МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ЭМБРИОНА ЧЕЛОВЕКА В ЕВРОПЕЙСКОМ И РОССИЙСКОМ ПРАВЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ЭМБРИОНА ЧЕЛОВЕКА В ЕВРОПЕЙСКОМ И РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной работе рассматривается вопрос о современных подходах европейского и российского права к регулированию статуса такого объекта, как эмбрион человека.

В процессе рассмотрения проекта Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» многие скептики считали, что Россия пойдет по общеевропейскому пути, ограничив оборот и запретив коммерческое использование эмбрионов человека. Однако государство, законодательно разрешило применение вспомогательных репродуктивных технологий (далее - ВРТ), в том числе и коммерческое использование эмбрионов в медицине. Таким образом, в отечественной правоприменительной практике окончательно закрепился новый объект - эмбрион человека, правовой статус которого нуждается в детализации, а правовой режим использования - в устранении ряда пробелов.

Актуальность данной темы обосновывается и тем фактом, что современная медицинская наука способна использовать эмбрионы, в том числе через неопределенное время после смерти биологических создателей.

При этом современное международное право и европейское право не содержат единых подходов к регулированию ВРТ и применению эмбрионов человека в ВРТ.

Эмбрион человека может претендовать на защиту в свете международно-правовых обязательств Российской Федерации. Выступать обороноспособной индивидуально-определенной вещью, что дает ему возможность стать объектом наследственного и договорного права, объектом регулирования международного частного права.

Значимость данного вопроса для правовой науки определена потенциальной способностью эмбриона стать человеком. При этом в Российской Федерации отсутствует специальный закон, регулирующий применение ВРТ и использование эмбрионов человека.

Отсутствие нормативного определения понятия затрудняет определение режима использования эмбриона человека в общественных отношениях.

В большинстве государств - членов Совета Европы (Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Швеция) не существует какого-либо правового определения эмбриона, а законодательства других государств (Германия, Австрия, Испания, Соединенное Королевство) по-разному его определяют. Определение данного понятия в законодательстве Российской Федерации также отсутствует.

Конституция РФ предусматривает, что человеческий эмбрион не является носителем права на жизнь, поскольку в ч. 2 ст. 17 провозглашено: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения», таким образом, эмбрион не является самостоятельным участником правоотношений и не вправе претендовать на особый статус и гарантии общепризнанных прав человека, включая право на жизнь. Однако в юридической науке встречалась точка зрения о необходимости изменения формулировки ч. 2 ст. 17 Конституции на «...с момента зачатия». Данная инициатива была также поддержана в 2012 г. депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталием Милоновым, однако Законодательным собранием же и отклонена. В своем проекте депутат предлагал следующую редакцию: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с момента первого сердцебиения».

Действующее международное право не содержит специальных конвенций в отношении эмбрионов. В европейском праве действует Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины (далее - Овьедская конвенция), п. 1 ст. 18 которой гласит: «Если закон разрешает проводить исследования на эмбрионах in vitro, он же должен предусматривать надлежащую защиту этого эмбриона». Пункт 2 ст. 18 Овьедской конвенции запрещает создание эмбрионов человека в исследовательских целях.

В статье 2 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» отмечено, что действие закона не распространяется на такие органы [1]. Закон выделяет эмбрионы из общего списка органов человека, имея в виду наличие в данном случае специфики их правового статуса. Эмбрионы отнесены в качестве разновидностей органов человека, имеющих отношение к процессу воспроизводства.

Статус эмбриона и его оборотоспособность целиком отнесены к усмотрению национальных государств. Перед российским законодателем стоят вопросы о степени возможного распоряжения эмбрионами до момента начала их развития в материнском организме; об уточнении, с одной стороны, субъективных прав биологических создателей, а с другой - требований к медицинским организациям ВРТ в отношении второй фазы их развития. Ввиду неторопливости отечественного законодателя по сравнению с постоянно совершенствующейся наукой и практикой ВРТ решение данного вопроса необходимо делегировать на уровень отечественных саморегулируемых организаций в репродуктивной медицине, предоставив им право определять моральные и этические вопросы коммерческого использования эмбрионов в процессе применения ВРТ.

Список использованной литературы:

1. Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-1 (ред. от 29.11.2007) «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // «Ведомости СНД и ВС РФ», 14.01.1993, № 2, ст. 62.

Просмотров работы: 1143