ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Кагирова Н.Н. 1, Викторова Ю.В. 1
1Стерлитамакский филиал «Башкирского государственного университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основной задачей обучения системы образования является развитие личностных характеристик каждого обучающегося, готового к самообразованию для жизни и деятельности, к формированию компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетентности), и применению полученных знаний на практике. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) [1, с. 7], указана проблема формирования ИКТ – компетентности в метапредметном формате в блоке познавательных универсальных учебных действий (УУД). О формировании компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий подчеркивается в программе развития УУД на ступени основного общего образования [2].

Особая роль, в становлении личности обучающихся отводится подростковому возрасту. Этот период в жизни человека, когда создаются наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения для развития, в частности и формирования ИКТ – компетентности.

Формирование ИКТ – компетентности обучающихся на основе создания письменных сообщений и графических объектов, поиск и организация хранения информации – результаты образовательного процесса, для достижения которых нужно выбрать соответствующие средства. В качестве средства формирования ИКТ – компетентности обучающихся в процессе обучения информатике предлагается использование электронного учебного курса (ЭУК) на тему «Текстовый редактор MS Word».

По мнению Г. М. Нурмухамедова [3], ЭУК – это информационная система (программная реализация) комплексного назначения, обеспечивающая посредством единой компьютерной программы, без обращения к бумажным носителям информации, реализацию дидактических возможностей средств ИКТ во всех звеньях дидактического цикла процесса обучения: 1) постановку познавательной задачи; 2) предъявление содержания учебного материала; 3) организацию применения первично полученных знаний (организацию деятельности по выполнению отдельных заданий, в результате которой происходит формирование научных знаний); обратную связь, контроль деятельности учащихся; 4) организацию подготовки к дальнейшей учебной деятельности (задание ориентиров для самообразования, для чтения дополнительной литературы).

Как утверждает И. В. Роберт и др. [4, с. 102], ЭУК обеспечивает непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляет теоретический материал, организует тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции.

Использование ЭУК в качестве средства формирования ИКТ – компетентности обучающихся в процессе обучения информатике повышает интерес обучающихся к обучению в целом (получение новых знаний, работа в удобном для них режиме, осуществление обратной связи). ЭУК на тему «Текстовый редактор MS Word» разработан нами в программе SunRav BookEditor на основе психолого-педагогических и эргономических требований к программным средствам учебного назначения [4, с. 132].

Программа SunRav BookEditor предназначена для создания и редактирования разнообразных электронных книг и учебников. Любая книга может состоять из неограниченного количества глав, разделов и подразделов.

Приведем примеры использования ЭУК по теме «Текстовый редактор MS Word» в качестве средства формирования ИКТ – компетентности обучающихся на уроке информатики.

Написание любой книги обычно начинается с оглавления. В SunRav BookEditor панель «Содержание» (см. рис. 1) находится слева – можете создавать в ней неограниченное количество глав, разделов и подразделов. Их упорядочивание осуществляется с помощью кнопок-стрелок или простым перетаскиванием мыши. Каждому топику присваивается отдельный идентификационный номер (ID) в десятичном формате, чтобы на него настраивались гиперссылки; также у них можно выбрать иконку и добавить пароль, чтобы защитить содержание отдельных глав от посторонних лиц. Помимо этого, для каждой страницы добавляются ключевые слова – это необходимо при создании справочных файлов в формате chm, чтобы сформировать раздел «Указатель» (см. рис. 2).

 

Рис. 1. Панель «Содержание»

 

Рис. 2. Раздел «Указатель»

Используя визуальные эффекты (разные шрифты, жирные, наклонные, подчеркнутые, перечеркнутые символы, а так же символы с чертой над ним, подстрочные и надстрочные индексы и т.д.), мы реализовали теоретический материал по данной теме. А также применили в нашем ЭУК параграфы с различными визуальными эффектами (см. рис. 3): нумерованные/не нумерованные/алфавитные списки, бордюры, цвет фона, выравнивание, отступы, межстрочные интервалы и т.д.

 

Рис. 3.

 

Рис. 4.

Помимо текста и гиперссылок, в содержание страницы вставила большое количество других объектов: символы, таблицы, изображения, аудио, видео, GIF-анимацию, флэш-ролики (формат SWF), OLE-объекты, линии, разрывы страницы, различные интерактивные элементы (программируемые радиокнопки, формы ввода и др.) (см. рис. 4).

Удобно, что SunRav BookEditor поддерживает большинство графических форматов – png, gif, jpg, bmp, ico, emf, wmf. Добавив изображение, в свойствах можно выбрать его положение в тексте, размер, ширину полей и замещающий текст, что может быть полезно при экспорте в HTML.

Интеграция с пакетом SunRav TestOfficePro — мы можем сделать в своих учебниках ссылки на тесты, и пользователь сможет пройти тестирование во время ознакомления с учебником (см. рис. 5).

 

Рис. 5.

Изменение и расширение возможностей с использование ЭУК в качестве средства формирования ИКТ – компетентности учащихся делает процесс обучения информатики насыщенным, динамичным и наглядным.

Библиографический список

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования / от 17.12.2010. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588.

  2. Асмолов, А.Г. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий. [Электронный ресурс] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина – 2010. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=243

  3. Нурмухамедов, Г. М. Электронные учебные курсы: потребности образования, проектирование, разработка, проблемы и перспективы. Журнал « Информатика и образование». № 1, 2012.

  4. Роберт, И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. – М.: Дрофа, 2008. – 312.

Просмотров работы: 1255