вторым способом. |
Работают в тетрадях. Отвечающий у доски еще раз комментирует вслух алгоритм доказательства. |
|
Предлагает по вариантам выполнить задание из раздела «Материалы к параграфу 1» (с. 205) |
Самостоятельно выполняют задание из раздела «Материалы к параграфу 1» (с. 205) «Условные тождества» |
|
По очереди выходят к интерактивной доске и устанавливают соответствие между выражениями. |
||
Педагог демонстрирует правило доказательства тождеств способом доказательства равенства нулю разности правой и левой части и доказывает одно из образованных условных тождеств этим способом на доске. |
Следят за доказательством. |
|
Проводит фронтальный опрос по вопросам, выясняющим степень усвоения материала на уроке: сколько и какие способы доказательства тождеств были рассмотрены на уроке. |
Отвечают на вопросы, заданные учителем (фронтально). |
|
Организовывает подведение итогов. Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Записывают домашнее задание и выделяют его в тексте учебника №13 1), №12 под номерами 3), 6), 8). (с.204) |
Выделяют домашнее задание в тексте учебника в качестве заметок. |
|
Индивидуальное задание: разработка группового проекта «Условные тождества». |
||
При выходе из класса предлагает перетащить свою фамилию в то поле, которое соответствует уровню понимания материала на уроке. |
Осуществляют рефлексию. |
Таким образом, необходимость применения компьютерных информационных технологий в обучении математике является бесспорным фактом. Это позволяет не только повысить интерес к дисциплине, но и более эффективно сформировать умения и навыки решения задач и закрепить теоретические знания по изучаемой теме.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. – учеб. заведений / И. Г. Захарова. – М.: Академия, 2003.
2. Самостоятельные работы в процессе обучения математике / Сост. Ю.Д. Кобалевский. – М.: Просвещение, 1988. – 128 с.
3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
8