В настоящее время "Локоть теннисиста" встречается преимущественно у лиц, производящих часто повторяющиеся стереотипные движения в локте (разгибание и супинацию предплечья). Им болеют пианисты и каменщики, маляры и плотники, кузнецы и массажисты, борцы армрестлинга и игроки в гольф, и, конечно, теннисис. Анализ практических и теоретических источников свидетельствует о недостаточной изученности данного вопроса и служит, на наш взгляд достаточной базой для аргументации необходимости дальнейших исследований в данном направлении.
Считается, что в основе этого заболевания лежат дегенеративные изменения сухожилий локтя в месте прикрепления их к кости, сопровождающиеся активным воспалением соседних тканей. Чаще всего поражаются сухожилия разгибателей кисти и пальцев; в подавляющем большинстве случаев стражей мышцей является короткий лучевой разгибатель запястья, который с одной стороны прикрепляется к наружному мыщелку плечевой кости, а с другой - к тыльной поверхности основания 3-й пястной кости. Этот вариант болезненного локтя носит латинское название «эпикондилит» - это и есть «локоть теннисиста».
Разминка - это короткая подготовка к спортивной тренировке или растяжке, проводимая непосредственно перед началом упражнений. Таким образом, разминка подготавливает организм к удовлетворению потребностей мышц во время тренировок.
Комплекс специальных упражнений в разминке обеспечивает специфическую подготовку именно тех нервных центров и звеньев двигательного аппарата, которые будут участвовать в предстоящей деятельности.
Методы и организация исследования:
Для проведения эксперимента были отобраны люди в возрасте 41 - 45 лет, в количестве 12 человек, имеющие заболевание «локоть теннисиста», занимающиеся оздоровительным теннисом. На период проведения эксперимента рецидивы заболевания появлялись «вспышкообразно». Мы разделили всех занимающихся на 2 группы: контрольную, в которую входило 6 человек, и экспериментальную, состоявшую из 6 теннисистов. Какие-либо дополнительные критерии для разделения занимающихся (по полу, уровню физической подготовленности) не использовались в виду достаточной однородности контингента. Все занимающиеся на момент начала эксперимента имели заболевание «локоть теннисиста» в болезненном состоянии.
Занятия оздоровительным теннисом с занимающимися контрольной и экспериментальной групп проводились 2 раза в неделю по 1,5 часа под присмотром тренера, и 1-2 раза в неделю самостоятельные тренировки.
Вводная часть занятия состояла из следующих упражнений:
То же самое упражнение выполнить от себя;
2)взять в ладонь 2 теннисных мяча, перемещать мячи по кругу по ладони с помощью пальцев;
3)взять в ладонь 2 теннисных мяча, зажать каждый мяч между пальцев, выполнять приведение, отведение мячей;
4) Сдавливание теннисного мяча пальцами;
5) Больную руку вытянуть вперед, ладонью внутрь медленное опускание и возвращение и исходное положение. Чередование, максимальное опускание с минимальным;
6) «Молоточек». Взять в кисть ракетку, ребром ракетки вниз. Выполнять движения кистью вниз, вверх;
7) То же самое положение, движения кистью выполняются в стороны;
8) С ракеткой в руке выполнять движение «восьмерочка».
В ходе нашей работы использовались следующие методики:
Педагогические наблюдения - для оценки реакции организма занимающегося на предлагаемый комплекс специальных физических упражнений в разминке.
Педагогические беседы - методика, дополняющая наблюдения. В ходе бесед с занимающимися выяснялось их отношение к занятиям как до, так и после курса занятий с комплексом специальных физических упражнений в разминке, учитывались жалобы в отношении самочувствия, оценивались эмоциональные реакции.
Педагогическое тестирование - производилось для оценки болезненности в локте. Вытянуть руки перед собой, сжать пальцы в кулаки, представить что вы находитесь за рулем мотоцикла, прибавить газу (приподнять кулаки на себя) поднять пальцы вверх. Если при выполнении этих движений появляются болевые ощущения, то заболевание «локоть теннисиста» в обостренном состоянии.
С занимающимися оздоровительным теннисом проводились следующие тесты:1) Измерение амплитуды движения в локтевом суставе (гониометр).
2) Кистевая динамометрия.
Результаты и их обсуждение:
До начала выполнения комплекса специальных физических упражнений в разминке особых различий между теннисистами контрольной и экспериментальной групп не отмечалось. Однако, после проведенного курса выполнения специальных упражнений в разминке, в ходе педагогических наблюдений нами был зафиксирован тот факт, что у спортсменов в экспериментальной группе никаких болезненных ощущений в области локтя, до, во время, и после тренировки не наблюдалось, а если признаки болезни все-таки и присутствовали, но очень редко и в крайне незначительной степени. После проведенных бесед с занимающимися также выяснялось, что теннисисты экспериментальной группы стали меньше чувствовать болезненные ощущения. У занимающихся контрольной группы каких-либо изменений в отношении локтя к концу эксперимента не произошло.
Наряду с изучением состояния здоровья и поведения теннисистов, значительное место в нашей работе занимают исследования динамики их физических качеств. Педагогическое тестирование позволило выявить существенные сдвиги в экспериментальной группе, как в отношении исходного уровня физических качеств её членов, так и в сравнении с данными контрольной группы. Целесообразно остановиться на краткой характеристике результатов каждого теста, а уже после этого обобщить полученный материал.
Измерение амплитуды движения в локтевом суставе (гониометр). В контрольной группе сразу после эксперимента положительная динамика, то есть улучшение сгибания в локтевом суставе, наблюдается у 4 занимающихся . У остальных участников из контрольной группы имеет место снижение результатов, т.е. сохранение сохранение амплитуды движения примерно на том же уровне. В экспериментальной же группе сразу после применения комплекса специальных упражнений в разминке наблюдается положительная динамика у всех занимающихся, хотя тренировались они с контрольной группой одинаково. Следовательно, наблюдаются достоверные различия между контрольной и экспериментальной группами (табл. 1).
Таблица 1 - Динамика результатов теста изменение амплитуды движения в локтевом суставе(гониаметр)
Результат Группа |
До выполнения комплекса спец.упр. |
Сразу после выполнения комплекса спец.упр. |
||
Динамика |
n |
Динамика |
n |
|
Экспериментальная n = 6 |
1 занимающийся 2 занимающийся 3 занимающийся 4 занимающийся 5 занимающийся 6 занимающийся
Средняя величина: 155 |
150 148 154 160 156 162
|
1 занимающийся 2 занимающийся 3 занимающийся 4 занимающийся 5 занимающийся 6 занимающийся
Средняя величина: 161.5 |
164 158 155 170 159 163
|
Контрольная n = 6 |
1 занимающийся 2 занимающийся 3 занимающийся 4 занимающийся 5 занимающийся 6 занимающийся
Средняя величина: 155.6
|
161 152 148 160 154 158 |
1 занимающийся 2 занимающийся 3 занимающийся 4 занимающийся 5 занимающийся 6 занимающийся
Средняя величина: 156.6 |
163 158 160 163 156 140
|
Примечание. Количество исследуемых обозначается латинской буквой n.
Кистевая динамометрия. Измерение силы мышц- сгибателей пальцев.Силой мышц обозначают максимальное проявление произвольного усилия,которое может развивать группа мышц в определенных условиях.Эти условия в большей степени определяются возможностью выполнить максимальное усилие.
В контрольной группе сразу после окончания эксперимента особой динамики результатов мы не наблюдаем. Из 6 занимающихся у 4 человек сила мышц увеличивается и у 2 занимающихся уменьшается. Различия, как представляется, малодостоверны. В экспериментальной же группе различия есть и очень существенные. Из 6 обследуемых у всех динамика положительная. Занимающиеся этой группы улучшили свои показатели, чем они были вначале эксперимента.
Результат Группа |
До выполнения комплекса спец.упр. |
Сразу после выполнения комплекса спец.упр. |
||
Динамика |
n |
Динамика |
n |
|
Экспериментальная n = 6 |
1 занимающийся 2 занимающийся 3 занимающийся 4 занимающийся 5 занимающийся 6 занимающийся
Средняя величина: 45,7 |
44,8 46,5 38,8 45,9 48,3 50,0
|
1 занимающийся 2 занимающийся 3 занимающийся 4 занимающийся 5 занимающийся 6 занимающийся
Средняя величина: 53,0 |
49,4 53,8 46,9 56,4 57,7 53,8
|
Контрольная n = 6 |
1 занимающийся 2 занимающийся 3 занимающийся 4 занимающийся 5 занимающийся 6 занимающийся
Средняя величина: 47,4
|
47,6 44,0 50,1 48,3 46,0 48,5 |
1 занимающийся 2 занимающийся 3 занимающийся 4 занимающийся 5 занимающийся 6 занимающийся
Средняя величина: 156.6 |
49,1 50,0 49,0 43,7 52,5 48,4
|
После системы тренировок , включающих комплекс специальных упражнений в разминке у занимающихся экспериментальной группы произошло существенное уменьшение боли в локтевом суставе, что является несомненным критерием.
Обобщая полученные данные, можно выявить некоторые закономерности. В частности, анализ результатов педагогических тестов показал, что после проведения системы тренировок включающих специальную разминку наблюдается улучшение движений в локтевом суставе.
Можно предположить, что все изменения в сторону улучшения физических качеств у теннисистов экспериментальной группы являются следствием таких воздействий, как:
Выводы:
1. Разминка является неотъемлемой часть спортивной тренировки.
2. Специальный комплекс физических упражнений в разминке позволил укрепить мышцы и снизить болевые ощущения.
Применение специальной разминки повышает мотивацию и интерес к занятиям. Новизна исследования заключается в том, что впервые нами будет применен комплекс специальных физических упражнений у людей занимающихся оздоровительным теннисом. Так же будут впервые получены данные об изменении в состоянии здоровья, возникающие у данного контингента под влиянием комплекса специальных физических упражнений.
Практическое значение заключается в том, что мы можем рекомендовать комплекс специальных физических упражнений для применения в тренерской работе, как вспомогательное средство для реабилитации у занимающихся оздоровительным теннисом, с заболеванием «локоть теннисиста».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя / В.С. Безрукова. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2001. 236 с.
2. Голенко В.А. Азбука тенниса / В.А. Голенко, А.П. Скородумова. М.: Терра-Спорт, 1999. 128 с.
3. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: учебник / В.И. Дубровский. 3-е изд., испр. и доп. М.: ВЛАДОС, 2004. 624 с.
4. Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник / В.И. Дубровский. 3-е изд., испр. и доп. М.: ВЛАДОС, 2005. 528 с.
5. Зайцева Л.С. Теннис для всех / Л.С. Зайцева. М.: Колос, 1998. 128 с.
6. Иванова Т.С. Организационно-методические основы подготовкии теннисистов: учебное пособие / Т.С. Иванова. М.: Физическая культура, 2007. 128 с.
7. Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте / О.М. Мирзоев. М.: СпортАкадемПресс, 2000. 204 с.
8. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения / В.Н. Платонов. Киев: Олимпийская литература, 2004. 808 с.
9. Погосян М.М. Лечебный массаж: учебник / М.М. Погосян. М.: Советский спорт, 2002. 528 с.
10. Российская газета. №87 от 6 мая 1999 г., №97 от 20 мая 2000
11. Сантамария Р.Л. Исследование эффективности применения комплексов восстановительных средств в подготовительном периоде тренировочного процесса теннисистов: автреф. дис. ... канд. пед. наук. М.: РГАФК, 1997. 27 с.
12. Сухарев С.А. Применение восстановительных средств при тренировке теннисистов в подготовительном периоде в равнинных и горных условиях: автреф. дис. ... канд. пед. наук. М.: РГАФК, 1995. 23 с.