НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Нормативные акты, регулирующие деятельность государственных органов, в том числе и органов правоохранительных, дифференцированы по своей юридической природе, времени и сферам действия, уровню, адресатам и субъектам, их применяющим, характеру, содержанию, направленности и степени регулятивного воздействия. Однако до сих пор в России отсутствует нормативный акт, определяющий, что такое правоохранительная деятельность, правоохранительные органы и какие государственные и негосударственные органы можно отнести к числу правоохранительных.

Так как рассмотреть все нормативные акты в пределах данной статьи физически невозможно, автор ограничится теми из них, которые регламентируют как деятельность правоохранительной системы в целом, так и деятельность судебной системы, прокуратуры, Министерства внутренних дел и Федеральной службы исполнения наказаний.

Их можно классифицировать по различным основаниям. Выберем в качестве классификатора юридическую силу нормативных актов. Тогда систему законов и подзаконных актов, составляющих правовую основу организации и функционирования правоохранительных органов, можно представить следующим образом:

1. Международные правовые акты, подписанные и ратифицированные Россией.

2. Конституция и федеральные законы Российской Федерации.

3. Подзаконные акты федерального уровня (указы Президента РФ, постановления правительства РФ, нормативные акты Государственной думы).

4. Межведомственные и ведомственные нормативные акты (приказы, наставления, инструкции, уставы и т. п.).

5. Локальные нормативные акты (решения и распоряжения руководителей местных подразделений правоохранительных органов).

В первую очередь необходимо назвать международные социально ориентированные правовые акты универсального характера; акты, содержащие нормы об особенностях правового положения граждан. К их числу относятся положения Всеобщей декларации прав человека (1948), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), Парижской хартии для новой Европы (1990) и других документов, которые в качестве определяющих провозглашают такие права, как право на жизнь, право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом в условиях, отвечающих требованиям безопасности; право на максимально возможный уровень физического и психического здоровья; право на уважение физической, духовной и моральной неприкосновенности личности; запрещение пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания.

Во вторую группу целесообразно выделять международно-правовые акты, регламентирующие вопросы обращения с осужденными и лицами, содержащимися под стражей. Наиболее значимыми с этих позиций являются Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (принятые 30 августа 1955 г., с дополнениями от 1977 г.), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятый резолюцией 43/173 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1988 года, и ряд других.

Одним из достоинств первого правового акта является последовательность норм, регулирующих вопросы удовлетворения физиологических потребностей человека (требования к помещениям, питанию, медобслуживанию и т. д.). В Правилах квалифицированно регулируются и социальные потребности человека, необходимостью удовлетворения которых мотивируются многие правовые нормы.

Второй международный акт устанавливает перечень прав человека, подлежащих обеспечению вне зависимости от правового положения индивида; устанавливает, что государствам следует запрещать в законодательном порядке любые действия, противоречащие правам и обязанностям, содержащимся в настоящих принципах.

Во вторую группу нормативных актов автором были включены Конституция и федеральные законы Российской Федерации. По предмету правового регулирования можно выделить, прежде всего, универсальный нормативный акт высшей юридической силы, которым в нашем государстве является Конституция Российской Федерации. Основной закон нашей страны служит основанием, на котором базируются все виды законодательства и отрасли права. Задача защиты прав и свобод человека и гражданина (п. «в», «г», «о» ст. 71; п. «е» ст. 83; п. «ж», «з» ч. 1 ст. 102 Конституции) лежит, прежде всего, на судебной власти, прокуратуре и других правоохранительных органах.

Следующую нишу в данном правовом поле занимают федеральные конституционные законы. Они регулируют наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы всей структуры правоохранительной системы России. Среди них по праву занимает особое положение Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», поскольку вслед за Конституцией Российской Федерации он сыграл основополагающую роль в формировании действующей системы судебных органов.

К настоящему времени законодательными органами России приняты следующие федеральные конституционные законы, регулирующие деятельность судебной системы: «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 г., «Об арбитражных судах в Российской Федерации» 1995 г., «О военных судах Российской Федерации» 1999 г. и ряд других. Основная роль в регламентации деятельности правоохранительных органов принадлежит федеральным законам. Одни из них посвящены комплексу вопросов, входящих в отрасль или подотрасль законодательства, они отличаются относительно высоким уровнем систематизации и регулируют деятельность в основном одного правоохранительного органа, хотя по своей структуре носят комплексный характер. К таковым можно отнести законы: «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации», «О полиции», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ряд других.

Другие федеральные законы более индивидуализированы, т. е. регулируют какую-нибудь сторону правоохранительной деятельности, к ним можно отнести, например, законы «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «Об оперативно-розыскной деятельности» и др.

Следующую группу нормативных актов можно объединить термином «подзаконные нормативные акты». К ним относятся постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также ведомственные и локальные нормативные акты. Нормативный характер имеют не только акты высшего законодательного и представительного органа России, именуемые законами, но и постановления этого государственного органа. Примером таких нормативных актов является постановление от 13 мая 1993 г. № 4960-1, которым были утверждены: Положение о квалификационных коллегиях судей, Положение о квалификационной аттестации судей.

Следующее за законами звено в иерархии нормативных актов занимают указы Президента Российской Федерации. Указы Президента носят подзаконный характер. Согласно ч. 3 ст. 90 Конституции указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Применительно к рассматриваемой сфере правового регулирования Президент принимает указы в целях обеспечения исполнения Конституции, федеральных конституционных и иных законов.

Так, деятельность Следственного комитета при прокуратуре РФ устанавливается указом Президента Российской Федерации от 01.08.2007 № 1004 «Вопросы следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации». Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации (далее – Следственный комитет) является органом прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

Деятельность Министерства внутренних дел России регулирует целый ряд указов Президента Российской Федерации. В их числе необходимо выделить указ от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации». В соответствии с ним МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.

Принимая во внимание, что в последнее время участились случаи нарушения сотрудниками милиции законности и служебной дисциплины, которые вызывают обоснованную негативную реакцию в обществе и умаляют авторитет власти, Президент РФ издал указ от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». В нем говорится, что существующая структура органов внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации. Федеральная служба исполнения наказаний Министерства юстиции РФ (ФСИН России) в своей деятельности руководствуется в основном двумя указами Президента РФ – от 13.10.2004 г: № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» и № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».

В соответствии с последним из них Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. ФСИН России подведомственна Минюсту России.

Следующую строчку в перечне рассматриваемых нормативных актов займут постановления Правительства Российской Федерации. Так же как законодательный орган и Президент, Правительство РФ правомочно утверждать нормативные акты в виде положений о министерствах, ведомствах и о других структурах. Подзаконными нормативными актами деятельность судебной системы практически не регулируется. В отношении же прокуратуры постановлениями правительства устанавливаются второстепенные вопросы в работе этого органа, например, финансирование ее работников.

Гораздо более широкий спектр вопросов регулируется постановлениями Правительства в деятельности МВД России: проведение технического осмотра транспортных средств, организации частной охранной и сыскной деятельности и ряд других проблем, не имеющих прямого отношения к исследуемой теме.

Уголовно-исполнительный кодекс делегирует Правительству РФ полномочия по принятию многих правовых актов в сфере исполнения уголовных наказаний: об уголовно-исполнительных инспекциях, о форме одежды осужденных к лишению свободы; перечень технических средств надзора и контроля и порядок их использования; минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных.

Ведомственные нормативные акты занимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Так, приказами МВД России устанавливается порядок приема от граждан заявлений и сообщений о преступлениях; порядок принудительного привода граждан, уклоняющихся от явки в суд и органы расследования и т. п.

Среди многочисленных приказов министра юстиции, регулирующих деятельность уголовно-исполнительной системы в ракурсе изучаемой темы, обращают на себя внимание приказы, утверждающие Правила внутреннего распорядка. Они на основании Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности воспитательных колоний, исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, тюрем и следственных изоляторов в целях создания наиболее благоприятных возможностей для реализации предусмотренных законом порядка и условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, обеспечения изоляции, охраны прав, законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Локальные акты автор не рассматривает по причинам ограниченности объема статьи и их незначительного влияния на исследуемую тематику.

Обобщая вышесказанное, можно дать определение: правовые основы правоохранительной деятельности – это система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных мировым сообществом, а также государством и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе исполнения правоохранительными органами своих функций.

В качестве итогов напрашиваются следующие выводы:

1. Проблемы правоохранительной деятельности в законодательстве Российской Федерации напрямую не регулируются.

2. В свете современного реформирования ряда правоохранительных органов в России и необходимости усиления контроля за их деятельностью со стороны гражданского общества видится необходимым и своевременным решение правовых и организационных вопросов функционирования правоохранительной системы путем принятия соответствующего Федерального закона, который условно можно назвать «О правоохранительной деятельности в Российской Федерации».

Просмотров работы: 14431