МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема меньшинств несмотря на то, что речь идет о меньшинствах в пределах отдельных государств, имеет глобальный характер. В современном мире нет, наверное, государств абсолютно однородных по составу населения, так как «политические границы нечасто совпадают с этническими. Пожалуй, только в Западной Европе, а также в странах Латинской Америки, где начало формирования наций оказалось связанным во времени с образованием государств, такое совпадение обычно. В других же регионах очень многие народы разделены государственными границами и живут в пределах двух и более государств... В настоящее время и в однородных государствах в результате широкого развития миграционных процессов всегда имеются хотя бы небольшие группы национальных меньшинств...»

События в различных регионах мира дают достаточно оснований для беспокойства, ибо показывают, что пренебрежение или нарушение прав национальных меньшинств нередко вызывают серьезные осложнения, а порой и приводят к трагическим последствиям. Подавляющее большинство конфликтных ситуаций и прямых вооруженных столкновений на всем постсоветском пространстве в той или иной степени обусловлены комплексом вопросов, касающихся национальных меньшинств.

Государства как основные субъекты международного права несут особую ответственность за предотвращение дискриминации и защиту прав меньшинств. Национальные меньшинства существенно ограничены в возможностях оказания влияния на политику своих государств как в смысле законодательного регулирования, так и в плане проведения фактической политики по отношению к ним, и их положение не должно целиком зависеть от доброй воли или же произвола соответствующих правительств. Этим и объясняется необходимость международно-правового регулирования вопросов национальных меньшинств; они должны иметь надежного защитника своих прав в лице международного права и соответствующего его механизма, а если подойти шире - в лице международного правопорядка и мирового сообщества в целом.

Кроме того, данный вопрос имеет и другой аспект, тесно связанный с поддержанием международного мира и стабильности. Именно международный характер защиты национальных меньшинств, ее действенность и эффективность может не допустить ситуаций, когда правительства отдельных государств бывают вынуждены предпринять определенные шаги в защиту прав меньшинств, составляющих часть населения другого государства, с которыми их связывает общность национального происхождения или культурного наследия и права которых, по мнению этого правительства, нарушаются. Это может вызывать серьезную напряженность в отношениях между государствами, последствия которой вряд ли благотворно отразятся и на положении самого меньшинства, и на межгосударственных отношениях, и на международном климате в целом. Следует иметь в виду и то, что существуют национальные меньшинства, которые «одиноки» в этническом, религиозном или культурном плане, меньшинства, за которых некому «заступиться». Поэтому наиболее эффективной и универсальной должна быть признана именно международная система обеспечения прав меньшинств и международного воздействия на их нарушителей как единственно беспристрастная, объективная и всеобъемлющая из всех возможных.

И, наконец, одним из самых существенных факторов, обусловливающих настоятельную необходимость наличия и совершенствования международного механизма защиты национальных меньшинств является то значение, которое имеет соблюдение прав меньшинств в более широком контексте прав человека. На сегодняшний день общепризнанно, что защита национальных меньшинств является неотъемлемым компонентом защиты прав человека и как таковая не может считаться исключительно внутренним делом соответствующего государства, а является предметом законной международной озабоченности и сотрудничества государств.

Наметившийся в последние годы рост активности государств в рассматриваемой области выражается в том, что вопросы обеспечения прав национальных меньшинств рассматриваются почти на всех представительных международных форумах, особенно это касается мероприятий в рамках СБСЕ/ОБСЕ. Это является признаком того, что среди государств - участников Хельсинкского процесса растет понимание того, что проблематика меньшинств «...является существенным фактором мира, справедливости, стабильности и демократии в государствах-участниках. Признавая, что обеспечение прав человека, и в том числе национальных меньшинств, должно явиться основой новой Европы, представители европейских государств обсуждали проблемы меньшинств на Конференции по человеческому измерению СБСЕ, которая проходила в три этапа; в Париже (1989 г.), в Копенгагене (1990 г.) и в Москве (1991 г.). Очень насыщенным в интересующем нас плане было Копенгагенское совещание, на котором был принят заключительный Документ, содержащий много новых положений, касающихся правового положения национальных меньшинств. Однако, вместе с этим, проходившие дискуссии выявляют не только большую степень озабоченности государств - участников вопросами защиты прав меньшинств, но и различия в оценках и подходах, различия, порой носящие принципиальный характер.

В какой-то степени такое положение закономерно, ибо, несмотря на значительный накопленный опыт и наличие определенного нормативного материала, рассматриваемая область международно-правового регулирования остается проблемной и недостаточно проработанной. В этих условиях трудно согласовать различные и разрозненные нормы, положения, установки и подходы, которые имеются на сегодняшний день, с целью выработки единых и универсальных международных стандартов, касающихся практики государств во взаимоотношениях с меньшинствами, их прав и международно-правовых способов их обеспечения.

Просмотров работы: 1139