ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ, РАСПРОСТРАНЕНИИ И ПОТРЕБЛЕНИИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ, РАСПРОСТРАНЕНИИ И ПОТРЕБЛЕНИИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Состояние жизни человека на сегодняшний день таково, что он живет в обществе, принимает или не принимает общественное мнение. Общественное мнение, как правило, все-таки не происходит ниоткуда, и бывает кем-то если не сформировано, то направлено в нужное русло. Многие полагают, что знают о том, что это мнение «навязано сверху», что вся «демократия» - это всего лишь слово в статье конституции и что «свобода слова» может обернуться самой настоящей тюрьмой.

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что информационное общество - это отдельный мир, отдельная вселенная, которая управляет нашими мыслями, пытается подстроить под себя наше сознание и обеспечить себе дальнейшую материальную базу в виде нынешней аудитории.

Исходя из этих фактов тему, касающуюся роли средств массовой информации (СМИ) в общественной жизни следует считать актуальной не только сегодня, но и в последующие времена.

На сегодняшний момент в сфере регулирования информационных отношение существует огромное количество различных ведомств, но главным из них является Министерство связи и массовых коммуникаций. Они следят за соблюдением законодательства. То есть полностью корректируют, регулируют и направляют в нужное русло средства массовой информации. А также следят за недопущением некорректной, вредящей общественному сознанию неправомерной информации.

Под массовой информацией, прежде всего, понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио, аудиовизуальных и иные сообщения и материалы.

Средства массовой информации - это периодическое печатное издание, радио, теле-видео-программа и иная форма периодического распространения массовой информации.

Под периодическим печатным изданием понимают газеты, журналы, альманахи, бюллетени или иное другое издание, которое имеет: постоянное название; текущий номер; и выход в свет не реже одного раза в год.

Под продукцией средств массовой информации понимают тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио, телепрограммы, тираж или часть тиража видео программы.

Под распространением продукции средства массовой информации является продажа, подписка или доставка периодических печатных изданий, аудио или видеозаписей, трансляция радио, вещание телепрограмм.

Круг лиц заинтересованных в производстве и распространении массовой информации.

1. Редакция средств массовой информации - это, прежде всего организация или учреждение, предприятия или гражданин. Которое отвечает за производство и выпуск средств массовой информации.

2. Главный редактор - это лицо, возглавляющее редакцию. Он принимает окончательные решения по поводу производства и выпуска средства массовой информации.

3. Журналист - это лицо, которое занимается редактированием, созданием, сбором и подготовкой материалов для редакции.

4. Издатель или издательство- это, учреждение или предприятие, которое осуществляет материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации.

5. Распространитель - это лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.

6. Учредитель средства массовой информации - это гражданин или объединение граждан, предприятие или организация.

Учредителем не является гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы, либо субъекты, деятельность которых запрещена по закону, гражданин другого государства или лицо без гражданства.

7. Потребители массовой информации - это широкий круг лиц, в том числе граждане и лица без гражданства, юридические лица, органы государственной власти.

Информационные правоотношения, складывающиеся в сфере массовой информации, можно разделить на «внутренние» и «внешние». Первые затрагивают вопросы внутренней организации СМИ и включают отношения между основными субъектами: учредителями, редакцией, издателем, распространителем и, собственником. Вторая группа включает правоотношения, возникающие в СМИ между перечисленными выше субъектами и третьими лицами, будь то граждане, объединения граждан, юридические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В настоящее время свобода массовой информации в России устанавливается Конституцией РФ и развивается нормами Закона РФ «О средствах массовой информации».

В Российской Федерации не подлежат ограничениям: поиск, получение, производство и распространение массовой информации; учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими; изготовление, приобретение, хранение или эксплуатация технических средств, устройств и оборудования, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ.

В РФ цензура массовой информации запрещена.

Создание организаций, в функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, и ограничения в деятельности средств массовой информации могут вводиться только законодательством РФ о средствах массовой информации.

Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ.

А также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

Организация деятельности средства массовой информации не должна препятствовать свободе массовой информации, ограничивать свободу действий средств массовой информации.

Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации.

Регистрация это обязанная процедура, но так же есть средства массовой информации, не требующие регистрации:

1. Средств массовой информации, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов.

2. Периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров.

Что касается распространения так тут куча разных нюансов и обязательных требований о них мы вам сейчас и расскажем.

Распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет или (в эфир).

Каждый выпуск периодического печатного издания обязан содержать установленные Законом сведения (выходные данные):

1. Название издания.

2. Учредитель (соучредители).

3. Фамилия и инициалы главного редактора.

4. Порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет.

5. Индекс для изданий, распространяемых через предприятия связи.

6. Тираж.

7. Цена, либо особые пометки.

8. Адреса редакции, издателя, типографии.

Лицензии на вещание выдаются Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и территориальными комиссиями. В соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информацию».

Лицензия аннулируется, если: она была получена обманным путем; неоднократно нарушались лицензионные условия либо предусмотренные указанным Законом правила распространения радио и телепрограмм; установлен факт скрытой уступки лицензии.

Аннулирование лицензии производится решением выдавшего ее органа.

При аннулировании лицензии плата за лицензию возврату не подлежит.

Редакция радио, телепрограммы обязана: сохранять материалы своих передач, вышедших в эфир; фиксировать в регистрационном журнале передачи, вышедшие в эфир; в регистрационном журнале указываются дата и время выхода в эфир, тема передачи, ее автор, ведущий и участники.

Сроки хранения материалов передач - не менее одного месяца со дня выхода в эфир; регистрационного журнала - не менее одного года с даты последней записи в нем.

А также государственные средства массовой информации обязаны:

1. Публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».

2. Незамедлительно и на безвозмездной основе выпускать в свет (в эфир) по требованию Министерства внутренних дел РФ оперативную информацию.

3. Устанавливается особый порядок распространения эротических изданий.

4. Распространение выпусков специализированных радио- и теле- программ эротического характера без кодирования сигнала допускается только с 23 часов до 4 часов по местному времени, если иное не установлено местной администрацией.

5. Розничная продажа продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях.

Граждане имеют право на получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица обязаны предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

В уведомлении должны быть указаны: причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну; должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации; дата принятия решения об отказе.

Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации.

Организации средств массовой информации имеют право на получение информации, обязанности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц предоставлять сведения о своей деятельности.

Граждане имеют право на оперативное получение через средства кассовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица обязаны предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны пре доставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации.

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.

Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием не разглашать его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда.

Редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения.

Нарушение законодательства РФ о средствах массовой информации влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства РФ о средствах массовой информации.

Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста.

Ущемление свободы массовой информации, т.е. воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

К таким нарушениям относятся: осуществление цензуры; вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции; незаконное прекращение либо приостановление деятельности средства массовой информации; нарушение права редакции на запрос и получение информации; незаконное изъятие, а равно уничтожение тиража или его части; принуждение журналиста к распространению или отказу от распространения информации; злоупотребление правами журналиста либо несоблюдение обязанностей журналиста; злоупотребление свободой массовой информации; незаконное изготовление продукции средства массовой информации без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности, уклонение от перерегистрации, а также предъявление при регистрации не предусмотренных Законом «О средствах массовой информации»; незаконное распространение продукции средства массовой информации без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности или без разрешения на выход в эфир, незаконное коммерческое распространение, вещание без лицензии либо с нарушением лицензионных условий; создание искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио- и телепрограмм».

Просмотров работы: 2823