ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня общеобразовательная практика большинства развитых стран формируется с учетом следующих приоритетов: гуманизации, индивидуализации, интенсификации, профилизации и ранней специализации, реализация которых на практике предполагает трансформацию учебного процесса, его перевод на субъект-объектную основу [1, с. 3].

Одним из важных средств повышения качества учебного процесса, успешного усвоения знаний детьми, формирования у них умений и навыков являются информационные средства обучения, которые позволяют не только реализовать принципы наглядности в обучении, но и деятельностный метод в обучении.

Грамотное использование возможностей инновационных средств обучения в образовательном процессе способствует активизации познавательной деятельности и повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в общеобразовательной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у учащихся; снижению у них дидактических затруднений, повышению активности и инициативности, а также уровня комфортности обучения на уроке; развитию информационного мышления школьников; формированию информационно-коммуникационной компетенции; приобретению навыков работы на персональном компьютере [2, с. 6].

Проблема использования современных образовательных технологий в процессе обучения с привлечением в педагогическую практику новых методов и средств, разработаны для практической помощи и поддержки рядовых педагогов. Будучи использованными в практике образования, они позволят существенно расширить спектр качеств, развиваемых у учащихся в ходе учебного процесса. которому посчастливилось иметь новинку.

Интерактивность – это одно из слагаемых компьютерных технологий. По данным исследований психологов люди запоминают только 20% того, что видят, 30% того, что слышат, 50% того, что видят и слышат и 80% того что они видят, слышат и делают одновременно. На основе этих данных можно сказать, что применение интерактивных технологий может во много раз улучшить качество знаний учащихся [4, с. 94].

Применение на уроках интерактивной доски помогает создать действие и динамику. Учеба с помощью интерактивных досок – абсолютно новый метод преподавания, хотя основы успешного проведения урока одни и те же. Главное, чтобы преподаватель вел занятие по четкому плану, намеченной структуре, достигал определенных целей. А интерактивность - это дополнительный инструмент, при умелом пользовании которым можно добиться глобальных результатов [4, с. 95].

Интерактивная доска – это доска, на которую проецируется изображение, причем она используется как сенсорный экран: стилусом можно управлять программной средой точно так же, как обычной мышью, т.е. при выборе слайдов, решении задач, построении геометрических фигур и т.д. можно, прикасаясь к поверхности доски выполнять необходимые действия. Интерактивная доска позволяет реализовать как совершенно новые, так и годами отработанные педагогические приемы, поскольку соединяет бесспорные преимущества компьютера с достоинствами обычной школьной доски.

Проведенный анализ научно-методической литературы [1-5], позволил выделить следующие способы использования интерактивной доски на уроке математики:

· объяснение принципов построение графиков функций, путем выполнения действий непосредственно на доске;

· проверка выполнения учащимися домашних заданий (если они были заданы для выполнения);

· защита домашних проектов учащимися;

· создание различных образов, путем “собирания” их средствами доски;

· проведение самостоятельных письменных работ (диктантов, решение задач, тестов и др.) и последующая их самопроверка учащимися;

· выполнение заданий на установку соответствий терминов, понятий и многое другое.

Рассмотрим несколько способов работы учеников с интерактивной доской на уроках математики и геометрии.

На уроках необходимо стараться использовать все имеющиеся инструменты, но наиболее часто применять электронное перо, штамп, шторку, галерею картинок.

Один из самых действенных способов работы, остается игровой и соревновательный способ, несмотря на возраст ученика. Один из них тот, в котором ученик быстрей своих товарищей находит в опредедениях нужные слова и ошибки. Предлагаю чаще использовать данный метод мотивации и хочу поделиться своими мыслями по поводу способов использования этого чуда техники.

Контроль знаний, также эффективно осуществляется при помощи интерактивной доски.

Для проверки знаний применять фронтальный опрос. На экране интерактивной доски выносится сканворд, в котором записаны названия различных типов функций или определений из курса математики или геомтерии. Учащиеся находят данные слова, зачеркивают их и называют полное определение приведенной в книгах с теоритическим материалом, используем электронное перо.

Технология Drag & drop (способ «Выдели, перемести») применяется при изучении функций, чаще всего на этапе закрепления материала. Верхнюю часть рабочего поля на доске разделяется на 3 части, каждая из которых соответственно подписана «Квадратичная функция», «Линейная функций», «Гиперболическая функция». В нижней части экрана приведена коллекция рисунков, изображающая разнообразные графики различных функций, включая смещенные или перевернутые, среди которых есть и рисунки-«ловушки», неудовлетворяющие определениям условиям. Учащимся, работающим у доски, необходимо выделить выбранный рисунок, переместить в соответствующую область и обосновать свои действия через проговаривание.

Способ «Найди, выдели, подпиши» эффективно сработает на уроках («типы уравнений», «решение уравнений»), необходимо выделить фрагмент рисунка и подписать его с помощью электронного маркера или виртуальной клавиатуры.

Следующий способ «Восстанови порядок, исправь ошибки, сформулируй задачу!» – используется вместе с пером (электронное перо), поиск ошибок в тексте задачи. Ученики находят и исправляют ошибки, а затем формулируется условие данной задачи.

Способ «Рассмотри, разбери и узнаешь». Дана какая либо часть определения: необходимо дать полную формулировку определению. Результат до получения ответа закрыт инструментом шторка.

Способ «Подбери верное!». В задании даны два столбца, в одном приведены аналитические функции в другом их область значений и область определения, передвигая объекты на интерактивной доске, поставить в соответствие функциям их области значений и области определений.

Правильная работа с интерактивной доской может помочь преподавателям проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легкодоступны, она обеспечивает хороший темп урока.

На занятии с интерактивной доской можно использовать все материалы, доступные на компьютере: таблицы, схемы, анимацию, аудио- и видеозаписи. Разнообразие ресурсов предоставляет широкий выбор подходов к обучению.

Записи и комментарии можно добавлять поверх любого изображения на экране, а затем сохранять их в нужном файле. Таким образом, учащиеся смогут воспользоваться файлом позже или распечатать его. Этот метод может быть удобен на различных занятиях – любое задание, которое включает сортировку, соединение, группировку и упорядочивание объектов, будет более эффективным на интерактивной доске.

Однако, применение интерактивных досок, как отмечает А.Б. Акпаева [3, с. 20], должно обязательно сочетаться с использованием традиционног-о наглядного материала, что позволит периодически переключать внимание учеников. Дело в том, что зрение ребенка чрезвычайно чувствительно к повышенным нагрузкам, неизбежно возникающим при работе с такой доской. Чтобы уменьшить нагрузку на глаза, следует внимательно подходить к выбору учебного материала. К примеру, недопустимо использовать слишком мелкий шрифт и перегружать рабочее поле посторонними элементами. Правильным образом следует выбирать и цветовое оформление, т.е. шрифт должен максимально контрастировать с фоном, а количество ярких элементов на экране должно быть минимальным.

Учеников привлекает новизна проведения подобных уроков. В классе во время уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Учащиеся самостоятельно работают с учебной, справочной и другой литературой по предмету, у них появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания, повышается самооценка.

В заключении статьи хочется отметить, что обучение с помощью интерактивной доски мало чем отличается от привычных методов преподавания. Прежде всего, любой урок с применением интерактивной доски должен иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех ваших проблем моментально. Использование интерактивной доски на уроке позволяет решить такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся, введение новизны в учебный процесс, повышение интереса к уроку, увеличение возможности непроизвольного запоминания материала, выделение в материале главного и его систематизации.

Библиографический список

1. Соловьева А.Р. Интерактивность в условиях системного подхода к обучению как дидактическое средство достижения его целей: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Астана, 2008. – 26 с.

2. Саржанова А.Н., Пустовалова В.Г. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальных классах // Начальная школа Казахстан. – 2011. - № 1. – С. 6-8.

3. Акпаева А.Б. Методика формирования математических понятий у младших школьников: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Алматы, 2000. – 26 с.

4. Каримова Я.Г. Инновационные методы преподавания с использованием Интерактивной доски и флипчартов как средств мотивации учащихся // Творческая педагогика. – 2011. - № 3. – С. 94-99.

5. Кабулова Г.С., Ефимова И.И., Тороян С.В. Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе // Школьные технологии . – 2011. - № 9. – С.11-18.

Просмотров работы: 2012