ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЗИНГА - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЗИНГА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Во время изучения истории правоотношений, возникавших в связи с операциями по аренде, а в дальнейшем собственно по лизингу, я считаю, необходимо опираться на два методологических основания. Во-первых, формирование экономических взаимоотношений в обществе, в частности лизинговых, не только предшествует правоотношениям, но и определяет их. В соответствии с этим, уровень развитости правового регулирования лизинга непосредственно зависит от степени развития его финансового содержания. С данной точки зрения задача законодателя представляет собой формирование таких юридических форм, которые позволяют лучше развиваться экономическому содержанию лизинга, что не невозможно без качественного функционирования. Во-вторых, в любом явлении имеет периоды развития, и договорные отношения по финансовой аренде не являются исключениями. Этапами лизинга являются следующие ступени: возникновение, формирование и развитое состояние. При изложении исторических фактов лизинговых правоотношений должно быть проведено разделение отмеченных стадий.

И так, с чего же началось возникновение финансовой аренды? Огромное количество обязательственных правоотношений, к которым принадлежит и аренда, и лизинг, имеют общее происхождение, а именно они были сформированы благодаря выделению из права собственности тех или иных правомочий владельца собственности и закреплением их за не собственником.

Этап начального возникновения лизинга свойственен тем, что первоначально значения лизинга не существовало отдельно от аренды, и только много лет спустя (XIX в.) случилось его отделение в самостоятельный институт. Если и существовали «лизингоподобные» операции в давние времена, то в таком случае достоверных фактов в данный момент не существует.

Как отмечают П. Балтус и Б. Маджор, уже в древнем Шумере существовали сделки по аренде. Они датируются приблизительно 2000 г. до н. э. Глиняные таблички, найденные в шумерском городе Ур, включают данные об аренде территорий, водных источников, орудий труда, рогатого скота. Арендодателями были храмовые священники, арендаторами — районные селяне.

Так же, есть свидетельство о существовании в 1800 г. до н. э. в области Вавилона, семейного предприятия «Мурашу», специализацией которого было заключение сделок аренды, связанных с системой вознаграждений за ратный действия [1, c. 5]. Монархи давали воинам землю в качестве вознаграждения за хорошую службу, а те, если у них не было или желания или возможности ее использовать, могли передать ее в аренду «Мурашу», который сразу же выплачивал ему арендные платежи. Далее компания отдавала землю в аренду крестьянам, которые могли себе это позволить. Наконец, в знаменитом Судебнике Хаммурапи, так же уделено много внимания случаям аренды, оплаты аренды и условиям задатка имущества.

Выделение из права собственности тех или иных правомочий собственника имущества с закреплением их за не собственником и польза такого выделения оценены Аристотелем (384/383—322 гг. до н. э.). В его трактате «Риторика» отмечается: «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности». Говоря иначе, не обязательно для получения дохода иметь какую-либо собственность, нужно всего лишь иметь права пользоваться им и получать с его помощью доход.

Говоря о периоде господства римского права, можно отметить возникновение конкретных элементов современной лизинговой системы в римском праве. В нем уже ранее была закреплена законодательством совокупность имущественных отношений, сопряженных с владением имуществом без права собственности, к примеру, договор найма вещей (locatio — conducto reri; locator — наймодатель, conductor — наниматель).[3, c.464]

В постримский период одним из первых фактических подтверждений аренды в Западной Европе считается факт аренды Вильгельмом Завоевателем кораблей у судовладельцев из Нормандии, для атаки на Англию(1066).

Но в целом использование аренды в период Средневековья было несколько ограничено, причиной чему часто было законодательство, мешающее нормальному экономическому ходу процесса аренды. Так, аренда движимого имущества согласно Английскому поземельному закону признавалась неправомочной многие года[4, c.12]. Вместо этого, разрешалась аренда реальной собственности на долгий срок. За частую, это было единственным способом получения права на землю. В такой ситуации часто в аренду брали фермерские орудия труда и лошадей.

В Англии одним из первых нормативных актов, контролирующих отношения, похожие на лизинговые, был Устав Уэльса 1284 г. (Statute of Wales)[5, c.14]. В 1572 г. англичане приняли законодательный акт, позволяющий применять только действительную, а не мнимую аренду, т. е. законными признавались арендные соглашения, заключаемые на разумных основаниях, так как к тому периоду операции, имеющие цель скрыть передачу собственности для того, чтобы ввести в заблуждение кредиторов. Позже значительную роль в формировании лизинговых отношений в Англии сыграло ускоренное развитие промышленности.

В США первый оформленный арендный договор персональной собственности появился в начале XVIII в.. Тогда член гильдии используя данный договор, получил фургоны, коляски и лошадей. Далее арендная активность была тесно связанна с развитием железнодорожного транспорта. Управление происходило через тресты. Руководитель треста платил производителю за получение спецоборудования, а далее собирал арендную плату с пользователя оборудования в течении действия соглашения.

Все это привело к необходимости разграничить договор лизинга и аренды, что является окончанием формирования лизинга как отдельного элемента. Начался этап развитого лизинга.

Впервые термин «лизинг», как об этом пишет австрийский исследователь В. Хойер, был использован в 1877г. В то время телефонная компания «Белл» решила не продавать, а сдавать в аренду свои аппараты.[6, c.14]

С началом XX в. железнодорожные компании, использующие арендные договора, поняли, что многие не хотят брать в пользование вагон на долгое время. Вместо этого они хотели иметь возможность краткосрочного пользования, на что трасты начали предлагать договоры с меньшим сроком действия. После использования, вагон возвращался арендодателю, который располагал на него право собственности. Так произошло зарождение операционного лизинга.

В период Второй мировой войны руководство США часто использовало контракты с фиксированной рентабельностью (cost — plus contracts).[7, c.16] Это стало еще одним толчком к формированию арендного бизнеса, по причине того, что в большинстве контрактов государственные подрядчики ставили определенный уровень окупаемости. Они поняли, аренда промышленного оборудования на определенный период, ограниченная соглашением подряда, уменьшает риск.

В тоже самое время стремительно стал развиваться арендный бизнес, сопряженный с транспортными средствами. Родоначальником лизингового бизнеса в автомобильной сфере является Золли Фрэнк - торговый агент из Чикаго, предложивший в 1940-х годах аренду автомобилей на долгий срок.

Первой акционерной компанией, целью которых было получение прибыли с лизинговых операций, является, основанная в 1952 г. в США «United States Leasing Corporation».[8, c.19] А в начале 60-х годов в лизинговых операциях стали принимать участие еще и коммерческие банки. В 1971 году Совет управляющих Федеральной системы разрешил создавать банкам дочерние компании для сдачи в аренду оборудования, а потом и недвижимости.

Во Франции первой лизинговой компанией была «Sepafites», появившаяся в 1957 г.[9, c.18]. Она занималась промышленным лизингом. В Италии первая лизинговая компания появилась в 1963 г., в Германии — в 1962 г. Лизинговый бизнес на Азиатском континенте начал развиваться с начала 60-х годов. «Century Leasing System» является крупнейшей лизинговой компанией в Японии, которая была создана в 1969 году.

Налоговая реформа США 1981 года ярко продемонстрировала, что налоговое законодательство имеет прямое отношение к использованию лизинга. Колебания льгот прямо влияет на количество лизинговых операций. В 1986 году в США и Англии происходит отмена налоговых льгот арендодателям, в связи с началом действия новых налоговых законодательств. Лизинг потерял некоторые преимущества, что стало следствием понижения роста лизинговых вложений в США с 26 % (1985) до 6 % (1986).

Все перечисленные этапы развития лизинга привели к тому, что лизинг нашел признание в судебной практике многих стран, не имеющих специального законодательного регулирования. В некоторых странах изданы специальные нормативные акты по лизинговым отношениям

Термин «лизинг» начал широко употребляться в России начале 90-х годов. Тогда правительство начало использовать его для развития инвестиционной деятельности страны. Началом развития лизинговых операций на отечеством рынке можно отнести к середине 1989 года. Прямо на это повлиял перевод предприятий на арендные формы хозяйствования. Так же на развитие отечественного лизингового рынка значительное влияние оказали начальные правила применения лизинга. Основным стало письмо Госбанка СССР «О плане счетов бухгалтерского учета» от 16 февраля 1990 г. № 270. В нем была показана процедура отображения лизинга в бухгалтерском учете. Введению лизинговых операций в банковскую практику содействовало формированию сети торговых инков.

С середины 1990 г. стали появляться отечественные лизинговые фирмы. Началом фактического развития законодательной базы для лизинга в РФ стал Указ Президента РФ «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 17 сентября 1994 г., носивший поручительский характер. Президент предписал министрам, Правительству и ведомствам провести мероприятия для развития лизинговых отношений в России.

29 июня 1995 г. Правительство РФ приняло Постановление «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности», утвердившее временное положение о лизинге. Данный акт начал действительно регулировать лизинговых отношений, и он окончательно отделил лизинг от аренды. Следующим правовым актом, регулирующим лизинговые отношения, стала вторая часть ГК РФ, вступившая в действие 1 марта 1996 г. Лизинговые сделки описаны в § 6 «Финансовая аренда (лизинг)» главы 34 («Аренда») ГК РФ. Впервые был применен термин «финансовая аренда».

8 февраля 1998 г. Президентом РФ подписал ФЗ «О присоединении Российской Федерации к конвенции УНИДРУА "О международном финансовом лизинге"» (далее — Конвенция). Данная Конвенция разрабатывалась с 1974г. Международным институтом согласно унификации частного права. Полностью ее утвердили в 1988 г. на конференции в Оттаве представители от 55 государств.

Дальнейшее участие в Оттавской конференции может упростить выход России на мировой рынок российским лизинговым компаниям. Присоединение России к Конвенции также дает цель для разработчиков внутреннего лизингового законодательства, так как подразумевает приведение государственного законодательства в соответствии с поскольку предполагает приведение национального законодательства в соответствие с положениями данного соглашения.

По определению соглашения лизинга в ГК РФ, очевидно, что оно признает только финансовый лизинг. Помимо этого, ст. 665 фиксирует единичный характер сделки, из чего следует, что арендодатель должен вновь покупать имущество для каждой сделки. Это исключает такие виды лизинга как револьверный, оперативный и др. Все иные отношения, не относящиеся к § 6 главы 34, лизингом признаваться не могут.

Это послужило причиной рассмотрения нового закона о лизинге, созданного для устранения проблем в законном регулировании финансовой аренды. Все эти задачи были решены в ФЗ «О лизинге» 29октября 1998 г.Закон совместил и сформировал нормы, контролирующие гражданско-правовые и организационно-экономические тонкости лизинговой деятельности, содержащиеся в нормативно-правовых актах. Вот некоторые изменения, которые устанавливают основные виды, формы и типы лизинга:

1. По видам лизинг делится на оперативный, финансовый и возвратный.

2. К формам лизинга принадлежат международный и внутренний лизинг.

3. По срокам реализации лизинг разделяется на три типа: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

Отличие в правовом режиме видов, форм и типов лизинга, затрагивают в основном три субъекта гражданских правоотношений по лизингу - лизингодателя, лезингополучателя и продавца предмета лизинга.

Законом определены детальные условия к содержанию с договора лизинга. Кроме основных требований, определенных гражданским законодательством, договор лизинга обязан включать в себя следующие условия: определение вида, формы и типа лизинга; процедура балансового учета предмета лизинга; установление обязанности одной из сторон застраховать предмет лизинга; обязательные обязательства, процесс возврата предмета лизинга. При нарушении этих требований, законом определены и определены основания взыскания денежных сумм и возврата предмета лизинга.

Создания нового правового института лизинга, который отличается от обычной аренды, привело к регламентации закона состава платежей по соглашению. Сумма указанная в договоре состоит из двух элементов: инвестиционных затрат и денежной суммы, которая больше этих затрат, являющаяся прибылью. Инвестиционные затраты содержат помимо стоимости предмета лизинга имеют еще десять позиций обязательных для получателя лизинга. Так же на лизингодателя возложена ответственность в контролировании лизингополучателя. Лизингополучатель обязан дать лизингодателю свободный доступ к финансовым бумагам и предмету лизинга. Если обязательства будут нарушены, то лизингодатель обладает возможностью устроить аудиторскую проверку финансового положения лизингополучателя. Так же, закон устанавливает список мер поддержки, которую может оказать государство лизинговым компаниям.

Таким образом, лизинг становится не только полезным инструментом, но и свидетельством улучшения национальной экономики. В дальнейшем, следствием этого будут нововведения в текущее законодательство, которое регулирует лизинговые отношения.

Список литературы:

  1. Лизинг-курьер. 1999. № 1. С. 5.

  2. Газман В. Д. Лизинг — теория, практика, комментарии. М., 1997. С. И.

  3. Дигесты Юстиниана // Памятники римского права. М., 1997. С. 464.

  4. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М., 1992. С. 110.

  5. Газман В. Д. Лизинг — теория, практика, комментарии. С. 12.

  6. Кабатова Е. В. Лизинг: понятие, правовое регулирование, международная унификация. М., 1991. С. 14.

  7. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. С. НО.

  8. Газман В. Д. Лизинг — теория, практика, комментарии. С. 16.

  9. Медведков С. Ю. Лизинг в экономике США // США: политика, экономика, идеология. 1980. №5. С. 101.

Просмотров работы: 1707