ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Галичанина А.Е. 1
1Евразийский Национальный Университет им. Л.Н. Гумилева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема оценивания на уроках иностранного языка существует уже давно, более того уже множество различных авторов рассматривали данный вопрос и отразили свои взгляды в научных работах. В данной статье я постараюсь отразить особенности оценивания видов речевой деятельности, а также предложить альтернативу традиционной системе оценивания видов речевой деятельности в виде рубрики набирания баллов.

Оценивание это – определение качества результатов учебной деятельности учащихся, анализ проблем и успехов.

Специфика предмета «Иностранный язык» предъявляет требования учащимся в виде овладения коммуникативной компетенцией, включающей в себя речевые, языковые и социокультурные знания, умения и навыки. Основными видами речевой деятельности, которыми должен овладеть учащийся, и которые, одновременно, являются объектами контроля, это чтение, письмо, говорение и понимание речи на слух. Совершенствование рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности невозможно, без объективного оценивания. Какова бы не была речь, в письменной или устной форме, научить учащихся совершенствовать её, более того, оценить результаты становится все сложней.

Оценивание и контроль результатов полученных знаний по каждому из отдельных видов речевой деятельности проходит дифференцировано, в силу того, что задания для каждого вида речевой деятельности разные. Для того чтобы дать качественную и объективную оценку учащемуся, необходимо регулярно проводить контроль знаний. Контроль – неотъемлемая часть урока, во время которой преподаватель оценивает, как учащиеся усвоили тот или иной материал, и могут пользоваться им в практических целях. [1, 291]. В свою очередь, одной из функций контроля является оценка – которая, как говорилось выше, позволяет вынести результат деятельности обучающего, а также выявить эффективность самого процесса обучения.

На сегодняшний день, урок иностранного языка обогащён различного рода заданиями и упражнениями, которые направлены на развитие того или иного вида речевой деятельности. Поэтому учитель должен не только контролировать, как учащиеся усвоили материал, но и вести строгий контроль по каждому из сделанных заданий, что является очень сложной задачей для учителя, в особенности, если учащиеся в классе имеют разные уровни владения иностранным языком.

В связи с этим, предварительный контроль имеет место на начальной стадии обучения, который поможет учителю установить исходный уровень владения языком, и присущие учащимся индивидуально – психологические качества. Такой контроль обеспечит дифференцированный подход к обучению, поможет наметить стратегии обучения, а также сформировать учебные группы.

Учителю, не следует забывать о том, что объективность оценки, напрямую зависит от эффективности контроля, который, в свою очередь, должен быть регулярным. Поэтому проведение текущего, промежуточного и итогового контроля является обязательным, если учитель желает увидеть результаты проделанной работы, не только учащихся, но и своей.

Приходя на урок, где учитель собирается проводить тот или иной вид контроля, следует обратить внимание на требования, предъявляемые к контролю. Щукин А.Н. приводит следующие требования:

  • Объективность

  • Регулярность

  • Дифференцированный характер

  • Ясность и четкость формулировки заданий

В этот же список, можно включить адекватность, валидность и прозрачность. Так как, прозрачная, открытая для всех учащихся система контроля обеспечивает объективность полученных результатов, активизирует обратную связь в учебном процессе и создаёт надёжную основу для самоконтроля и адекватной самооценки.

Для высококвалифицированных специалистов преподавательской деятельности с высоким стажем работы вопросы контроля и оценки редко являются проблемными, так как, чаще всего, это использование традиционной системы оценивания результатов - пятибалльной шкалы оценивания. Вероятно, это система является наиболее устойчивой и проверенной, с точки зрения методики. Более того, она может применяться для оценки множества учебных предметов. Но каковы границы между такими оценками как двойка, тройка, четверка, пятерка? Соблюдаются ли все критерии оценки, или учителя ставят оценку на авось?

Другая шкала оценивания, ворвавшаяся в нашу систему образования, является усовершенствованной и соответствующей европейским стандартам, но чаще применяющаяся в высших учебных заведениях и колледжах. Кредитно – рейтинговая система оценивания могла бы подойти для школ, если бы не иная система обучения, которая отличается от системы вузовского образования. Безусловно, такая система оценивания, как и традиционная, подходит для оценки предметов многостороннего плана. Говоря о результатах совершенствования традиционной системы оценки, кредитно-рейтинговая система оценивания более точно отражает границы оценок, от «отлично» до «неудовлетворительно», выражающихся в баллах от 100 до 0 и буквах от A до F. Исходя из того, что учитель должен проводить контроль по всем видам речевой деятельности, одновременно, контролировать отдельные результаты по каждому заданию, кредитно –рейтинговая система оценивания не высоко эффективна для урока иностранного языка, но может быть частично применена к шкале оценивания результатов.

Таким образом, актуальность и современность выше перечисленных систем оценивания низко снижается, что порождает необходимость использования иной системы оценивания результатов учащихся, удобной не только для учителя, но и для учащихся, особенно, если речь идет об уроке иностранного языка.

Пассов Е.И. в своем пособии для учителей «Урок иностранного языка» пишет, что, в основу норм оценки успехов учащихся положен коммуникативный подход: оценивается уровень владения тем или иным видом речевой деятельности в зависимости от того, насколько этот уровень позволяет решать коммуникативные задачи, осуществлять общение. Автор приводит только три примера:

  1. Аудирование: оценка «4» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом учащиеся поняли содержание услышанного, за исключением подробностей, не влияющих на понимание содержания в целом;

  2. Говорение: оценка «3» ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывание учащихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче, хотя мысли выражены с отклонениями от языковых норм, не мешающими, однако. Понять цель и содержания сказанного;

  3. Чтение: оценка «2» ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена – учащиеся не поняли содержание прочитанного текста в объеме, предусмотренные заданием, а чтение не соответствовало программным требованиям данного класса [2, 203].

Из выше сказанного можно сделать вывод, что ранее и до сих пор оценивание проходит по традиционной системе. Далее Пассов Е.И. приводит пример карты дифференцированного контроля. Карта хорошо отражает объекты контроля, но с моей точки зрения не достаточно эффективна для объективного оценивания результатов учебной деятельности учащихся. (Табл.1)

Объекты контроля

Фамилии учащихся

Говорение

Аудирование

Чтение

Письмо

Умение задавать вопрос

Умение отвечать на вопрос

Умение вести односторонний диалог -расспрос

Умение вести двусторонний диалог-расспрос

Описание

Сообщение

пересказ

Характеристика

Знакомого материала (речь учителя)

Знакомого материала (ТСО)

Незнакомого материала (речь учителя)

Незнакомого материала (ТСО)

Умение переспрашивать

С общим охватом содержания

С полным пониманием

Скорость чтения

Использование словаря

Догадка

Орфография

Скорость письма

Оформление письма зарубежному другу

         

Для учителей молодого поколения, такая система оценки пришлась бы не совсем правильной. Поэтому вопрос оценивания видов речевой деятельности, до сих пор является наиболее уязвимым и открытым для обсуждения, что вызывает много сомнений, затруднений и споров. Исходя из всех критерий, которым должна соответствовать оценка, умение справедливо и честно оценить результат учебной деятельности удается не всем учителям.

Наиболее актуальным на сегодняшний день, в сфере оценивания видов речевой деятельности учащихся, является рубрика набирания баллов, по которой в конечном результате, учителя могут сделать вывод и поставить справедливую оценку учащемуся. Рубрики набирания баллов – это схемы описательного характера, разработанные учителями или другими оценщиками для проведения анализа результатов и процессов деятельности учащихся. [3, 64]. Данные рубрики обычно используются тогда, когда требуется оценка качества знаний учащихся при условии большого спектра учебных предметов и заданий. В нашем случае, это достаточное количество видов речевой деятельности: говорение, чтение, письмо и понимание речи на слух, которые нужно в отдельности оценить и проверить. Таким образом, рубрика набирания баллов может стать незаменимым инструментом при оценивании видов речевой деятельности учащихся. Рубрика набирания баллов – это всего одна из альтернатив доступных для оценки студентов.

Если шкала набирания баллов является подходящей техникой для оценивания результатов учебной деятельности учащихся, то в свою очередь, она зависит от цели оценивания. Шкала набирания баллов обеспечивает процесс оценивания, по крайней мере, двумя преимуществами. Во-первых, шкала поддерживает анализ достигнутых результатов, в соответствии с заданными критериями. И во-вторых, шкала обеспечивает учащихся обратной связью, которая обеспечивает совершенствование знаний, умений и навыков.

Сьюзан Брукхарт, в своей книге «Искусство и наука классного оценивания: Упущенная часть педагогической науки» различает аналитическую, целостную, общую рубрику и рубрику, направленную на специфику заданий.

На начальных этапах разработки целостной рубрики набирания баллов, учитель должен определить критерии оценки. Например, два фактора, которые могут быть учтены при оценке письменного образца, это правильность использования грамматических структур и убедительность аргументации. Аналитическая шкала набирания баллов предусматривает проверку лишь одного, из выше - названных критериев.

Выбор использования аналитической шкалы оценивания, не исключает возможности фактора целостности. Целостное суждение может быть встроено в аналитическую шкалу оценивания, как одна из категорий. Трудность этого подхода заключается в невозможности избежать частичного совпадения между критериями, установленными для целостного оценивания и другими оценочными факторами. Когда одна из целей оценки заключается в её присвоении, это частичное совпадение должно быть тщательно рассмотрено и проконтролировано. Учителю следует определить, если это частичное совпадение имеет место в критерии, обращая на это больше внимание, чем предполагалось первоначально. Другими словами, учитель должен быть предельно осторожен, во избежание случайного наказания учащегося за несущественную ошибку.

Шкалы набирания баллов, могут быть разработаны для оценки определенного задания или более широкого спектра заданий. Если целью курса является развитие и совершенствование навыков устного общения, то шкалы общего спектра могут быть использованы для оценивания каждого из устных презентаций. Данный подход позволит учащимся использовать знания, которые они приобрели, выступая в последний раз, таким образом, сравнивая свои результаты и улучшая их.

Если каждая устная презентация фокусируется на разных исторических событиях, при этом цель оценки заключается в оценивании знаний студента по определенному событию, общая рубрика набирания баллов может показаться не достаточно адекватной. Для того что бы оценить фактические и концептуальные знания учащихся данных событий, необходимо разработать рубрику для оценивания отдельных заданий. Рубрика набирания баллов, направленная на специфику задания, позволяет оценить результат по каждому из заданий. [3, 69]

Таким образом, рубрика набирания баллов может быть разработана таким образом, что может содержать как компоненты общей рубрики, так и компоненты рубрики направленной на специфику задания. Если цель оценки заключается в оценивании умений устной презентации и их знаний по историческому событию, в таком случае может использоваться аналитическая рубрика, в составе которой имеются выше перечисленные компоненты. Учитель может варьировать рубрики, в соответствии с целью оценки, а также проектировать их, используя специфику каждой из рубрик. Основная цель заключается в том, что бы спроектировать рубрику удобную не только для самого учителя, но и для учащихся, как и говорилось выше.

Первым шагом, в разработке рубрики является определение качеств, которые отражаются в работе учащихся. Выявленные качества будут представлять собой верхние уровни критерий оценки для шкалы оценивания. Решение может быть получено путем оценивания, через использование аналитической или целостной шкалы оценивания. Если спроектирована аналитическая шкала оценивания, то каждый критерий рассматривается отдельно, как описание различных уровней. Этот процесс имеет результат в каждой описательной схеме оценивания для каждого его фактора. Для целостной рубрики оценивания, критерии оценки рассматриваются через разработку каждого уровня шкалы оценивания, результатом чего, является одна описательная схема набирания баллов. После определения критериев оценки для верхних уровней, учитель должен принять во внимание определение критериев для нижних уровней шкалы оценивания. Какой вид деятельности предполагает очень ограниченное понимание концепций, которые находятся на уровне оценивания? Контраст между верхними и нижними уровнями позволяют установить подходящие критерии для среднего уровня. Таким образом, данный подход приведет к трехуровневой шкале оценивания.

Если есть желание выделить больше различий, следует провести сравнительный анализ критериев определенных для каждого из уровней. Контраст между тремя уровнями, предполагает установку новых критериев образующих дополнительный уровень, размещающийся между тремя главными уровнями. Сравнительный анализ может проходить до тех пор, пока не достигнется достаточное количество уровней или не исчезнут различия в критериях. Если значимые различия между категориями отсутствуют, нет необходимости, создавать дополнительные категории оценки. [4, 27]. Лучше иметь несколько значимых категорий оценки, чем иметь много категорий, которые трудно или невозможно отличить.

Каждая категория оценки должна быть определена в соответствии с описаниями работы, нежели суждений о данной работе. [4, 28]. Например «Работа студента не содержит ошибок» является более предпочтительным примером, нежели «Работа студента выполнена хорошо». Фраза «хорошо» все еще требует от оценщика принять решение, в то время как фраза «не содержит ошибок» является количественной, по отношению к оценке.

Исходя, из выше описанной инструкции составления рубрики набирания баллов, спроектируем рубрику оценивания для одного из видов речевой деятельности, направленную на специфику задания.

Evaluation of writing skill

Type of a task

Criteria

Score

Total score

Total score for writing

1

Write an essay

Describe a picture, scheme, graphic

Write a letter or message

Write your opinion about….

Content

10

50

30+20+50=100 points

2

Grammar

10

3

Vocabulary

10

4

Coherence

10

5

Accuracy

10

6

Fill in the gaps

0-1 mistake

20

20

2-3 mistake

15

4-5 mistake

10

6-more mistake

5

7

Close test (10 questions)

Each correct answer cost 3 points

 

30

Из данной таблицы, можно увидеть, задания, которые так или иначе направлены на совершенствование умения письма. Данная рубрика набирания баллов одна из альтернатив оценивания такого вида речевой деятельности, как, письмо. Каждый учитель может использовать данную рубрику, или спроектировать свою, в соответствии с потребностями оценивания.

Используя данную рубрику оценивания, учитель легко сможет подсчитать баллы и поставить соответствующую оценку. В связи с тем, что в школах до сих пор используется традиционная система оценивания, учитель может поставить оценку в соответствии со следующей таблицей:

Баллы

Традиционная оценка

100-90

Отлично (5)

89- 79

Хорошо (4)

78- 50

Удовлетворительно (3)

49-0

Неудовлетворительно (2)

Задания, такого рода как, написать эссе, описать картинку, схему или график, написать письмо или сообщение, написать свое мнение, оцениваются согласно таким критериям как, содержание, лексика, грамматика, логичность и правильность. По каждому из критериев учащийся может набрать от 1 до 10 баллов и при максимальном соблюдении критериев оценивания в сумме 50 баллов за одно задание. Если учитель проводил все задания, либо только некоторые из них, баллы, полученные за каждое выполненное задание, прибавляются и делятся на количество сделанных заданий. Поэтому, если учащийся не достаточно хорошо сделал одно из заданий, у него есть возможность повысить свои баллы, выполнив отлично следующую работу.

Следующий тип задания «Заполните пропуски» имеет иные критерии оценивания, это - количество ошибок сделанных при выполнении задания. При количестве ошибок 0-1 учащийся получает 20 баллов, 2-3 ошибки оцениваются в 15 баллов, 4-5 ошибок – 10 баллов, 6 ошибок и больше оцениваются в 5 баллов и меньше.

Последнее задание, которое может быть направлено на совершенствование письма – это тест, без вариантов ответа. При выполнении теста, стоимость одного правильного ответа будет зависеть от количества вопросов. В нашем случае – это 10 вопросов, где каждый правильный ответ стоит 3 балла, и при максимально правильной работе учащийся имеет возможность получить в сумме 30 баллов.

Возможно, покажется, что данный вид шкалы оценивания усложнен математическим высчитыванием баллов. Но после того, как учитель попробует использовать подобную шкалу, у него не возникнет трудностей. Преимуществом данной рубрики является то, что подсчитав баллы, учителю не придется думать насколько плохо или хорошо учащийся выполнил работу, таким образом, учитель сможет объективно оценить работу учащихся. К тому же, если у учащихся возникнут вопросы по оцениванию их знаний, учитель сможет предоставить рубрику для каждого из учащихся, но конечно не стоит забывать о том, что учащиеся должны быть заранее оповещены о такой системе оценивания результатов. Подобные рубрики необходимо, также составить и для оценивания других видов речевой деятельности, что бы быть объективным в выставлении итоговой оценки.

Подводя итог, можно утверждать о том, что оценивание – до сих пор открытый вопрос для обсуждения. Учителя и преподаватели могут использовать различные знания, умения и навыки, при построении шкалы оценивания результатов учащихся, но обращая внимание на то, что иностранный язык – предмет специфический, где, основной целью при обучении, является овладение учащимися коммуникативной компетенцией. И оценка в связи с этим, должна быть непосредственно направлена на оценивание видов речевой деятельности. Шкалы могут быть разными, но их эффективность зависит от того, насколько серьезно учитель подойдет к её составлению, какие подходы, приемы и методы будет использовать, для того что бы сделать шкалу удобной, и доступной для понимания учащихся.

Библиография:

  1. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. Москва. Филоматис. 2004 г.

  2. Пассов Е.И. Урок иностранного языка. Москва. Просвещение. 1998 г.

  3. С.М. Брукхарт. Искусство и наука классного оценивания: Упущенная часть педагогической науки. Вашингтон. 1999 г

  4. С.М. Брукхарт. Как спроектировать и использовать шкалу оценивания. Вашингтон. 2013 г.

Просмотров работы: 3129