КРЕАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

КРЕАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Адилбекова А.А. 1
1Евразийский национальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Обучение иностранному языку в школе преследует цель комплексной реализации воспитательных, образовательных и развивающих задач. В процессе обучения учащиеся овладевают основами говорения, аудирования, письма, основными видами речевой деятельности. Креативный (творческий) подход к обучению иностранному языку обеспечивает овладение этими основами и повышение мотивированного интереса к изучению иностранного языка. Словарь русского языка С.И. Ожегова объясняет слово «творческий» так: «… созидательный, создающий что-то новое, оригинальное».

По мнению отечественных и зарубежных авторов необходимо обеспечивать креативный подход в обучении, который подразумевает четыре основных аспекта: креативный процесс, креативный продукт, креативную личность и креативную среду. Креативный процесс предполагает создание психологической защищенности учащихся эмоционально-благополучной атмосферы, которая ведет к реализации творческих проектов, способствует развитию интеллектуальной, эмоциональной и речевой деятельности учащихся, влияет на положительное эмоциональное состояние школьного коллектива и развивает инициативу и самостоятельность Творческие задания и виды работы способствуют снятию усталости, релаксации, помогают развитию речевой активности, способствует успешному усвоению лексико-грамматического материала - получению креативного продукта (достижения поставленных целей путем творческого подхода) и обогащению личности в целом. Задача учителя иностранного языка состоит в том, чтобы интерес учащихся к предмету, который наблюдается у них в начале обучения, был постоянным и устойчивым. Фактор интереса имеет большое значение для успешной реализации задач в обучении иностранному языку. Поэтому учителю важно воспитывать креативную личность, привлекая учащихся к участию в ролевой игре, в творческих проектах, инсценировках, конкурсах, викторинах, созданию творческих лабораторий: выпуск газет на ИЯ, альбомов по страноведению, клуба по переписке с носителями языка, изучению праздников, традиций, песен стран изучаемого языка. Все это способствует созданию особой креативной среды, когда учащиеся идут на урок с желанием, радость, интересом к открытию нового, созданного общими творческими усилиями, поскольку основными требованиями современного общества является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, развивать деятельность, характеризующуюся новизной. Креативность, способность к творчеству является важнейшей составляющей современного человека.

  1. Инновационные методы обучения ИЯ

На сегодня ясно одно: современные требования к уровню подготовки по иностранным языкам диктуют активный процесс внедрения вариативной системы требований в теорию и практику преподавания.

Инновационные образовательные проекты призваны реализовать современную образовательную парадигму, основным содержанием которой является индивидуализация и личностно-ориентированное образование, возрастание возможности творческой самореализации в образовательном процессе, синергия сотрудничества преподавателей и студентов.

Инновационность всегда была свойственна педагогической деятельности как важнейшая характеристика, отражающая процесс развития педагогической науки и практики. В современном образовании инновации приобретают всё более широкое распространение. Именно инновации сегодня призваны гармонизировать отношения в образовательном процессе, привести его результаты в соответствие с требованиями общества и индивидуальными потребностями человека, решить проблемы формирования социально полезной и успешной личности.

Инновация от английского innovation означает нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии школы по сравнению со сложившимися традициями и практикой.

  1.  
    1. Методы обучения ИЯ

Метод физического реагирования (Total-physical response)Еще один интересный метод называется методом физического реагирования. Основной его принцип: понять можно только то, что вы пропустили через себя, в буквальном смысле, «пощупали».

Занятия проходят в следующем ключе: обучаемый на первых стадиях обучения не говорит ни слова – ведь сначала он должен получить достаточное количество «пассивных» знаний. В течение первых уроков обучающийся постоянно слушает иностранную речь, он что-то читает, но при этом не говорит ни одного слова на изучаемом языке. Затем в процессе обучения наступает период, когда он уже должен реагировать на услышанное или прочитанное – но реагировать только действием.

Сначала изучаются слова, обозначающие физическое движение. Например, когда изучают слово «встать», все встают, «сесть» - садятся, и т.п. Хороший эффект достигается за счет того, что всю получаемую информацию человек пропускает через себя.

Немаловажно также то, что в процессе изучения языка по данному методу студенты общаются (прямо или косвенно) не только с преподавателем, но и между собой.

Этот метод отлично подходит для интровертов – людей, предпочитающих слушать, а не говорить.

Коммуникативный метод. На сегодняшний день это самый популярный метод изучения иностранных языков – после уже описанного традиционного. Для начала 70-х он стал настоящим прорывом, потому что основная цель данного метода – научить человека взаимодействовать с другими людьми на изучаемом языке, что подразумевает все формы общения: речь, письмо (как чтение, так и навыки написания текстов), умение слушать и понимать сказанное собеседником. Этого проще всего достичь, обучая человека в естественных условиях - естественных, прежде всего, с точки зрения здравого смысла. Например, вопрос преподавателя «Что это?» с указанием на стул, может считаться естественным только в том случае, если преподаватель на самом деле не знает, что же это такое и т.д.

Современный коммуникативный метод представляет сочетание многих способов обучения иностранным языкам. На сегодняшний день это вершина эволюционной пирамиды различных образовательных методик.

Коммуникативный метод подходит большинству людей, позволяет быстрее и более осознанно выучить иностранный язык. Именно этот метод использует в своей работе Школа иностранных языков ITEC.

Аудиолингвистический метод (Audio-lingual method)В некотором смысле, этот метод построен на зубрежке. На начальном этапе обучения обучаемый многократно повторяет услышанную вслед за преподавателем фразу. И как только произношение достигнет нужного уровня, ученику разрешается вставлять некоторые фразы от себя, но дальнейшая работа сводится к тому же принципу – услышал-воспроизвел. Данный метод хорошо подходит людям с выраженным аудиальным восприятием.

Метод молчания (Silent way)Согласно методики под названием «Метод молчания», (он появился в 60-х годах), знание языка изначально заложено в самом человеке, и самое главное - не мешать учащемуся и не навязывать точку зрения преподавателя.

Следуя данной методике, преподаватель не говорит ни слова на изучаемом языке, чтобы не сбивать у обучаемых их субъективное восприятие языка.

При обучении произношению преподаватель пользуется цветными таблицами, на которых каждый цвет или символ обозначает определенный звук, и так презентует новые слова. Например, чтобы «сказать» слово «pencil» - «карандаш», вам нужно сначала показать квадратик, обозначающий звук «p», затем - квадратик, обозначающий звук «e» и т.п..

Таким образом, знание языка формируется на уровне системы условных взаимодействий, вплоть до подсознания, что иногда дает блестящие результаты.

  1.  
    1. Коммуникативный метод

В методике двух последних десятилетий вряд ли встретиться более частое слово, чем «коммуникативный». Коммуникативный значит устный, речевой. Использование коммуникативной методики — необходимость, продиктованная закономерностями современного обучения. Иноязычная коммуникация базируется на теории речевой деятельности. Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством "речевой деятельности", которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях "социального взаимодействия" общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка. Одним из главных аспектов в обучении иностранному языку является развитие коммуникативной компетенции учащихся, а креативные формы обучения иностранному языку являются наиболее эффективным средством её развития.

Коммуникативный метод направлен на одновременное развитие основных языковых навыков (устной и письменной речи, грамматики, чтения и восприятия на слух или аудирования) в процессе живого, непринужденного общения. Научить студента общаться на чужом языке - вот главная задача преподавателя. Лексика, грамматические структуры, выражения чужого языка преподносятся студенту в контексте реальной, эмоционально окрашенной ситуации, которая способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала.Коммуникативный метод предполагает разрушение психологического барьера между учителем и учеником. А когда люди перестают чувствовать "дистанцию" между собой и преподавателем, когда им интересно, весело и приятно с ним общаться - им проще начать разговаривать на чужом языке.Многочисленные игровые элементы в преподавании вносят оживление в занятия, поддерживают положительный эмоциональный настрой студентов, усиливают их мотивацию. Работа "в парах", "в тройках", участие в дискуссиях на интересующие студентов темы - все это позволяет учителю учесть индивидуальные особенности студентов, сделать занятия творческими и увлекательными, и в то же время дает преподавателю возможность незаметно для студентов осуществлять полный контроль над процессом обучения. Именно такой метод даёт максимальный результат и поднимает уровень знания языка, ведь знание хотя бы одного иностранного языка крайне востребовано в наше время.

  1.  
    1. Метод драматизации

Когда у студентов накоплен определенный запас знаний языка, возникает возможность дать им выход посредством драматизации. Использование драматической литературы на занятиях при обучении иностранному языку может быть ценным методом, поскольку оно способствует увеличения словарного запаса ученика, улучшения их произношения и применению языка при общении в реальных ситуациях. Особенно ценной в драматизации является креативность, которая развивается у студентов, развивая их таланты. Таким образом превращается в урок английского, все вовлечены в постановку пьесы, а не изучения языка, через драматизацию английский язык становится живым опытом общения.

Одним из наиболее популярных видов учебных игр является драматизация. Она предоставляет учебным занятием реализма и интереса, направлена ​​на развитие сотрудничества и единства в учебной группе и, примененная в разумных пределах, имеет значительную эффективность.Термин "драматизация" используется американскими педагогами как общее понятие для обозначения всех форм импровизированных пьес, которые используются как учебно-воспитательные средства на всех уровнях обучения от детского сада до колледжа. Сюда относятся драматическая игра, драматизация рассказа, импровизированная работа в пантомиме, теневые пьесы, пьесы с куклами и марионетками, все виды неподготовленного драмы Исследователи отмечают, что применение таких методов учебной работы является более характерным для практических потоков. На академических используются методы, обеспечивающие более глубокое и системное усвоение знаний.

Исследователи отмечают, что применение таких методов учебной работы является более характерным для практических потоков. На академических используются методы, обеспечивающие более глубокое и системное усвоение знаний.Назначение драматизации американские педагоги видят в том что она есть:• средством эмоционализации учебного материала и учебного процесса:• развлечением; терапией; искусством;• средством выражения социального опыта;• средством или формой творческого мышления;• средством борьбы с детской преступностью.Доказывая, что драматизация является средством развития творческого мышления, Р.Стрикленд (США) пишет, что "драматизация эпизода или проведения длительных игр помогает детям организовать свое мышление, видеть взаимосвязи, закреплять новую лексику и вносить представление в жизнь, отображаемого детьми" . Далее, рассуждая о драматизации как о средстве борьбы с детской преступностью, Стрикленд продолжает: "Ребенок, у которого развиты живые творческие интересы, редко осуществляет антисоциальные поступки, но попадает в беду в связи с недостаточной самостоятельностью".

Используется драматизация и в различных типах британских школ. Ее применение характерно прежде всего при преподавании гуманитарных дисциплин. Это одна из наиболее распространенных форм групповой работы. Рассмотрим основные этапы осуществления метода, разработанные британскими педагогами.Первая степень драматизации - импровизация и чтение диалогов. В средних и старших классах учащиеся готовят к постановке пьесы (в основном Шекспира) или сцены из пьес; отрабатывают движения, жесты, интонации.Вторая степень - разыгрывание сцен, которое происходит сначала попарно, по трое, потом роли распределяются среди групп учащихся. Группы проводят репетиции в течение ряда уроков под непосредственным руководством учителя.Третья степень - представление происходит на сцене в актовом зале. Учитель принимает участие в спектакле как рассказчик, который связывает вместе отдельные сцены.На уроках истории драматизируются диалоги или произведения исторического содержания. Положительным аспектом метода является осуществление межпредметных связей по литературе, истории, предметов эстетического цикла, физики, труда и т.д..Наконец отметим, что некоторые педагоги предостерегают от злоупотребления методом драматизации, в частности, при изучении истории: он может повредить серьезному анализу исторических событий. К тому же существует не так много исторических пьес, написанных специально для школьных спектаклей. Более полезными были бы постановки пьес, написанных самими учащимися, но такая работа требует слишком много времени.

  1. Практическое применение коммуникативного метода обучения иностранному языку

Урок 1.

Тема: “When you have time to spare…” «Когда у тебя есть свободное время…»

Цель урока: формирование лексических навыков.

Сопутствующая задача: формирование произносительных и орфографических навыков.

Используемый материал: учебник английского языка для учащихся 10 класса “Snowball English” , автор Л.Г. Денисова, С.М. Мезенина, стр. 105.

Оснащение урока: стенд с новой лексикой урока, плакаты с изображением различных хобби, учебник.

Новый лексический материал:

Amateur arts – самодеятельность Folk crafts – народные ремесла

Steadily – постоянно Hobby clubs – клубы по интересам

Wide range – широкое разнообразие

Health promotion – укрепление здоровья

Environmental protection – защита окружающей среды

To get acquainted – знакомится To vary – изменятся

To sponsor – субсидировать To charge – платить, вносить плату

Admittance fee – вступительный взнос

Membership fee – членский взнос Purchase – покупка

Gear – оснащение

The all Russia society of stamp collectors – Всероссийское общество филателистов

Adult – взрослый Virtually – фактически

Annual – ежегодный Local branch – местное отделение

Winter swimming club – клуб любителей зимнего плавания

To dare – осмеливаться

Amateur song writer’s club – клуб авторской песни

To bring together – объединять Walk of life – гитара

Campfire – туристический костер

1. Приветствие. Речевая зарядка. (5 минут)

Good morning!

I am glad to see you!

What is it date today?

You all grown up yet, and you all so busy. I want ask you do you have time to spare?

How much time to spare do you have?

As for me I have not much time to spare, but when I have a little time to spare I very like to read, my favorite writer is Agate Christi.

What do you like to do when you have to spare time?

Please? Look at the blackboard, what are the hobbies represent on the pitchers?

What can you say about these hobbies? (Gardening, drawing, painting, to designing costume, to collecting stamps, coins, postcards, reading, playing football, playing computer game).

What can you say about these hobbies?

I think that we must take to pleasure in our hobby, do you agree whit me?

2. Семантизация новых лексических единиц. (10 минут)

Do you know anything about Hobby Clubs?

What is it?

What kind of hobby clubs do you know?

Before you answer this question, please look at the blackboard, and to read and translate the new words. After that please answer on my question.

What can you say about this clubs?

What do you know about Hobby Clubs in Russia?

3. Чтение и перевод текста. (15 минут)

Ok, you all know a lot of interesting things about different hobbies and hobby clubs, and now we have read the article about hobby clubs in Russia, but before we repeat and write new words.

Amateur arts – самодеятельность Folk crafts – народные ремесла

Steadily – постоянно Hobby clubs – клубы по интересам

Wide range – широкое разнообразие

Health promotion – укрепление здоровья

Environmental protection – защита окружающей среды

To get acquainted – знакомится To vary – изменятся

To sponsor – субсидировать To charge – платить, вносить плату

Admittance fee – вступительный взнос

Membership fee – членский взнос Purchase – покупка

Gear – оснащение

The all Russia society of stamp collectors – Всероссийское общество филателистов

Adult – взрослый Virtually – фактически

Annual – ежегодный Local branch – местное отделение

Winter swimming club – клуб любителей зимнего плавания

To dare – осмеливаться

Amateur song writer’s club – клуб авторской песни

To bring together – объединять Walk of life – гитара

Campfire – туристический костер

Чтение и перевод текста по учебнику стр. 109 – 110 учебник английского языка для учащихся 10 класса “Snowball English” , автор Л.Г. Денисова, С.М. Мезенина, текст “Hobby clubs in Russia”.

Sport, travel, collecting, amateur arts and folk crafts are most popular in Russia.

The popularity of hobby clubs is growing steadily.

There is a wide range of clubs all over the country. They specialize in tourism, books, health promotion, environmental protection, history, movies, drama ect. There are also clubs where young people as well as those who are over 30 can simply get acquainted. Club membership may very from a few individuals to several thousand. Hobby clubs usually sponsored by enterprises or cultural centers, can also be district, city or even nationwide. Some of them charge admittance fees. Some of them charge membership fees used for the purchase of all kinds of gear and equipment.

Thus, All – Russia Society of Stamp Collectors has a membership of about two million adult collectors and the same number of children. There is a stamp collector’s club in virtually every Russian city and town.

The Society uses the annual membership fees for publishing its own magazine and stamp catalogues, as well as for organization exhibitions. At their meeting members of local branches buy stamps, exchange collection and learn the latest news about stamp collecting.

As for winter swimming clubs, their members include thousand of people in different part of the country. The brave people who dare to swim in big ice holes are known as “walruses”. They often swim together with their families, infants including. Specialists claim that such “walruses” are less susceptible to colds, and their children develop much faster than other children.

The first amateur song writer’s clubs were step up over 30 years ago. They bring together poetry lovers, those who compose their own songs and sing them to the accompaniment f their guitars. Their members are people from all walks of life. In their free time they sing the songs the have written at parties, around the campfire in the woods, at cultural centers and even at stadiums.

4. Обсуждение текста. (7 минут)

What can you say about this story?

What can you say about stamp collector’s clubs, winter swimming clubs and other hobby clubs in Russia?

How do you think its clubs can be useful for our society? Why?

I think that our hobby can help us to meet new friends. Do you agree with me?

5. Домашние задание. Подведение итогов урока. (3 минуты)

And now we finish our lesson, at home you must to do ex. 3 -4 on the 114 page, on the last lesson you speak about your hobby, use the new words.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Выготский Л.С. Педагогическая психология. − М.: Педагогика-Пресс. 1999. – 536с.

2 Маслоу А. Мотивация и личность. Изд. 3-е − Изд-во: Питер. 2008. – 352 с.

3 Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. − М.: Педагогика 1977.

4 Рожков М.И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания.// Учебное пособие для ВУЗов. − М.: Владос-Пресс, 2004. -384с.

5 Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии. − М., 2010. − 23-184 с.

6 Кулибаева Д.Н. Методические основы управления образовательной системой школ международного типа. – Алматы. 2006. – 480с.

Просмотров работы: 7169