ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Пузынина А.И. 1, Сынкова Н.А. 1
1ГОУ СПО Киселёвский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Школьный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период происходит интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция к ухудшению здоровья школьников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить данную ситуацию.

В программе развития российского образования сегодня наиболее приоритетными являются задачи культивирования здорового образа жизни, направленные на оздоровление детей и подростков. Одним из средств их решения становится здоровьесберегающая педагогика, без которой педагогический процесс в современном образовательном учреждении немыслим.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года и Послании Президента РФ Федеральному собранию (2011 г.) говорится, что обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной культурой и культурой здоровья.

Сотрудники Института психолого-педагогических проблем детства Т.В. Волосовец и Б.Б. Егоров отмечают различные уровни актуальности данной проблемы:

- на социально-педагогическом уровне она определяется заказом общества на поиск условий сбережения здоровья детей и подростков;

- на научно-методическом уровне- связана с необходимостью разработки сущностных характеристик и основных стратегий развития здоровьесберегающей деятельности в адаптивно-развивающей среде образовательных учреждений;

- на нормативно-правовом уровнеобусловлена выполнением СанПин.

Теоретические представления о функциях движений в детском развитии и формировании здоровья ребенка сформулированы в трудах Е.А. Аркина, Н.А. Бернштейна, В.М. Бехтерева, А.В. Запорожца, и др.

На виду с глубокой проработанностью теоретических подходов в здоровьесберегающих технологиях к организации деятельности образовательных учреждений недостаточно широко представлены практические наработки форм физического воспитания школьников, что и послужило предпосылкой для данного исследования.

Физическое воспитание – педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель физического воспитания — разностороннее развитие личности человека, его физических качеств и способностей, формирование двигательных навыков и умений, укрепление здоровья.

Основные используемые средства: физические упражнения, использование естественных сил природы (солнечная энергия, воздушная и водная среды), соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, бытовой и т. п.). Знание закономерностей влияния физических упражнений на организм и научная методика их выполнения помогают достичь цели физического воспитания.

Естественные силы природы выступают средствами закаливания организма. Соблюдение условий гигиены необходимо для сохранения здоровья и физического совершенствования. Осуществляется физическое воспитание по трем направлениям: общая физическая, профессиональная физическая и спортивная подготовка.

Я. А. Коменский одним из первых предложил включать физическую подготовку в программы обучения и увязывать ее с уроками по другим предметам. Теорию физического воспитания также развивали Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, И. К. Гутс-Мутс и др.

Педагогические теории нового воспитания и свободного воспитания рассматривали физическое воспитание как составную часть прогрессивного школьного образования. В России научные основы физического воспитания были разработаны в последней четверти XIX века (Н. И. Пирогов, И. М. Сеченов и др.). Популяризации идей физического воспитания в семье и школе способствовали работы врачей Е. М. Дементьева и Е. А. Покровского. Особенно важную роль в развитии отечественного физического воспитания сыграл П. Ф. Лесгафт, который ввел понятие «физическое образование». В своих трудах «Семейное воспитание» (1884), «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888—1901) и других Лесгафт утверждал, что главная цель воспитания – гармоническое развитие ребенка, под которым он понимал правильное сочетание умственных и физических сил, их неразрывную связь и активное включение в деятельность человека при ведущей роли его сознания.

Физическое воспитание определяется как целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма: стимулирование и регулирова­ние их развития посредством нормированных функциональных нагрузок, свя­занных с двигательной деятельностью (физическими упражнениями), а так­же путем оптимизации индивидуального и рационального использования при­родных условий внешней среды [5].

Физическое воспитание направлено на формирование двигательных на­выков и физических качеств человека, совокупность которых в решающей ме­ре определяет его физическую работоспособность.

Физическое воспитание представляет собой процесс решения опреде­ленных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагоги­ческого процесса - направленная роль педагога-специалиста, организация дея­тельности в соответствии с педагогическими принципами и т. д., либо осуще­ствляется в процессе самовоспитания.

Физическое воспитание- что процесс, являющийся составной частью общего воспитания личности, направленный на развитие и саморазвитие фи­зической культуры человека [3].

Теоретические основы физического воспитания разработаны в фундаментальных трудах П.Ф. Лесгафта. Вопросы физического воспитания глубоко проанализированы в работах В.К. Бальсевича, В.М. Волкова, В.В. Кузина, Л.И. Лубышевой, Л.П. Матвеева, М.Я. Набатниковой, А.Д. Новикова, Н.И. Пономарева, В.Н. Столярова, В.П. Филина и др.

В контексте педагогической науки различные аспекты проблемы физи­ческого воспитания учащихся изучали М.Я. Виленский, Ю.А. Виноградов, Т.В. Воликова, А.Г. Калашников, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов

и др.

Педагогические подходы к реализации некоторых положений психоло­го-педагогических теорий развивающего и личностно-ориентированного обучения в системе физического воспитания младших школьников нашли отражение в теоретических работах (В.К. Бальсевич, Л.Б. Кофман, В.В. Кузин, Л.И. Лубышева, В.Л. Лукьяненко, В.И. Лях, Г.Б. Мейксон и др.), сделаны пер­вые попытки их реализации на практике (С.П. Киршев, С.Д. Неверкович).

Имеется богатый научный фонд формирования здоровья и развития личности учащихся средствами физической культуры в Сибирском регионе (СВ. Барбашов, Э.М. Казин, В.П. Казначеев, Н.А. Склянова, О.Л. Трещева, Л.Г. Харитонова, А.Г. Щедрина и др.).

Функциифизического воспитания в общей системе воспитательно-образовательного процесса (К.Т. Лихачев):

- развивающаяфункция состоит в совершенствовании всех физических сущностных сил людей, включая мышечную и нервную системы, психические процессы; гибкость и стройность тела; способность ориентиро­ваться в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изме­няющимся условиям;

- воспитательнаяфункция направлена на укрепление вынос­ливости и закалки морального духа человека. Древние говорили: «В здоровом теле - здоровый дух». Занятия физической культурой должны быть органично связаны с высокими нравственными целями и благородными стремлениями. В этом случае закаленная воля, твердость и решительность характера будут спо­собствовать активному труду и здоровому отдыху;

- образовательнаяфункция заключается в том, чтобы ознако­мить людей с теорией и историей физической культуры, ее значением в жизни личности; разнообразными видами физкультуры и спорта как средствами удовлетворения физических и духовно-эстетических потребностей;

- оздоровительно-гигиеническаяфункция обусловлена тем, что в современных условиях жизни у многих людей, в связи с дефици­том активного действия, развивается гиподинамия, снижается сопротивляе­мость организма. Поэтому для каждого человека необходимы: ежедневная за­рядка, ритмическая гимнастика, проведение физкультурных пауз на уроках. Прогул­ки в лес, пешие или лыжные походы, катание на коньках, спортивные игры приводят организм в движение, создают хорошую основу для борьбы с таки­ми вредными привычками, как курение, безделье, беспорядочный просмотр телепередач. Тем самым физкультура и спорт выполняют и общекультурную функцию, организуют и заполняют свободное время полезными и увлека­тельными занятиями [8].

Цельфизического воспитания и образования - формирование созна­тельного и активного деятеля физической культуры, организующего здоровый образ жизни сообразно меняющимся ситуациям. Реализация этой цели позво­ляет решать проблему оздоровления нации, создание здорового образа жизни.

Задачифизического воспитания принято рассматривать в системе образо­вательных, развивающих, воспитательных и оздоровительных функций.

Образовательные задачи:

1. Сформировать способность к овладению основами знаний в области физической культуры и способами их применения в целях физического со­вершенства.

2. Сформировать у детей и молодежи целостное представление о физи­ческой культуре как элементе общей культуры человека.

3. Способствовать осознанию значимости систематических занятий физ­культурой и спортом для достижения физического совершенства.

4. Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта.

5. Знакомство со специальными знаниями, двигательными умениями и навыками, необходимыми для управления своими действиями в самых разно­образных условиях жизнедеятельности.

Воспитательные задачи:

1. Развивать потребность в здоровом образе жизни, физическом совер­шенствовании, практическом участии в двигательной деятельности как обяза­тельном элементе здорового образа жизни; потребность в двигательном само­выражении.

2. Развивать целеустремленность, смелость, выносливость, решитель­ность, ловкость, гибкость, способность к сотрудничеству, моральные, интел­лектуальные, нравственные качества в моторной и когнитивной сферах дея­тельности.

3. Сформировать негативное отношение к вредным привычкам (алкого­лю, табакокурению, наркомании).

4. Формировать потребность и умения самостоятельно заниматься физи­ческими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, трениров­ки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

5. Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности, развитию ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потреб­ностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, формированию гуманистических отношений, приобретение опыта общения.

Развивающие задачи:

1. Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физиче­скому развитию и повышению работоспособности организма (осанка, пропор­циональность костной системы и мускулатуры, укрепление сердечно­сосудистой и дыхательной систем, подготовка организма к увеличенным на­грузкам и напряжениям, повышение устойчивости к неблагоприятным влия­ниям внешней среды).

2. Формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, обучение новым видам движений и сообщение связанных с этим знаний.

3. Развитие основных двигательных качеств - силы, быстроты, ловкости, выносливости - на уровне, оптимальном для данного пола и возраста, повы­шение мышечной силы.

4. Творческое усвоение способов двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, обеспечение двигательных уме­ний и навыков, необходимых в труде, военном деле, а также в целях самоза­щиты в экстремальных ситуациях.

5. Развивать способности, облегчающие овладение новыми формами движений, оптимальными для данного пола и возраста.

6. Формировать умения и навыки прикладного характера.

7. Обеспечить развитие физических качеств и координационных способ­ностей.

Оздоровительные задачи:

1. Содействовать укреплению здоровья, разностороннему и оптимально­му развитию физических способностей, формированию и развитию двигатель­ных навыков, снятию утомления и повышению физической и умственной ра­ботоспособности.

2. Развивать и укреплять органы дыхания и сердечно-сосудистой систе­мы, способствующие улучшению обмена веществ и повышению жизнедея­тельности организма.

3. Предупреждать и осуществлять коррекцию функциональных отклоне­ний в отдельных органах и системах организма.

4. Сформировать способность к закаливанию организма, развитию гигие­нических навыков, привычки повседневно заботиться о своем здоровье и др.

5. Осуществить формирование грамотного отношения к своему телу, со­действующего развитию волевых и моральных качеств, необходимости укреп­ления здоровья и самосовершенствования.

6. Привить ребенку навыки здорового образа жизни: обеспечить закали­вание, выработку привычек и потребности к самостоятельным занятиям физи­ческой культурой в целях повышения функционального уровня органов и сис­тем, ослабленных болезнью, повышения физической и умственной работоспо­собности, иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средства борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболевания­ми и наличием очагов хронической инфекции; обучение рациональному дыха­нию, формированию правильной осанки, при необходимости ее коррекции.

Задачи физического образования и воспитания конкретизируются в за­висимости от возрастных особенностейучащихся. Физиологами и методи­стами в области физического воспитания и образования обоснованы и сфор­мулированы задачи, решение которых требует последовательности и поэтап­ности в организации воспитательно-образовательного процесса.

Задачами физического воспитания учащихся 1-4-х классов являются:

- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия;

содействие гармоничному физическому развитию; выработка устойчивости к

неблагоприятным условиям внешней среды;

- овладение основами движения;

- развитие координационных и кондиционных способностей;

- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

- выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и ин­вентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнения­ми, подвижными играми, использование их в свободное время на основе фор­мирования интересов к определенным видам двигательной активности и выяв­ление предрасположенности к тем или иным видам спорта;

- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физиче­ских упражнений;

- содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности; активизация и совершен­ствование основных психических процессов на основе овладения знаниями и двигательными навыками и умениями;

- расширение двигательного опыта учащихся посредством изменения и усложнения пространственно-временных и динамических параметров базовых двигательных действий и освоения новых движений различной координаци­онной сложности; обучение учащихся групповому взаимодействию, развитие его посредством игр и соревнований;

- освоение основ знаний и умений, связанных с профилактикой здоро­вья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движений.

Задачи физического воспитания и образования можно рассматривать и в контексте его основных направлений, среди которых можно выделить сле­дующие.

Физическая подготовкапредполагает создание условий для за­нятий физкультурой: выполнение регулярных упражнений для различных групп мышц, суставов и связок; обеспечение определенной нагрузки, трени­рующей те физиологические системы, которые обеспечивают движения (ды­хательную, сердечно-сосудистую и др.).

Трудовая деятельностьшкольников дает возможность решать задачи физического развития личности. В основе трудовой деятельности школьников лежит их физическая активность. Труд, организованный педаго­гически грамотно, способствует физическому развитию школьников.

Нравственный аспектзанятия физической культурой и спортом позволяет решать задачи нравственного развития личности. Так, коллективные (групповые) виды спортивной деятельности оказывают влияние на все психо­логические структуры личности: нравственное сознание, нравственные чувст­ва, привычки и поведение в целом. Нравственные представления(понятия, взгляды, суждения, оценки) и убеждения формируются, скорее, не путем тео­ретических рассуждений, а в реальной практической деятельности - во взаи­модействии спортсменов формируются прежде всего такие нравственные ка­чества, как сотрудничество, взаимопомощь, ответственность. Общение с друзьями по команде и соперниками дает возможность спортсмену пережить свое отношение к действительности, к людям, к своему собственному положе­нию. Задача учителя - побуждать учащихся в проявлении смелости, решительности, чувства собственного достоинства, помочь в преодолении трудно­стей (и объективного, и субъективного плана), эмоционального напряжения, возможно, болевых ощущений.

Этнокультурныйаспект физического воспитания и образования. Посредством спорта становится возможным познание культуры других стран и народов: европейской - футбол, фехтование, бокс и т. п.; американской -регби, бейсбол и т. п.; восточные боевые искусства - каратэ, ушу, сумо, джиу-джицу и другие оздоровительные методики, а также познание родной культу­ры - русский рукопашный бой, городки, хоккей с мячом и др. Занятие спортом и участие в соревнованиях позволяют почувствовать общность интересов, со­перничать только на стадионе, демонстрируя физическое совершенство.

Гражданскийаспект физического воспитания. Физическое развитие человека предполагает такой уровень здоровья, силы, выносливости и т. д., ко­торые позволяют ему проявлять достаточно высокий уровень работоспособно­сти, выдерживать нагрузки, проявлять волевые усилия в достижении постав­ленных целей, преодолевать препятствия, проявлять энергичность, инициа­тивность, уверенность в себе, а значит, и решать задачи, вытекающие из его гражданского самосознания. Таким образом, физическая подготовка человека обусловливает его поступки и деятельность в целом.

Эстетическийаспект физического воспитания реализуется при ус­ловии понимания учителем (тренером) эстетической сущности каждого вида спорта. На этом основании он может реализовывать эстетический потенциал занятий физической культурой и решать задачи физического и эстетического развития личности. В решении этих задач используются средства эстетическо­го воспитания - все виды искусства, в которых находит отражение красота че­ловеческого тела, его движений - живопись, скульптура, балет, танец, ритми­ка, пластика и тех, где представлена спортивная тема, а также - раскрытие этих идей на занятиях физкультурой и спортом, помогая воспитанникам по­стигнуть их эстетическую сторону.

В практике современной школы выделяются – валеологический (здоровьесберегающий) и интеллектуальныйаспекты физиче­ского воспитания.

Таким образом,физическое воспитание обусловливает целостное разви­тие личности, является важнейшим звеном. Как отмечают педагоги, занимаясь относительно небольшим кругом физических упражнений, можно создать предпосылки по оказанию положительного влияния на многие другие виды деятельности. Физическое развитие проявляется как условие для разносторон­него и целостного развития учащихся [13].

Основные принципыфизического воспитания и образования, зафик­сированные в программном документе «Государственный образо­вательный стандарт»:

1. Демократизациявоспитательно-образовательного процесса проявля­ется в преодолении единообразия форм физического воспитания, в изменении сути педагогических отношений, в переходе от подчинения к сотрудничеству, в обеспечении всем школьникам доступа к ценностям физической культуры.

2. Гуманизациявоспитательно-образовательного процесса направлена на соответствие средств, методов обучения и воспитания возможностям каж­дого ребенка, его интересам и склонностям.

3. Совместная развивающая деятельностьдетей и взрослых, впро­цессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным стремлением достижения высоких результатов в обучении и воспитании.

4. Сочетание деятельностного и личностногоподходов, заключаю­щееся в том, что ученик овладевает способами использования богатств, накоп­ленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования. Эти подходы диктуют необходимость использования активных методов обу­чения и воспитания, учета личностных особенностей каждого школьника.

В общеобразовательной школе физическая культура является обяза­тельным учебным предметом, что отражено в государственных образова­тельных стандартах. Физическая культура рассматривается как такая область образования, которая закладывает основы физического и духовного развития личности.

В Государственном стандарте предмета «Физическая культура» его со­держание понимается как единство двух составных частей - ориентирующей детей и подростков в сфере физической культуры и деятельностной.

Первая составная часть призвана создать у детей целостное пред­ставление о физической культуре и культуре здоровья как элементах общей культуры. Вторая составная часть направляет процесс физического воспи­тания на творческое усвоение способов собственно двигательной, физкультур­но-оздоровительной и спортивной деятельности,также на умение применять их при решении оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.

Как и любой другой учебный предмет, содержание предмета «Физиче­ская культура» предполагает базовую и вариативнуючасти.

Базовыйкомпонент содержания физической культуры включает основные блоки: а) знания; б) способы двигательной деятельности; в) способы физкультур­но-оздоровительной деятельности; г) способы спортивной деятельности.

Этот компонент позволяет обеспечить личности достижения оптималь­ного уровня физкультурного образования, физического развития, двигатель­ной подготовленности и состояния здоровья. Он является основой для накоп­ления и обогащения физического и духовного потенциалов общества, создает предпосылки для развития системы непрерывного физкультурного образования. На основе базового компонента можно определить степень сформированности здорового образа жизни, уровень физической культуры детей и молодежи.

Вариативныйкомпонент содержания предмета «Физическая культура» обусловлен необходимостью учета индивидуальных особенностей и способно­стей детей, региональных и национальных условий, специализацией учителя и интересов учащихся и возможностей общеобразовательного учреждения. Ма­териал по выбору учащихся и школы разрабатывает и определяет учитель.

Средствафизического воспитания - физические упражнения, виды спорта и спортивных дисциплин, использование естественных сил природы (солнце, воздух, вода), соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, быто­вой, режим, внешняя среда, отвечающая гигиеническим требованиям).

Физические упражнениястановятся основным средством воспитания личности, так как вовлекают школьников в двигательную деятельность. Физи­ческие упражнения - это специально организованные и практически осущест­вляемые двигательные действия в целях решения задач физического развития личности [13].

К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. На физическое развитие человека оказывают также влияние разнообразные движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, одевание и др.), безусловные рефлексы, массаж.

Полноценное решение задач физического воспитания достигается только при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм.

Гигиенические факторы (режим занятий, отдыха, сна и питания, гигиена помещения, площадки, одежды, обуви, физкультурного инвентаря и др.) повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм. Если упражнения проводятся в чистом, светлом помещении, то у детей возникают положительные эмоции, повышается работоспособность, облегчается освоение этих упражнений и развитие физических качеств.

Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют нормальной работе всех органов и систем. Например, доброкачественное и регулярное питание обеспечивает своевременную доставку всем органам необходимых питательных веществ, содействует нормальному росту и развитию ребенка, а также положительно влияет на деятельность пищеварительной системы и предупреждает ее заболевание. Нормальный сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение предупреждает возникновение заболеваний глаз (близорукость и др.) и создает наиболее благоприятные условия для ориентировки детей в пространстве. Чистота помещения, физкультурного оборудования, инвентаря, игрушек, атрибутов, а также одежды, обуви, тела детей служит профилактикой заболеваний. Соблюдение режима дня приучает детей к организованности, дисциплинированности.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре. В результате упражняется терморегулирующий аппарат и организм человека приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания. Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения ее кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.

Физические упражнения — специфическое средство физического воспитания, используемое для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому физические упражнения широко применяются в разные периоды жизни человека.

Танцевальные упражнения, сопровождаемые музыкой, способствуют формированию навыков правильной осанки, развитию физических качеств (ловкость, быстрота, глазомер и др.), а также ритмичности, плавности, непринужденности, выразительности движений, вызывают положительные эмоции.

Особенность физического воспитания и образования - воздействие на организм человека, происходит в процессе двигательной деятельности. Двига­тельная активность школьников выступает ведущим условием физического развития и совершенствования личности. Физиологи определяют движение как важный естественный стимул .жизнедеятельности организма, трени­ровку различных его органов и систем (А.Г. Хрипкова). Благодаря движе­ниям, повышается общий жизненный тонус, возрастает работоспособность, человек лучше переносит нагрузки, он более устойчив к болезням. Благодаря движениям, развивается способность организма изменять при необходимости уровень обменных процессов, накапливать «про запас» энергию. Всё это бла­гоприятно сказывается на общем состоянии, самочувствии, внешнем виде и возможностях человека - силе, ловкости, подвижности, выносливости. Именно поэтому достаточное количество движений совершенно необходимо для нор­мального развития и здоровья личности в любом возрасте, но особенно в тот момент, когда организм растет. Благодаря движениям, возрастает жизненная емкость легких, увеличивается окружность и подвижность грудной клетки, полноценно развивается сердечно-сосудистая система. Наблюдаются положи­тельные изменения в центральной нервной системе, под влиянием физической нагрузки уменьшается раздражительность, повышаются сила и выносливость организма. Однако движение требует определенного энергетического обеспе­чения и согласованной работы различных органов и систем, причем наиболее оптимальными являются только те движения, которые с физиологической и психологической точек зрения организованы грамотно и последовательно.

В спортивной педагогике физические упражнения представляют собой:

естественные движения, непосредственно взятые из жизненной практики (бег, лазания, плавание, ходьба);

видоизмененные для обеспечения специального воздействия (бег с высоко поднятыми коленями, с препятствиями, с мячом);

абстрактные движения, не имеющие образца в труде или быту, придуманные в практике физического воспитания (аэробика, бодифлекс; игро­вые - футбол, баскетбол и т. д.) [13].

Формы и методы физического воспитания и образования

Организация и проведение работы по физическому воспитанию и обра­зованию предполагает использование разнообразных формучебно-познавательной и двигательной деятельности.

Современная система физического воспитания и образования предпола­гает многообразные формы работы:

♦ учебная работа -урок и факультативные занятия;

♦ внеурочные формы работы -секции, спартакиады, встречи со спортом, со спортсменами и участниками международных соревнований, об­разовательные беседы об истории спорта, видеофильмы о выдающихся спорт­сменах;

♦ внеклассные формыв режиме учебного дня (кружки, секции общей физической подготовки, спортивные секции);

♦ общешкольные мероприятия(массовые формы работы) - спортив­ные соревнования, праздники, слёты, туристические походы, игры на местности);

♦ система самостоятельных форм занятий учащихся по интересам;

♦ система домашних занятий;

♦ физкультурно-оздоровительная работа - упражнения, рефлексо­терапия, гимнастика для предупреждения нарушения зрения, средства психо­логической разгрузки и восстановления, гимнастика до занятий, физкультми­нутки на уроках, подвижные перемены, спортчасы в группах продленного дня, физкультпаузы во время приготовления домашних заданий, подвижные игры, эстафеты, спортивные игры, комплексы упражнений, предупреждающие умственное и физическое утомление школьников, средства физической и психиче­ской разгрузки;

♦ пропаганда физической культуры и спортасреди учащихся и ро­дителей в средствах массовой информации.

Урокфизической культуры в настоящее время остается ведущей фор­мой физического воспитания и образования, он является обязательным для по­сещения всеми учащимися. Содержание уроков физической культуры опреде­ляется в соответствии с программой по физическому воспитанию. На уроке осуществляется общефизическая и психологическая подготовка учащихся. Школьный урок, в отличие от тренировочного занятия, как правило, направлен па подтягивание отстающих сторон физической и технической подготовки учащихся. Учитель ставит задачу - развивать те или иные физические качества школьников до уровня средних показателей, но при этом не развивает его ве­дущих способностей и склонностей.

Массовые формыфизкультурной работы - спортивные соревнова­ния, праздники, дни здоровья и спорта (в школе и на стадионах, на природе). Задача - проверка физической подготовленности школьников; пропаганда здорового образа жизни и занятий физкультурой; полезного досуга. Эти фор­мы работы привлекают школьников своей зрелищностью, эмоциональной приподнятостью, праздничностью. Эти формы работы носят внеурочныйи внешкольныйхарактер.

К формам совместной работы с семьейможет быть отнесена ставшая уже традиционной «Мама, папа, я - спортивная семья».

В системе физического воспитания и образования используются все из­вестные в педагогической науке и практике методы- наглядные, словес­ные, практические; объяснительно-иллюстративные, проблемные, исследова­тельские, частично-поисковые. С их помощью становится возможной органи­зация двигательной деятельности, ее осмысление, выработка практических умений и навыков.

Одним из средств физического воспитания является использование здоровьесберегающих технологий.

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным - педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов (Данное определение предлагается Деркунской В.А. - кандидат педагогических наук) [14].

Здоровьесберегающие технологии в образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного школьного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей [10].

Цель здоровьесберегающих технологий в образовании применительно к детям и подросткам - обеспечение высокого уровня реального здоровья и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей школьнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья учителей и валеологическому просвещению родителей [6].

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

● организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

● психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

● учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся [11].

Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья [12].

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Современные здоровьесберегающие технологии представлены в таблице 1.

Таблица 1

Современные здоровьесберегающие технологии

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении.

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Фитбол

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. Организуется подгруппами по 8-10 человек

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Рекомендуется проводить с музыкальным сопровождением

Фитнес-данс

Не реже чем 1 раз в неделю по 30 мин.

Рекомендуется детям со слабым разви­тием становой мышечной силы (формирует «мышеч­ный корсет»), вы­нос­ливости, подвижности в различных суставах и других дви­гатель­ных способностей, т.е. решаются задачи об­щей физичес­кой подготовленности зани­мающихся. Рекомендуется проводить с музыкальным сопровождением

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Проблемно-игровые (упражнения на расслабления)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Коммуникатив-ные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

Биологическая обратная связь (БОС)

От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста

Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников

3. Коррекционные технологии

Арттерапия

Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы

Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин.

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Психогимнастика

1-2 раза в неделю по 25-30 мин.

Занятия проводятся по специальным методикам

Фонетическая ритмика

2 раза в неделю не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. 30 мин.

Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений

Наиболее значимыми являются здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании школьников [8].

Оздоровительные мероприятия, проводимые педагогами, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, повышение его работоспособности, формирование защитных способностей, то есть создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми, и включают разнообразные виды самомассажа (точечный массаж, массаж ушей и кистей рук), динамические разминки, подвижные игры, посещение бассейна, дозированную ходьбу (терренкур) и оздоровительный бег, дыхательные гимнастики и упражнения, гимнастику босиком и гимнастику в постели, обширное умывание, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, физкультурные минутки, игры-упражнения.

При разработке занятий инструктор физического воспитания обращает внимание на создание положительной в эмоциональном плане непринужденной обстановки; обязательно учитывает нагрузки и дозировку упражнений в каждой возрастной группе; продумывает обеспечение активности, самостоятельности и общественной безопасности детей. На занятиях широко используются игровые ситуации и приемы; для развития самооценки детей им предъявляются достигнутые результаты, они поощряются с целью укрепления веры в собственные силы [15].

Физкультурно-оздоровительное направление включает оздоровительную деятельность, спортивные занятия и активный отдых. Реализация данного направления осуществляется учителем физической культуры посредством разнообразных форм оздоровительной работы. С этой целью оборудуются спортивный и тренажерный залы, помещение для занятий ЛФК.

Руководителем физического воспитания разрабатывается ритмокомплекс «Ритмическая мозаика», включающий музыкально-ритмические композиции, ритмопластические упражнения, развивающие координацию движений и физические качества ребенка, восстанавливающие его работоспособность и эмоциональный тонус. Отдельные приемы физкультурно-оздоровительных технологий педагоги включают в структуру занятий и прогулок, режимных моментов и др.

Применяемые здоровьесберегающие технологии делятся на две группы: традиционные т.е. применяемые во всех дошкольных учреждениях, и не традиционные т.е. применяются редко или в некоторых учреждениях. К традиционным здоровьесберегающим технологиям относятся: подвижные игры, утренняя гимнастика, физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, физкультурное занятие, а к нетрадиционным: фитнес-данс, фитбол, стретчинг, релаксация, бассейн, точечный самомассаж, офтальмотренаж.

Планируя здоровьесберегающие технологии, выделяют:

  • формы работы

  • время проведения в режиме дня

  • возраст детей

  • особенности методики проведения

В работах Э.В. Працун, А.И. Фёдорова здоровьесберегающие технологии собраны в 3 группы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

  • Динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.).

  • Подвижные и спортивные игры.

  • Контрастная дорожка, тренажеры.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

  • Утренняя гимнастика.

  • Физкультурные занятия.

  • Точечный массаж.

  • Спортивные развлечения, праздники.

  • День здоровья.

  • СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная.

3. Технологии музыкального воздействия.

  • Музыкотерапия.

  • Сказкотерапия.

  • Библиотерапия.[18]

В структуру оздоровительных режимов каждой группы, вплетен спектр медико-восстановительных методик, приемов, способов:

  • мимические разминки

  • гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения)

  • пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции)

  • дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки)

  • точечный массаж

  • игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки [3].

Для взаимодействия с семьёй используются различные формы и методы:

  • родительские собрания «Чтобы ребенок рос здоровым»

  • анкетирование «Как мы укрепляем здоровье в своей семье»

  • совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья

  • консультации, рекомендации («Здоровье в порядке – спасибо зарядке»)

  • памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?»,

  • дни открытых дверей в обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы) [13].

Одной из малоизученных здоровьесберегающей технологий является флорбол.

Флорбол (хоккей в зале) - командная игра. Флорбол развивает нервно-двигательные качества человека, что особенно ценно в детском возрасте, укрепляет опорно-двигательный аппарат, развивает быстроту, ловкость, координацию движений, содействует правильному физическому развитию.

Флорбол - это международное название, присвоенное игре международной федерации флорбола (IFF), 12 апреля 1986 года в г. Хаксварна (Швеция). Эта игра имела много названий (в Швеции - "innebandy", в Финляндии " - salibandy", в США и Канаде - "floorhockey", а в некоторых европейских странах - "unihockey"), которые в переводе означают - игра в хоккей с мячом в закрытых помещениях. Слово "bandy" английское и означает - бить, бросать, посылать мяч вперед, назад.

Различные виды спорта могут иметь сходство или близкое родство друг с другом. Приведем несколько примеров таких видов спорта, которые имеют или могут иметь основу флорбола визуальную или фактическую. Большое сходство с флорболом обнаруживают виды спорта, пришедшие из Англии в конце прошлого столетия и позднее ставшие популярными в первую очередь в Норвегии, Финляндии, Швеции и СССР. Это зимние виды спорта - хоккей с мячом и широко распостраненный в Канаде, США, Швеции, Финляндии, Чехословакии, России, Англии - хоккей с шайбой. Из летних видов спорта следует отметить травяной хоккей, один из старейших видов спортивных игр, пришедший к нам с Востока из Индии, Пакистана и давно включенный в программу Олимпийских игр, (если травяной хоккей проводится в помещении, то его называют "indorhockey"). Визуально похожи на флорбол - крикет, хоккей на полу (полихокки), хоккей на роликовых коньках. В упомянутых видах спорта, основной частью снаряжения является клюшка.

Приверженцы флорбола и знатоки его истории не без основания утверждают, что свои современные черты эта игра приобрела в Америке и сенсационным фактом является то, что фактическое происхождение принадлежит - бейсболу. Современный официально регламентированный мяч для флорбола, (с 26 отверстиями, весом 23 грамма из пластмассы) пришел из США, где он использовался детьми и юношами, которые тренировались в национальном виде спорта - бейсбол. Идея изготовления пластмассовых клюшек (как пера, так и ручки) родилась на фабрике пластмассы в Лакевилле (штат Миниаполис, США). Хоккей на льду, имеющий большую популярность в США и Канаде, привлекает внимание молодого поколения, поэтому небольшая часть сотрудников фабрики «КОСОМ» - любителей хоккея на льду решили принять активное участие в усовершенствовании спортивного снаряжения. Они хотели, чтобы любители хоккея занимались им круглый год и не только на коньках, но и без коньков, а также без защитного снаряжения тела. В 1958 году была изготовлена цельная клюшка из пластмассы, которая получила высокую оценку любителей хоккея, а саму игру стали называть «КОСОМ - (хоккей на полу)». Вскоре тренеры, игроки и учителя физкультуры задались целью сделать этот вид спорта одним из активнейших, т. к. он подходил для большинства детей, независимо от пола и возраста и конституции тела благодаря снаряжению, выполненному из легкого пластмассового материала. "КОСОМ" (хоккей на полу) после его признания в США и Канаде стремительно развивается исключительно среди детей и юношества. Первоначально это была командная игра среди детей. Играли в закрытых помещениях легкими пластиковыми шайбами и пластиковыми клюшками. Эти клюшки напоминали хоккейные, но имели мягкое перо, которое можно было загибать под удобную руку.

В начале 1960 года наступает новый этап развития игры: образовалась организация под названием - Международная ассоциация по «Флорхоккею» для мальчиков и девочек (в г. Батлл - Грик штата Мичиган ). Здесь был проведен один из крупнейших турниров по «Флорхоккею» с целью популяризации игры и выполнения оздоровительной программы для детей. Через некоторое время такая же ассоциация была создана и в Канаде. В 1962 году состоялся первый чемпионат Латинской Америки по флорхоккею среди детей и юношей. Флорхоккей распостранялся в США и Канаде также быстро, как и баскетбол. Этим видом спорта занимаются до сих пор в США, Канаде и других странах. Можно считать, что из этой игры возник флорбол.

В 1968 году несколько шведских студентов, находясь на каникулах в Голландии, увидели в витринах магазинов пластмассовые клюшки. Они решили взять с собой несколько клюшек, шайб и мячей в Швецию, чтобы получше познакомиться со снаряжением. После проверки, когда стало ясно, что клюшки легкие и удобные, и молодежь поняла, что в будущем эта игра станет популярной, флорхоккей с шайбой и мячом стали культивировать в спортивных клубах, школах с целью тренировок и восстановления здоровья. После того как предварительное знакомство с флорхоккем прошло успешно, были установлены деловые связи с представителями «КОСОМ» в США: многие предприниматели стали импортировать пластмассовые клюшки разных сортов в Швецию, в первую очередь для спортсменов, занимающихся травяным хоккеем и хоккеем на льду. Растущая популярность хоккея, в который начали играть не только на льду, но и на асфальте, на различных площадках, в помещениях дала толчок предпринимателям для производства спортивной продукции, и в начале 70-х годов пластмассовая фирма в Вестерготланде стала изготовлять пластмассовые клюшки, а шведская фирма «ГУМюлек - хоккей» в 1971 году экспортировала спортивное снаряжение для хоккея в США. Мюлек - перо, которое производилось из смешанной пластмассы, выдерживало большую нагрузку и которое могло заменяться и закрепляться на специальной ручке клюшки, изготовленной из дерева, (а не отскакивающие мячи), помогало игрокам отрабатывать технику хоккея на льду.

Косом-клюшка и испанская векар-клюшка, или как их называли в простонародье, «резиновые шнурки», были мягкие и предназначались для детей или, в некоторых случаях, для игры в оздоровительный флорхоккей. Правила игры и названия (пластик-банди, софтбанди, флорбанди) часто менялись, играли чаще всего с малыми воротами и без вратарей.

Идея о создании официального общества любителей флорхоккея «витала в воздухе» давно, но не было энтузиаста, который мог бы возглавить общество в Швеции. В 1979 году были приняты первые попытки со стороны Андраса Ситрома включить секцию любителей флорхоккея в Шведское общество любителей хоккея с мячом, и получили отказ. Но настойчивость Андраса была вознаграждена, весной 1980 года судьба свела его с Кристером Густафссоном из г. Сала (имя Кристера Густафссона было известно в связи с созданием Шведского общества любителей хоккея для закрытых помещений -"SIBS"). Благодаря настойчивости Андраса и Кристера, которые сумели доказать в официальных кругах необходимость развития флорхоккея и создания федерации, этот вид спорта вступил в новую фазу развития. С целью ознакомления с флорхоккеем и его популяризации были организованы и проведены два чемпионата страны под руководством «SIBS» в 1980 и 1981 г.г., которые показали, что данная игра имеет будущее. Идею по созданию федерации поддержали председатель общества по хоккею на траве Бу Карлссон, преподаватели института физкультуры из г. Босем, руководители спортивных клубов, сельских клубов, учителя школ и 7 ноября 1981 года в г. Сале представители 17 объединений, большинство из области Вестманланда, создали федерацию под названием «иннебанди». Председателем временного правления федерации был выбран Кристер Густафссон. Сразу же после организационных работ была создана группа по разработке и принятию правил игры с целью создания основы безопасной игры и развития мастерства. По задумкам организаторов игра в флорбол должна была обладать высокой техникой, скоростью, быть свободной от грубости и жестокости. Впервые было разрешено играть клюшками с изогнутыми перьями и круглой ручкой, однако вратарю нельзя было пользоваться клюшкой. Благодаря хорошо налаженной шведской системе в спорте, а также продуманной и последовательной работе федерации иннебанди флорбол стал успешно развиваться.

1996 год стал годом триумфа шведского флорбола. С 11 по 18 мая в Швеции состоялся 1-й чемпионат мира среди 12 лучших мужских команд.

1-й чемпионат мира среди женщин в 1997 году, в котором участвовало 10 команд, проходил в г. Аланде (Финляндия) и принес победу шведским спортсменкам.

2-й чемпионат мира среди мужчин был проведен с 25 по 30 мая 1998 года в Чехии, где участвовали 14 стран.

2-й чемпионат мира среди женщин состоялся с 9 по 15 мая 1999 г. в г. Стокгольме (Швеция), где участвовали 13 команд.

3-й чемпионат мира среди мужчин состоялся с 14 по 21 мая 2000 г. в Норвегии (Осло), где участвовали 16 команд.

3-й чемпионат мира среди женщин проходил в г. Риге (Латвия).

Подводя итоги, можно с уверенностью утверждать, что становлением и дальнейшим развитием флорбола мы обязаны шведской федерации «иннебанди», и поэтому по праву родиной флорбола можно считать Швецию.

В Россию этот вид спорта попал в конце 80-х годов. Его привезли сюда из Скандинавии и стали развивать представители родственного вида спорта - русского хоккея (бенди). Имея давние футбольно-хоккейные традиции, грех было бы не культивировать такой дешевый (в смысле экипировки) и общедоступный вид спорта в нашей стране.

В России в 1991 году в Москве при Олимпийском комитете был создан центр по развитию флорбола. В 1992 г. создается объединенная Федерация флорбола и ринкбола (русский хоккей в хоккейной коробке) России (ОФФРР). В 1993 г. она вступает в Международную Федерацию Флорбола (IFF). В 1999 г. ОФФРР разделяется и образуется "Союз Флорбола России"(СФР).

Флорбол имеет серьезное развитие в регионах России: Нижегородская область (в чемпионате Нижнего Новгорода играет 50 мужских и 16 женских команд, серьезную поддержку развитию этой игры оказывает С.Кириенко); Архангельская область (очень сильный внутренний чемпионат, построенный на традициях русского хоккея, серьезную поддержку оказывает местное Законодательное Собрание, а капитаном чемпионов России архангельского "Помора" является председатель торгово-промышленного коммитета Е.Ухин); Омск (специализированная спортшкола, лично патронируемая Мэром города); Москва и Московская область (президентом московской федерации является старший брат прославленного хоккеиста Александра Рагулина Михаил, поддержку оказывает Вице-мэр Москвы В.Шанцев; на Всемирных юношеских Олимпийских играх 1998 г. в Москве был представлен и флорбол).

Интересны и правила игры: площадь игровой площадки 40x25 м, играют 5 полевых игроков и вратарь, время игры 3 или 2 периода по 15-20 мин. Вратарь играет без клюшки, в пределах площади у ворот. Он может использовать любую часть тела.

Со стороны это выглядит весело: разного возраста люди бегают по залу с «ажурными» клюшками, пытаясь завладеть маленьким дырявым мячиком, чтобы точно забить его в ворота. Картина похожа на хоккей, но миролюбиво: нет крепких ребят, никто никого не бьет, все находятся в хорошем настроении. И главное - в нее можно играть целыми семьями, ведь ни возрастных, ни половых ограничений нет.

Флорбо́л или хоккей в зале — командный вид спорта из семейства хоккеев. Играется в закрытых помещениях на твёрдом ровном полу пластиковым мячом, удары по которому наносятся специальной клюшкой. Цель игры: забить мяч в ворота соперника.

В игре принимают участие две команды. Целью является забить как можно больше голов в ворота соперников, не нарушив при этом правила игры. Встречи обычно проводятся в закрытом помещении на ровной поверхности. Контролировать мяч допускается только клюшкой, имеющейся у всех полевых игроков. Ногой допускается останавливать мяч, но не наносить удары по воротам и давать пасы.

Обычно игра длится по три периода по 20 минут, однако в детских и других соревнованиях количество периодов может сокращаться до двух, а время каждого периода - до 15 минут. Время игры считается "чистым", то есть отсчет времени останавливается во время остановок игры и запускается вновь после того, как игра возобновляется. Если матч, в котором обязательно должен быть определен победитель, завершается вничью, то назначается дополнительное время длительностью 10 минут. Если победителя не удается выявить и в дополнительное время, назначается серия штрафных бросков из пяти попыток с каждой стороны. Если и после этого сохраняется ничейный результат те же пять игроков от каждой из команд продолжают совершать по очереди броски (не обязательно в той же очередности), пока не будет достигнут положительный результат для одной из команд.

Каждой команде разрешается задействовать по 20 игроков. На площадке, однако, одновременно может присутствовать не более шести игроков одной команды, в том числе не более одного голкипера, надлежащим образом экипированного. По ходу игры допускается совершать неограниченное количество замен, проводимых без остановки игры.

Во флорболе выделяют следующие стандартные ситуации: розыгрыш спорного мяча, вводный удар, свободный удар и штрафной бросок.

Розыгрышем спорного мяча начинается матч и каждый из периодов. Также спорный мяч разыгрывается после забитых голов. Кроме этого розыгрыш спорного мяча назначается в ситуациях, когда игра была остановлена, но ни одна из команд не получила права для вводного удара. В случае начала периода или после забитого гола розыгрыш мяча производится в центральной точке. В остальных случаях — в ближайшем к месту остановке «кресте» (точке розыгрыша спорного мяча).

Вводный удар назначается в случае, если мяч покидает площадку. Вводный удар выполняется с точки, расположенной на расстоянии 1,5 метров от борта в месте выхода мяча за пределы площадки, но не за воображаемой линией ворот. Ввод мяча в игру производится исключительно клюшкой.

Свободный удар назначается в случае определённых нарушений правил. Свободный удар обычно назначается с точки, где произошло нарушение правил. Исключением является случай, когда нарушение произошло за воображаемой линией ворот или ближе. В этом случае свободный удар выполняется с ближайшей точки розыгрыша спорного мяча. Также мяч выносится на расстояние 3,5 метров от вратарской зоны, если нарушение произошло на расстоянии меньше, чем 3,5 метра от вратарской зоны. Выполняющий свободный удар игрок не должен касаться мяча после удара до тех пор, пока его не коснётся какой-либо другой игрок.

Штрафной бросок назначается в случае, когда голевая ситуация прервана нарушением, ведущим в обычной ситуации к назначению свободного удара или удалению. Нарушение в штрафной площади не ведёт автоматически к назначению штрафного броска[8]. Во время исполнения штрафного броска все игроки, за исключением исполняющего бросок и вратаря противника, должны находиться в своей зоне замен. Вратарь должен находиться на линии своих ворот. Штрафной бросок исполняется из центральной точки. Исполняющий его игрок может неограниченное число раз касаться мяча, но ему разрешается двигать мяч только в сторону атакуемых ворот. Как только мяча коснётся вратарь, исполняющему бросок игроку запрещается касаться мяча.

Помимо свободных и штрафных ударов нарушение правил может быть наказано удалением игрока. Удаления делятся на командные и персональные. Командные удаления могут быть на две или на пять минут, а персональные — на 10 минут или до конца матча в зависимости от тяжести нарушения.

В общем случае, штрафное время отбывается на специальной скамье штрафников тем игроком, который совершил нарушение правил, приведшее к удалению.

Если во время 2-минутного удаления забивается гол в ворота наказанной команды, отсчёт штрафного времени прерывается, и удалённый игрок возвращается на поле. В отличие от 2-минутного удаления, если во время 5-минутного удаления забивается гол в ворота наказанной команды, отсчёт штрафного времени не прерывается, таким образом, удалённый игрок в любом случае отбывает штраф в полном объёме.

Персональный штраф может быть наложен только одновременно с командным и не должен начинать отмеряться раньше, чем закончится время командного удаления. Персональное удаление относится только к игроку и поэтому его место на площадке может быть занято другим игроком его команды. Забитые во время отбывания игроком персонального удаления голы никак не влияют на время его возвращения на площадку.

10-минутный персональный штраф, сопровождающийся также 2-минутным командным удалением, может быть назначен за поведение, признанное судьями неспортивным. Игрок, допустивший особо грубое нарушение правил, может быть наказан матч-штрафом. В этом случае он должен незамедлительно уйти в раздевалку, и не имеет права принимать какое-либо дальнейшее участие в матче. Матч-штраф всегда сопровождается командным 5-минутным удалением, которое должен отбывать игрок, выбираемый капитаном наказанной команды.

Все полевые игроки каждой из команд должны быть одеты в одинаковую форму, состоящую из футболки, шортов и гетр. Для женщин допускается замена шортов на юбки или платья (футболка и юбка как целое). Цвет формы может быть произвольным, но футболка не должна быть серой.

К игре допускаются только специальные сертифицированные мячи. Мяч должен быть сделан из пластмассы, его диаметр составляет 72 мм, максимальная масса — 23 грамма. В мячике имеется 26 отверстий. Он должен быть покрашен в однотонный цвет нефлюоресцентной краской.

Клюшки также должны пройти обязательную сертификацию. Запрещается проводить какие-либо манипуляции с рукояткой клюшки за исключением её укорочения, покрытия обмоткой выше уровня захвата и смены крюка. Клюшки обычно делаются из пластика, их длина не должна превышать 105 см, а масса — 350 г. Крюк клюшки не должен быть острым (фирма крюка клюшки должна соответствовать фирме палки), а его длина должна быть меньше 30 см. Допускается загиб и замена крюка.

В отличие от полевых игроков, голкиперам не разрешается использовать клюшку. Вратари должны быть экипированы маской, предохраняющей лицо от попадания мяча.

Сейчас современные школьники с удовольствием изучают новую игру, при этом совершенствуют свои физические качества. Тренировочный процесс довольно сложен (Приложение А).

Библиография

1. Антонова, Л.Н. Психологические основы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях [Текст] / Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Д. Эрдынеева.-М.: Издательство МГОУ, 2004.-256с.

2. Борисова, И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе [Текст] / И.П. Борисова // справочник руководителя образовательного учреждения.-2005.-№10.-С.84-92.

3. Бутова, С.В. Оздоровительные упражнения на уроках [Текст] / С.В. Бутова // Начальная школа.-2006.-№8.-С.98.

4. Вайнер, Э.Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования [Текст] / Э.Н. Вайнер // Валеология.-2004.-№1.-С.21-26.

5. Вагилаева, Л.П. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации [Текст] / Л.П. Вагилаева // Валеология.-2004.-№4.-С.93-98.

6. Валошина, Л.А. Организация здоровьесберегающего пространства [Текст] / Л.А. Валошина // Дошкольное воспитание.-2004.-№1.- С.114-117.

7.Дронов, А.А. Профилактика нагрузки осанки и укрепления мышечного корсета [Текст] / А.А. Дронов // Начальная школа.-2006.-№3.-С.52-87.

8. Екжанова, Е.А. Особенности организации физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / Е.А. Екжанова // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях.-2007.-№7.-С.66-69.

9. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми [Текст] / Ю.Ф. Змановский.- М.: Медецина,2003.-128с.

10. Змановский,Ю.Ф. Здоровый дошкольник [Текст] / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание.-2004.-№6.-С.11-17.

11. Казакевич, Н.В. Фитбол-гимнастика, как средство развития координационных способностей у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Казакевич, С.В. Кузьмина.- СПб.РГПУ им А.И.Герцена, 2011.-167с.

12.Казина, О.Б. Весёлая физкультура для детей и их родителей. Занятия развлечения, праздники, походы [Текст] / О.Б. Казина.-Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг 2005. – 140 с.

13. Косарева,Т.А. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий [Текст] / Т.А. Косарева // Начальная школа.-2005.-№11.-С.75.

14. Кочеткова, Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. [Текст] / Л.В. Кочеткова. – М: ТЦ Сфера 2005. – 112с.

15. Кузьмина, С.В. Возможности применения фитболов в различных оздоровительных занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / С.В. Кузьмина.-СПб.РГПУ им А.И.Герцена, 2010.-205с.

16. Кучкин, С.Н. Биоуправление в медицине и физической культуре [Текст] / С.Н. Кучкин.-Волгоград:ВГАФК, 2005.-157с.

17. Львова, И.М. Физкультминутки [Текст] / И.М. Львова // Начальная школа.-2005.-№10.-С.86.

18. Митина, Е.П. здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра [Текст] / Е.П. Митина // Начальная школа.-2006.-№6.-С.56

19. Науменко, Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность [Текст] / Ю.В. Науменко // Методист.-2007.-№2.-С.45-49.

20. Нестерова, Л.В. реализация здоровьесберегающих технологий [Текст] / Л.В. Нестерова // Начальная школа.-2005.-№12.-С.78

21. Потапчук, А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников [Текст] / А.А. Потапчук.-Волгоград:ВГАФК, 2010.-127с.

22. Ощепкова, Т.Л. Воспитание потребности в ЗОЖ [Текст] / Т.Л. Ощепкова // Начальная школа.-2006.-№8.-С.90.

23. Терновская, С.А. Создание здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С.А. Терновская // Методист.-2008.-№4.

24. Сайкина, Е.Г. Программа по фитбол – аэробике для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Танцы на мячах» [Текст] / Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина.-СПб:РГПУ им А.И.Герцена, 2006.-156с.

25. Сайкина, Е.Г. Структура оздоровительно-коррекционных программ для детей по фитболу «Танцы на мячах» [Текст] / Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина.- СПб.РГПУ им А.И.Герцена, 2005.-135с.

26. Шилкова, И.К. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5 – 6 лет [Текст] /И.К. Шилкова - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.

Просмотров работы: 5149