СУДЕБНАЯ РЕФОРМА: ОБЪЕДИНЕНИЕ ВЫСШИХ СУДОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА: ОБЪЕДИНЕНИЕ ВЫСШИХ СУДОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Судья - это говорящий закон, а закон - это немой судья (Цицерон).

В начале нашей статьи, особое внимание мы бы хотели уделить рассмотрению таких юридических терминов, как суд и судебная реформа.

Начнем с такого термина как суд. Суд - это, прежде всего государственный орган, который осуществляет правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и иных категорий дел в установленном законом порядке. Обычно суды подразделяют на суды общей юрисдикции и специализированные: военные суды, в РФ их называют военными трибуналами, арбитражные суды, которые рассматривают торговые, хозяйственные, таможенные, налоговые (финансовые), дела по трудовым спорам. Принято считать, что особыми разновидностями судов являются конституционные и административные. В Конституции РФ 1993 г. говорится, что правосудие в РФ осуществляется только судом. Этот факт свидетельствует о том, что Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». А что такое судебная реформа? Это определение мы рассмотрим более детально. Любая реформа предполагает под собой кардинальное преобразование, на смену ранее существующих принципов построения какой-либо системы привносят новые. Стоит отметить, что реформа предполагает не просто формальное изменение, а абсолютно новые подходы и рычаги решения поставленных задач. Законодательство, действующее на сегодняшний день, не содержит полного понятия судебной реформы, этот термин можно вывести из конституционных норм и программных источников.

Безусловно, понятие «судебной реформы» намного уже категории «правовая реформа». Последняя включает в себя как судебную реформу, так и большое количество преобразований в области системы и содержания законодательства, получения юридического образования, подготовки кадров для предприятий по юридическим вопросам, а также в сфере корпоративного самосознания юридического сообщества и правосознания населения.

Иначе говоря, элементами правовой реформы являются вопросы, касающиеся обеспечения ряда важнейших правовых вопросов, направлений формирования и функционирования российской государственности и развития полноценного гражданского общества, в их числе и судебная реформа – данные изменения направляются на становление в России самостоятельной судебной власти. Таким образом, мы разграничиваем понятия «правовой реформы» и «судебной реформы», где под последней понимается – реформа судебной системы, порядка осуществления судопроизводства, основ судебного процесса, и других составляющих судебной реформы. Говоря о разграничении этих понятий, необходимо помнить, что судебная реформа и правовая реформа неразрывно связаны между собой.

Судебная реформа выступает как основа правовой, административной и иных реформ в Российской Федерации. В тоже время судебная реформа не может быть эффективна без проведения успешной широкомасштабной правовой реформы. С течением времени, как и любой закон, в работу судебной системы государства вносятся различные изменения и поправки, для более качественной и эффективной работы такого важного государственного механизма как судебная система. Это связанно, прежде всего, с развитием и постоянным усовершенствованием законов, правовых норм, это говорит о высоком развитии в законодательной и правовой отрасли государства.

На момент образования в России в 1991 г трехзвездной судебной системы, которая включала в себя Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. И в период, когда фактическим состоянием судебной системы с одной стороны, и потребностями общества и новой экономики с другой, привело к таким последствиям как разрыв между этими двумя состояниями судебной системы. Последствия этого преодолеваются до сих пор. Но с появлением самостоятельной системы арбитражных судов стало, на мой взгляд, наиболее удачным решением задач, которые поставила экономическая и политическая реформа тех лет. Конечно, вначале этот вопрос вызвал неоднозначные мнения по поводу оптимальной судебной организации, поскольку раннее предпочтение отдавалось единой судебной системе (исключая Конституционный Суд РФ).

Кроме того, значим и интересен вопрос о различных вариантах судебной организации в сфере цивилистического процесса. Ведь главной стадией является практическая реализации той или иной идеи в сфере судебной организации, которая ведет либо к положительным результатам, либо, наоборот, взывает последствия, которые не приносят эффективного результата.

В 2014 году в нормативной плоскости состоялось объединение высших судов. Это свидетельствует о начале этапа по реализации важнейшей судебно-правовой и конституционной реформы. Данную реформу можно обозначить как новый виток в сфере судебного реформирования. Реорганизация судебной системы позволяет обеспечить единство подходов при осуществлении правосудия в отношении граждан и юридических лиц. Исключается вариант отказа в судебной защите, но в случае если рассматривается вопрос о подведомственности дела. Установление общих правил по проведению процесса судопроизводства, а также возможность добиться максимального единообразия в судебной практике.

Стоит отметить, что данные критерии смогут быть достигнуты лишь в том случае, когда будет обеспечен уровень высококвалифицированных и высоконравственных судей. Ведь нравственность, не маловажный аспект в деятельности такого рода. Объединение судов позволило обеспечить единые подходы к разрешению споров, в которых участвуют как граждане, так и организации, а также органы государственной власти и местного самоуправления. В частности, меры направленные, в первую очередь, на создание единообразной практики в судах общей юрисдикции, это послужит только укреплению судебной системы Российской Федерации.

На наш взгляд, такая реформа в судебной системе Российской Федерации пошла на пользу, и обновленный суд будет и дальше примером справедливости. Поскольку у нас теперь общая судебная система, правовой позиции Верховного суда - официальная, публичная, ей и будет следовать Верховный суд, и суды судебной системы России.

Просмотров работы: 3580