УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБУЧЕНИИ ИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБУЧЕНИИ ИЯ

Мамлина А.А. 1
1Евразийский Национальный Университет им. Л.Н. Гумилева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изучение иностранного языка в наше время имеет немаловажную значимость и ставит перед собой цель развития на уровне мирового сообщества. Без иностранного языка в эпоху технологического прогресса и расширения международных связей трудно существовать в ногу со временем. В особенности это касается английского языка, который является языком межнационального общения, политики, культуры, средств массовой информации, дипломатии, информационных технологий и других сфер современной жизни. В таких условиях вопрос овладения иностранным языком становится наиболее острым и актуальным. Качество знаний, получаемых при изучении иностранного языка, целиком и полностью зависит от затраченного времени и от правильной организации учебного процесса. Система знаний, навыков и умений, необходимых для овладения иностранным языком, должна быть четко очерчена, а также основана на принципах государственного стандарта.

Содержание образования определяется нормативными государственными документами и обусловлено экономическими и социальными требованиями, общественными потребностями, уровнем развития науки и техники, задачами и целями воспитания, возможностями учащихся, наличием материально-учебной базы, соответствием международным и национальным стандартам.

В Казахстане процесс и содержание обучения на этапе среднего образования базируются на следующих нормативных документах: учебные программы, учебные планы и учебно-методическая литература. Учебная программа выступает на уровне учебного предмета, в нашем случае – иностранного языка.

Учебная программа определяется как «созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.» [1, 216]

Таким образом, учебная программа в целом является тактическим планом изучения дисциплины, направленным на определенные цели и задачи обучения. Программа отражает четкий круг положений и вопросов, последовательность и методичность изучения тем, организацию времени в условиях изучаемого предмета. Программу составляют квалифицированные специалисты, учитываются принципы дидактики обучения, возрастные, индивидуальные, психологические особенности учеников.

Современное образование немыслимо без должного качества, без учета потребностей современной личности, современного общества и государства в целом. Перечисленные условия реализуются на уровне образовательных учреждений, фиксируются и растолковываются в образовательной (учебной) программе. Учебная программа непременно должна соответствовать компонентам государственных образовательных стандартов, обязательному минимуму содержания образования.

Под стандартом образования понимается «система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала» [2, 123].

Тем самым образовательный стандарт гарантирует учащимся обретение образовательных основ и минимумов, вне зависимости профиля, уровня, ориентированности учебного заведения. В нашей стране программа составляется на основе Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан, в соответствии с заявленными требованиями, методическими указаниями.

С помощью учебных программ осуществляется возможность реализации требований, как государственного стандарта образования, так и приоритетов образовательной системы и программы в целом.

Как уже было упомянуто, составление и подготовка программ по учебному предмету – огромная кропотливая работа компетентных деятелей образования, специалистов различных сфер знания: «специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое для эффективного усвоения знаний, умений и навыков.» [3, 99].

Каждая грамотно разработанная программа является достойным примером достижений в педагогической науке, а также отражает годами накопленный опыт лучших представителей той или иной области знаний.

Несмотря на существующие требования и стандарты, учебные программы время от времени также подвергаются значительным изменениям, совершенствуются, всячески улучшаются в соответствии с социальным заказом, образовательными потребностями людей, дабы отвечать запросам современности и научному прогрессу. Такие модификации позволяют повысить уровень программы, ее содержания, материала, технических средств, и так далее.

В числе принципов построения учебных программ можно назвать: согласованность с активами современной науки, инноваций и культуры; соответствие целям общества по воспитанию и развитию учащихся, поддержке их творческого потенциала; сообразности изученного с изучаемым материалом, согласованность между учебными дисциплинами в рамках их естественной взаимозависимости.

Исследователями и методологами выделяются следующие функции учебной программы: описательная, регулирующая (организационно-методическая), идейно-мировоззренческая.

По С.П. Максимюку, учебные программы должны, во-первых, обладать высоким научным уровнем с учетом достижений научно-технического прогресса, иметь воспитательный потенциал; подбор учебного материала должен осуществляться на основе фундаментальных положений современной науки, необходимо группировать его вокруг ведущих идей и научных теорий, программы не должны содержать слишком сложного или второстепенного материала, немаловажна реализация межпредметных связей и идей взаимосвязи науки, практики и производства.

В учебные программы добавляют объяснительные записки, раскрывающие основные задачи преподавания предмета, особенности организации и методов учебной деятельности, формы связи классной и внеклассной работы, содержание практических и лабораторных занятий, систему выработки умений и навыков как результат преподавания предмета.

Фицула М.М. дает следующую характеристику системе изложения содержания учебного материала в учебной программе:

а) линейная – последовательность материала от наиболее простого к сложному;

б) спиральная – непрерывное расширение и углубление знаний по определенной проблеме;

в) концентрическая – повторное изучение определенных разделов и тем для более глубокого понимания сущности явлений и процессов;

г) смешанная - комбинация различных систем изложения содержания учебного материала.

О значимости учебных программ как средства обучения пишут Гальскова и Никитенко. Учебная программа относится к одному из основных средств обучения. Программа рассматривается в качестве одного из материальных средств обучения, призванного учитывать специфику иностранного языка как учебного предмета и отражать уровень развития методической науки.

Поскольку программа «материализует» цели обучения, конечный результат и содержание обучения предмету, от ее качества в значительной мере зависит качество, как других средств обучения, так и учебно-воспитательного процесса в целом. Содержание и структура данного документа призваны воплощать все новые дидактико-методические тенденции, поэтому в нем должны находить отражение основные позитивные изменения, которые происходят в системе образования в области иностранных языков.

Особую роль программа по предмету играет в условиях многообразия форм и возможностей изучения языков и альтернативности учебных пособий и методических концепций. Эта роль состоит в том, что в условиях вариативности обучающих средств и реального права их выбора учителем, программа (ее целевые и содержательные аспекты) может быть надежным критерием отбора учебников и учебно-методических комплектов, их объективной оценки с точки зрения соответствия, либо несоответствия государственным требованиям к уровню языковой подготовки учащихся. Именно программа выступает в качестве действенного средства, объединяющего и направляющего усилия всех заинтересованных лиц в качественном преподавании ИЯ.

Различают программы «закрытого» и «открытого» типа. «Закрытая» программа ориентирует учителя на достижение практического результата, рассматривает ученика в качестве объекта педагогических усилий со стороны учителя; предназначается для управления деятельностью учителя, а ученик с его потребностями, мотивами и интересами в программе практически отсутствует; отражает содержательную сторону обучения и не затрагивает ее процессуальную сторону: методы обучения и способы усвоения языка; разрабатывается исключительно работниками министерства и других управленческих органов с привлечением отдельных специалистов, представляющих, как правило, одну методическую школу. [6, 23]

Действовавшие до 90-х годов XX века программы можно отнести к документам именно такого рода. В 90-х годах вводится в обиход понятие «открытая» программа.

«Открытая» программа ориентирована как на учителя, так и на ученика — важного субъекта процесса обучения; разрабатывается представителями разных учреждений и общественности, причастных к педагогической сфере; соотносится по своей структуре со структурой учебной деятельности по предмету и отражает различные ее стороны и уровни; обеспечивает учителю самостоятельность в выборе учебных материалов и конкретных действий по достижению обучающих и развивающих задач; обеспечивает гибкое управление учебным процессом и может быть адаптирована к конкретным условиям обучения без ущерба для ее основных психолого-педагогических и методических положений. [6, 48]

Таким образом, понятие «открытая» программа в полной мере соотносится с личностно ориентированной идеологией образования в области иностранных языков.

В любом варианте современная программа по ИЯ – это эскизная модель системы обучения предмету, включающая в себя такие составляющие ее элементы, как: цели обучения; учащихся с их личностными потребностями и интересами; учителя; содержание обучения предмету, которое направлено на достижение выдвинутых целей; определенную заданность системы коммуникативно-познавательных действий учащихся и обеспечение управления этими действиями для достижения планируемого результата обучения и для овладения предлагаемым содержанием; внешние условия, в которых организуется коммуникативно-познавательная деятельность учащихся – межкультурная коммуникация, в том числе взаимодействие учителя и учащихся друг с другом.

Разные программы объединяют в систему, прежде всего, общую нацеленность на развитие у обучающегося черт вторичной языковой личности, а также необходимость учитывать особенности современного процесса обучения, вытекающие из объективных закономерностей усвоения учащимися ИЯ и потребностей образовательной политики. Это положение отражает еще одну отличительную черту современных программ по ИЯ – направленность на личность обучающегося, на реальные практические нужды в изучении учащимися языка как средства социального взаимодействия в условиях межкультурного общения, на их актуальные потребности и интересы. Содержание обучения в программе должно соответствовать возрастным особенностям школьников, приобщать к культуре их сверстников в стране изучаемого языка, стимулировать развитие социальных и эмоциональных сфер личности.

Среди видов учебных программ выделяют «примерную (типовую) учебную программу», «авторскую программу» и «рабочую программу учебного курса».

Примерная (типовая) учебная программа – документ, который детально раскрывает обязательные компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. В нашей стране такая программа рекомендуется Министерством образования и науки Республики Казахстан и носит рекомендательный характер.

Типовая учебная программа – это «учебный документ, разрабатываемый на основе государственного общеобязательного стандарта образования, который определяет содержание, объем и порядок изучения дисциплины обязательного компонента типового учебного плана, отражает круг основных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для освоения, рекомендуемую литературу и утверждается уполномоченным органом Республики Казахстан в области образования» [7]

Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ учебных курсов и дисциплин. Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании учебного курса, предмета, дисциплины. Примерная программа определяет инвариантную часть учебного курса, предмета, дисциплины, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины.

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ГОСО к условиям и результату образования обучающихся определенной ступени образования по конкретному предмету учебного плана. Рабочая программа является компонентом основных образовательных программ, средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов, элективных, факультативных, дополнительных образовательных курсов обучающихся.

«Рабочая программа является локальным и индивидуальным документом образовательного учреждения. Она показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственного стандарта» [7] Это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора, составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них.

Таким образом, рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине.

Авторская программа – это «документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины» [8] Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.

Авторские учебные программы также могут иметь иную логическую структуру построения учебной дисциплины, авторскую точку зрения на изучаемые явления и процессы, собственные подходы к изучению тех или иных теорий. Подобного рода программы должны иметь внешние рецензии (от специалистов в данной области, педагогов, психологов, методистов). Такие программы в основном используются в преподавании курсов по выбору.

Авторская учебная программа – это результат педагогического творчества автора или коллектива авторов, который должен удовлетворять критериям новизны и педагогической ценности. Она создается на основе государственного образовательного стандарта, определяющего содержание образования учебного предмета. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания, поэтому, прежде всего, она должна отвечать общеобразовательным стандартам. Органы управления образованием в ходе проведения апробации и экспертизы могут прийти к заключению о соответствии или несоответствии авторской программы предъявляемым к ней требованиям и вынести решение о возможности или недопустимости ее использования в учебном процессе. Ограничение образовательного учреждения в праве на разработку авторских учебных программ или лишение ее этого права в компетенцию органов управления образования не входит.

Процесс разработки авторской методической системы занимает довольно длительный период времени. Педагогический процесс, ориентированный на развитие личности, предполагает реализацию учителем физической культуры индивидуальной творческой модели педагогической деятельности, требующей внесения авторского начала в целеполагание, отбор и конструирование содержания обучения. В содержании авторской программы должен быть представлен собственный личностный опыт учителя в построении методической системы, реализующей индивидуальный стиль его деятельности.

Учебные программы являются наиболее динамичными документами, способными подвергаться различным модификациям. Однако они смогут успешно выполнить свои функции, если их содержание непрерывно и с определенным опережением адаптировать к изменяющимся требованиям соответствующей отрасли хозяйства. В связи с этим такие прогностические задачи, как опыт тенденций в изменениях характера, объектов и труда специалистов, а также изучение перспектив развития той или иной конкретной области науки и техники решают не эпизодически, а непрерывно, систематично, вследствие непрерывных изменений указанных объектов прогностического исследования.

Примерная (типовая) программа выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую. [10, 98]

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

В соответствии с Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 ноября 2009 года № 514 «Об утверждении методической рекомендации по разработке и оформлению типовых учебных программ дисциплин специальностей высшего и послевузовского образования» типовые учебные программы дисциплин рассматриваются на заседании Республиканского Учебно-методического совета; типовая учебная программа утверждается уполномоченным органом Республики Казахстан в области образования; на основе типовых учебных программ разрабатываются рабочие учебные программы дисциплин, а также разрабатываются и издаются в установленном порядке соответствующие учебники и учебные пособия.

Типовая учебная программа разрабатывается вновь при введении нового государственного общеобязательного стандарта специальности и утрачивает свою силу с введением новой типовой учебной программы.

Что касается рабочей учебной программы, то ее цель – планирование, организация и управление учебным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи учебной рабочей программы - конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучаемых.

Требования к содержанию учебной рабочей программы [11, 83]

1) соответствие современному уровню развития науки;

2) четкое определение места, роли и задач учебной дисциплины (курса, факультатива);

3) реализация принципов системного подхода в отборе программного материала;

4) единство и логическая преемственность элементов содержания программы;

5) учет межпредметных связей, обеспечивающих «состыковку» программы;

6) конкретность определения требований к приобретаемым обучающимися знаниям и умениям;

7) рациональный выбор форм организации процесса обучения с учетом специфики учебной дисциплины;

8) мотивированная дозировка разделов и тем программного материала с учетом возраста обучаемых.

Разработка рабочих программ и планирование учебной деятельности, безусловно, является одной из наиболее сложных задач, стоящих перед учителями. Педагоги должны уметь не только анализировать различные факты и ситуации, но и предвидеть, планировать их развитие, что предполагает наличие у учителей достаточно высокого уровня профессионального мастерства.

Вследствие этого, особенно у начинающего педагога, может возникнуть убеждение, что подобных сложностей лучше вообще избегать и использовать уже существующие программы (типовые или разработанные другими авторами). Однако подобная позиция, исключающая личность педагога из процесса проектирования и программирования курса, существенно ограничивает его возможности в профессиональном росте и отрицательно сказывается на качестве образования. Если педагог использует уже существующие программы, не перерабатывая и не адаптируя их к особенностям учебного процесса, то он выступает в роли исполнителя чужого проекта, который механически репродуцирует готовые положения. Как правило, в результате этого у обучающихся, да и у самого педагога, не формируется целостного представления об изучаемом курсе, теме. В результате дальнейшей работы учителя осознание целостности курса если и приходит, то только после нескольких обучающих циклов, то есть формируется эмпирически, «методом проб и ошибок».

Ниже предлагается алгоритм [10, 128], позволяющий учителю самостоятельно разрабатывать учебные программы и включающий несколько последовательных и взаимосвязанных этапов.

Первый этап. Первый этап заключается в создании плана курса на весь период его изучения. Авторские или рабочие типовые программы должны основываться на сквозном принципе построения, то есть предусматривать определенное распределение элементов содержания курса не на один год, а поступательно, с начала и до его завершения. Этот этап включает несколько подэтапов:

1. Создание программы учебного курса начинается с формулирования ее целей. При этом должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей.

2. Определение задач, решение которых предполагается при изучении всего курса. Они разбиваются на две группы - задачи, связанные с содержанием предмета, и задачи, ориентированные на развитие способов деятельности обучающихся. Первая группа задач отражает требования к тому, что должны знать обучающиеся в результате изучения курса; вторая группа задач соотносится с требованиями к формированию общеучебных и специальных умений и навыков.

3. Прогнозирование результатов, которые должны быть достигнуты по завершении изучения курса. Как и задачи, результаты деятельности распределяются на группы по содержанию и по способу работы.

4. Распределение содержания учебного материала по годам обучения. На данном этапе важно продумать и соотнести объем изучаемого материала, последовательность его изложения и время на его изучение. В процессе этой работы необходимо определить результаты обучения по итогам каждого учебного года.

5. Определение методик или технологий обучения, которые предлагается использовать при проведении курса. При этом важно учитывать возрастные особенности учащихся, а также положения образовательной программы школы.

6. Разработка содержания и формы проведения итогового и рубежного контроля, определение его периодичности.

Второй этап. На втором этапе планирования составляется годичный план обучения. Эта работа выполняется на основе тех же принципов, что и составление плана всего курса. Однако предметом планирования на втором этапе является не весь курс, а объем материала, изучаемый в течение одного учебного года.

Третий этап. После завершения работы по планированию учебного курса на год необходимо провести календарно-тематическое планирование.

Данная последовательность конструирования рабочей программы не является каким-либо нормативным документом, а выполняет функцию методических рекомендаций. При этом разработчик может оперировать предложенным маршрутом по своему усмотрению или выбрать свой путь. Однако в любом случае результатом работы в данном направлении должна стать полноценная и эффективная учебная программа.

Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ устанавливаются локальным актом образовательного учреждения. В соответствии с локальным актом образовательного учреждения, порядок рассмотрения Рабочей программы может быть, например, таковым: вначале она рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол), затем, при условии ее соответствия установленным требованиям, согласуется с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждается руководителем образовательного учреждения. После утверждения руководителем образовательного учреждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.

Набор образовательных программ определяет облик школы и является основой различных образовательных маршрутов для учащихся в условиях конкретного образовательного учреждения. На различных ступенях образования возможны варианты образовательных программ по одному и тому же учебному предмету, которые отличаются своим предназначением. Учебная программа, представляющая информацию о предмете (курсе, дисциплине, факультативе) в концентрированном виде, является одним из источников оценки качества педагогической деятельности специалиста в области образования.

В настоящее время в образовательных учреждениях используются типовые учебные программы по предметам, которые утверждаются Министерством образования РК и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления педагогами учебных рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых информационных технологий.

Учебная рабочая программа - «визитная карточка» дисциплины (предмета, курса, факультатива), являющаяся своеобразным путеводителем, в первую очередь, для заказчиков данных образовательных услуг - учащихся и их родителей.

На основе опытно-экспериментальной работы, а также во время реального учебного процесса нужно выработать предложения по совершенствованию имеющихся квалификационных характеристик, учебных планов и учебных программ, учитывающих дальнейшем в разработке новых вариантов этой учебно-программной документации.

Учебный предмет должен быть адекватным отражением соответствующей науки, причем на современном уровне ее развития. В содержание программ и пособий рекомендуется включать нечто такое, что, с одной стороны, позволило бы сделать учебный материал настолько привлекательным, чтобы он проникал не только в голову, но и в душу учащегося, с другой стороны, формировать у школьника постоянную познавательную активность, которая проявлялась бы в его встречном движении к учебному материалу. Современный учебник должен выполнять функцию не информатора, а собеседника, организатора самостоятельной работы ученика.

Учебные программы и соответствующие им учебные пособия непременно должны планировать реализацию и контроль единства обучения и воспитания. В современной дидактической концепции, построенной на идеях модернизации образования, усиливается воспитательная функция. Необходимо обеспечить освоение и усвоение учебной информации, т. е. осознание учащимся личностного смысла, формирование личностно значимого, ценностного отношения к конкретному учебному содержанию.

Литература

  1. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978

  2. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин и др. – М., 2006., с. 230

  3. Лихачев, Б.Г. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / Б.Г. Лихачев — М.: Прометей, 1992

  4. Максимюк С.П. Педагогіка: Навчальний посібник. К.: Кондор, 2009

  5. Фіцула М.М. Педагогіка: Навчальний посібник для студентів вищих педагогічних закладів освіти. - К.: Видавничий центр "Академія", 2002

  6. Гальскова Н. Д., Никитенко 3. Н.. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс,2004. — 240 с., 2004 - перейти к содержанию учебника

  7. Закон Республики Казахстан «Об образовании», ГК РК 08-2004, ГОСО 5.03.001-2004

  8. Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25

  9. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 ноября 2009 года № 514 «Об утверждении методической рекомендации по разработке и оформлению типовых учебных программ дисциплин специальностей высшего и послевузовского образования»

  10. Гоник, И. Л. Рабочая программа учебной дисциплины: разработка и оформление: учеб. пособие / А. В. Фетисов, В. Н. Подлеснов, Е. Р. Андросюк, О. Д. Косов, О. А. Мартынова, А. М. Варфоломеева. – Волгоград: ВолгГТУ, 2010. – 128 с.

  11. Скок Г.Б., Лыгина Н.И., Колесникова Н.И., Низовских Е.В. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учеб. пособие для преподавателей. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999. - 83 с.

Просмотров работы: 3466