По данным Минздрава России, в стране лишь около 14% здоровых детей, 35% больных и 50% с различными отклонениями в здоровье. В тоже время у 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, около 70% детей страдают от гипокинезии, 30% имеют отклонения в сердечно-сосудистой и дыхательной системы. На сегодняшний день сохранение здоровья детей в процессе обучения и воспитания является одним из главных направлений реформирования системы образования.
Одним из причин неблагополучия в здоровье детей и подростков состоит в низком уровне двигательной активности, которая является решающим фактором сохранения и укрепления здоровья, незаменимым универсальным средством профилактики заболеваний и замедления процессов старения организма.
Можно констатировать, что в настоящее время выявлено противоречие между объективной потребности в целенаправленном формировании навыков активного образа жизни школьников, и недостаточной деятельностью образовательных учреждений в данном направлении.
Стоит отметить, что сегодня многие школы готовы осуществлять целенаправленную и систематическую работу по формированию здорового образа жизни детей через внеурочные формы и методы физического воспитания. В педагогической практике вопросы оздоровления через организацию оптимальной двигательной активности интересуют многих педагогов. На сегодняшний день теоретические проблемы формирования здорового образа жизни раскрыты многими исследователями, но наблюдается дефицит исследований в области освещения практических форм и методов формирования навыков здоровой жизнедеятельности у обучающихся во внеурочной деятельности.
Существует противоречие между содержанием физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, учитывающих часто лишь физического развитие ребенка и современными требованиями к физкультурно-оздоровительной деятельности. Данное противоречие требует проведение специальных исследований для повышения эффективности процесса формирования навыков ведения здорового образа жизни школьников в процессе внеурочной деятельности физической культурой.
По результатам многочисленных опросов современные подростки довольно высоко ставят ценность здоровья. Но попытки ряда исследователей заглянуть чуть глубже , выявить, для чего молодому поколению нужно здоровье, в чём они видят его смысл, показывают, что многие подростки рассматривают здоровье как возможность безнаказанно получать все возможные удовольствия от жизни буквально: курить , выпивать, «отрываться» на дискотеках, в ночных клубах и залов игровых автоматов, подолгу «зависать» у компьютера, рисковать в экстремальном спорте, экспериментировать с психоактивными веществами и не испытывать никаких неприятных ощущений, не сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий.
Подобная трактовка ценности здоровья вряд ли может быть признана конструктивной как для человека, так и для общества. В такой ситуации становится всё более необходимым делать акцент на формирование у школьников активистской культуры здоровья, напрямую связанной с занятиями спортом и предполагающей:
- интерес к спорту и оздоровлению, потребность в систематических занятиях спортом,
- знания в области оздоровления, спортивной подготовки и организации спортивных соревнований,
- умение использовать эти знания для эффективной организации спортивной подготовки.
- стремление индивида вовлечь в занятия спортом своё ближайшее окружение (семью, друзей и т.д.)
Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми. Вместе с тем, школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Для этого педагогам необходимо иметь четкие представления о сущности понятий "здоровье" и "здоровый образ жизни", которые широко используются в системе понятий современного образования.
Таким образом, в литературе сущность понятия «здоровье» представляется по-разному, в зависимости от критериев, определяющих основу для его выражения. В обобщенном виде это понятие может характеризоваться как емкая система, заключающая в себе совокупность критериев, соотносимых с требованиями общей культуры человечества.
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «Состояние полного физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека.
В современном обществе оно становится ещё и условием выживания.
Одно из современных определений здоровья даётся, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.
Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения [1, С.13].
Образ жизни относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье. Существуют несколько определений понятия «здоровый образ жизни», в основу которых заложены такие отправные суждения, как поведение человека, способы жизнедеятельности, поддержание здоровья, отсутствие вредных привычек и др. [15;20].
Отсюда следует, что здоровый образ жизни - это система общественных и индивидуальных мероприятий и взаимоотношений в обществе, обеспечивающих высокое физическое и духовное здоровье, долголетие, здоровую наследственность, широкие функциональные возможности организма в решении трудовых, социально-бытовых, общественных и индивидуальных возможностей, а также поддерживающих высокую культуру труда, быта и взаимоотношений с обществом и природой.
Здоровый образ жизни позволяет сохранить хорошее самочувствие на долгие годы. Начинать приучать ребенка к правильному образу жизни нужно с раннего возраста (начальная школа). Чем старше становится ребенок, тем труднее родителям будет изменить его образ жизни.
На здоровье школьника во многом влияют компьютер и телевизор, которые на сегодняшний день имеются дома у каждого.
Дети проводят за игрой в компьютер и просмотром телепередач практически все свое свободное время. Сейчас все меньше детей играет в игры на свежем воздухе, а ведь растущему организму просто необходима физическая активность.
Кроме того, эти достижения техника ухудшают осанку, зрение.
Сегодня появились такие понятия как «компьютерная зависимость» и «игровая зависимость», которые официально включены в список зависимостей и стоят рядом с наркоманией, курением и алкоголизмом. Следует также помнить, что постоянное сидение перед телевизором – это бесцельное времяпровождение, которое приводит к лишнему весу. Поэтому постарайтесь оградить (ограничьте) ребенка от чрезмерного пребывания за компьютером и перед экраном телевизора.