ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЯ «ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ЭПИКОНДИЛИТ» У ЛЮДЕЙ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТЕННИСОМ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЯ «ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ЭПИКОНДИЛИТ» У ЛЮДЕЙ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТЕННИСОМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время "Локоть теннисиста" встречается преимущественно у лиц, производящих часто повторяющиеся стереотипные движения в локте (разгибание и супинацию предплечья). Им болеют пианисты и каменщики, маляры и плотники, кузнецы и массажисты, борцы армрестлинга и игроки в гольф, и, конечно, теннисис. Анализ практических и теоретических источников  свидетельствует о недостаточной изученности данного вопроса и служит, на наш взгляд достаточной базой для аргументации необходимости дальнейших исследований в данном направлении.

Считается, что в основе этого заболевания лежат дегенеративные изменения сухожилий локтя в месте прикрепления их к кости, сопровождающиеся активным воспалением соседних тканей. Чаще всего поражаются сухожилия разгибателей кисти и пальцев; в подавляющем большинстве случаев стражей мышцей является короткий лучевой разгибатель запястья, который с одной стороны прикрепляется к наружному мыщелку плечевой кости, а с другой - к тыльной поверхности основания 3-й пястной кости. Этот вариант болезненного локтя носит латинское название «эпикондилит» - это и есть «локоть теннисиста».

Разминка - это короткая подготовка к спортивной тренировке или растяжке, проводимая непосредственно перед началом упражнений. Таким образом, разминка подготавливает организм к удовлетворению потребностей мышц во время тренировок.

Комплекс специальных упражнений в разминке обеспечивает специфическую подготовку именно тех нервных центров и звеньев двигательного аппарата, которые будут участвовать в предстоящей деятельности.

 

Методы и организация исследования:

Для проведения эксперимента были отобраны люди в возрасте 41 - 45 лет, в количестве 12 человек, имеющие заболевание «локоть теннисиста», занимающиеся оздоровительным теннисом. На период проведения эксперимента рецидивы заболевания появлялись «вспышкообразно». Мы разделили всех занимающихся на 2 группы: контрольную, в которую входило 6 человек,  и экспериментальную, состоявшую из 6 теннисистов. Какие-либо дополнительные критерии для разделения занимающихся (по полу,  уровню физической подготовленности) не использовались в виду достаточной однородности контингента. Все занимающиеся на момент начала эксперимента имели заболевание «локоть теннисиста» в болезненном состоянии.

Занятия оздоровительным теннисом с занимающимися контрольной и экспериментальной групп проводились 2 раза в неделю по 1,5 часа под присмотром тренера, и 1-2 раза в неделю самостоятельные тренировки.

Вводная часть занятия состояла из следующих упражнений:

  • Основные элементы разминки всего туловища ;
  • Специальная разминка:
  • 1) и.п широкая стойка, руки перед собой.открываем ладони выполняем вращательные движения на себя,тем самым дотрагиваясь тыльной стороной ладоней продолжаем вращение и выходим в и.п.

             То же самое упражнение выполнить от себя;

     2)взять в ладонь 2 теннисных мяча, перемещать мячи по кругу по  ладони с помощью пальцев;

     3)взять в ладонь 2 теннисных мяча, зажать каждый мяч между пальцев, выполнять приведение, отведение мячей;

     4) Сдавливание теннисного мяча пальцами;

             5) Больную руку вытянуть вперед, ладонью внутрь медленное опускание и возвращение и исходное положение. Чередование, максимальное опускание с минимальным;

             6) «Молоточек». Взять в кисть ракетку, ребром ракетки вниз. Выполнять движения кистью вниз, вверх;

             7) То же самое положение, движения кистью выполняются в  стороны;

             8) С ракеткой в руке выполнять движение «восьмерочка».

В ходе нашей работы использовались следующие методики:

Педагогические наблюдения - для оценки реакции организма занимающегося на предлагаемый комплекс специальных физических упражнений в разминке.

Педагогические беседы - методика, дополняющая наблюдения. В ходе бесед с занимающимися выяснялось их отношение к занятиям как до, так и после курса занятий с комплексом специальных физических упражнений в разминке, учитывались жалобы в отношении самочувствия, оценивались эмоциональные реакции.

Педагогическое тестирование - производилось для оценки болезненности в локте. Вытянуть руки перед собой, сжать пальцы в кулаки, представить что вы находитесь за рулем мотоцикла, прибавить газу (приподнять кулаки на себя) поднять пальцы вверх. Если при выполнении  этих движений появляются болевые ощущения, то заболевание «локоть теннисиста» в обостренном состоянии.

С занимающимися оздоровительным теннисом проводились следующие тесты:1) Измерение амплитуды движения в локтевом суставе (гониометр).

   2) Кистевая динамометрия.

 

Результаты и их обсуждение:

До начала выполнения комплекса специальных физических упражнений в разминке особых различий между теннисистами контрольной и экспериментальной групп не отмечалось. Однако, после проведенного курса выполнения специальных упражнений в разминке, в ходе педагогических наблюдений нами был зафиксирован тот факт, что у спортсменов в экспериментальной группе никаких болезненных ощущений в области локтя, до, во время, и после тренировки не наблюдалось, а если признаки болезни все-таки и присутствовали, но очень редко и в крайне незначительной степени. После проведенных бесед с занимающимися также выяснялось, что теннисисты экспериментальной группы стали меньше чувствовать болезненные ощущения. У занимающихся  контрольной группы каких-либо изменений в отношении локтя к концу эксперимента не произошло.

Наряду с изучением состояния здоровья и поведения теннисистов, значительное место в нашей работе занимают исследования динамики их физических качеств. Педагогическое тестирование позволило выявить существенные сдвиги в экспериментальной группе, как в отношении исходного уровня физических качеств её членов, так и в сравнении с данными контрольной группы. Целесообразно остановиться на краткой характеристике результатов каждого теста, а уже после этого обобщить полученный материал.

Измерение амплитуды движения в локтевом суставе (гониометр). В контрольной группе сразу после эксперимента положительная динамика, то есть  улучшение сгибания в локтевом суставе, наблюдается у 4 занимающихся . У остальных участников из контрольной группы имеет место снижение результатов, т.е. сохранение сохранение амплитуды движения  примерно на том же уровне. В экспериментальной же группе сразу после применения комплекса специальных упражнений в разминке наблюдается положительная динамика у всех занимающихся, хотя тренировались они с контрольной группой одинаково. Следовательно, наблюдаются достоверные различия между контрольной и экспериментальной группами (табл. 1).

Таблица 1 - Динамика результатов теста изменение амплитуды движения в локтевом суставе(гониаметр)

 

              Результат

        Группа

До выполнения комплекса спец.упр.

Сразу после выполнения комплекса спец.упр.      

Динамика

n

Динамика

n

Экспериментальная  

n = 6

1 занимающийся

2 занимающийся

3 занимающийся

4 занимающийся

5 занимающийся

6 занимающийся

 

Средняя величина: 155

150

148

154

160

156

162

 

 

1 занимающийся

2 занимающийся

3 занимающийся

4 занимающийся

5 занимающийся

6 занимающийся

 

Средняя величина: 161.5

164

158

155

170

159

163

 

Контрольная

n = 6

1 занимающийся

2 занимающийся

3 занимающийся

4 занимающийся

5 занимающийся

6 занимающийся

 

Средняя величина: 155.6

 

 

161

152

148

160

154

158

1 занимающийся

2 занимающийся

3 занимающийся

4 занимающийся

5 занимающийся

6 занимающийся

 

Средняя величина: 156.6

163

158

160

163

156

140

 

Примечание. Количество исследуемых обозначается латинской буквой  n.

 


 Кистевая динамометрия. Измерение силы мышц- сгибателей пальцев.Силой мышц обозначают максимальное проявление произвольного усилия,которое может развивать группа мышц в определенных условиях.Эти условия в большей степени определяются возможностью выполнить максимальное усилие.

В контрольной группе сразу после окончания эксперимента особой динамики результатов мы не наблюдаем. Из 6 занимающихся у 4 человек  сила мышц увеличивается и у 2 занимающихся уменьшается. Различия, как  представляется, малодостоверны. В экспериментальной же группе различия есть и очень существенные. Из 6 обследуемых у  всех динамика положительная. Занимающиеся этой группы улучшили свои показатели, чем они были вначале эксперимента.

              Результат

        Группа

До выполнения комплекса спец.упр.

Сразу после выполнения комплекса спец.упр.      

Динамика

n

Динамика

n

Экспериментальная  

n = 6

1 занимающийся

2 занимающийся

3 занимающийся

4 занимающийся

5 занимающийся

6 занимающийся

 

Средняя величина: 45,7

44,8

46,5

38,8

45,9

48,3

50,0

 

 

1 занимающийся

2 занимающийся

3 занимающийся

4 занимающийся

5 занимающийся

6 занимающийся

 

Средняя величина: 53,0

49,4

53,8

46,9

56,4

57,7

53,8

 

Контрольная

n = 6

1 занимающийся

2 занимающийся

3 занимающийся

4 занимающийся

5 занимающийся

6 занимающийся

 

Средняя величина: 47,4

 

 

47,6

44,0

50,1

48,3

46,0

48,5

1 занимающийся

2 занимающийся

3 занимающийся

4 занимающийся

5 занимающийся

6 занимающийся

 

Средняя величина: 156.6

49,1

50,0

49,0

43,7

52,5

48,4

 

 

После системы тренировок , включающих комплекс специальных упражнений в разминке у занимающихся экспериментальной группы произошло существенное уменьшение боли в локтевом  суставе, что является несомненным критерием.

Обобщая полученные данные, можно выявить некоторые закономерности. В частности, анализ результатов педагогических тестов показал, что после проведения системы тренировок включающих специальную разминку наблюдается улучшение движений в локтевом суставе.

Можно предположить, что все изменения в сторону улучшения физических качеств у теннисистов экспериментальной группы являются следствием таких воздействий, как:

  • Использование комплекса специальных физических упражнений в разминке.
  • использование средств тенниса, а также методических рекомендаций и указаний.

 

Выводы:

1.    Разминка является неотъемлемой часть спортивной тренировки.

2.    Специальный комплекс физических упражнений в разминке позволил укрепить мышцы и снизить болевые ощущения.

Применение специальной разминки повышает мотивацию и интерес к занятиям. Новизна исследования заключается в том,  что впервые нами будет применен комплекс специальных физических  упражнений у людей занимающихся оздоровительным теннисом. Так же будут впервые получены данные об изменении в состоянии здоровья, возникающие у данного контингента под влиянием  комплекса специальных физических упражнений.

Практическое значение заключается в том, что мы можем рекомендовать комплекс специальных физических упражнений для применения в тренерской работе, как вспомогательное средство для  реабилитации у занимающихся оздоровительным теннисом, с заболеванием «локоть теннисиста».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.        Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя / В.С. Безрукова. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2001. 236 с.

2.       Голенко В.А. Азбука тенниса / В.А. Голенко, А.П. Скородумова. М.: Терра-Спорт, 1999. 128 с.

3.       Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: учебник / В.И. Дубровский. 3-е изд., испр. и доп. М.: ВЛАДОС, 2004. 624 с.

4.       Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник / В.И. Дубровский. 3-е изд., испр. и доп. М.: ВЛАДОС, 2005. 528 с.

5.       Зайцева Л.С. Теннис для всех / Л.С. Зайцева. М.: Колос, 1998. 128 с.

6.       Иванова Т.С. Организационно-методические основы подготовкии теннисистов: учебное пособие / Т.С. Иванова. М.: Физическая культура, 2007. 128 с.

7.       Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте / О.М. Мирзоев. М.: СпортАкадемПресс, 2000. 204 с.

8.       Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения / В.Н. Платонов. Киев: Олимпийская литература, 2004. 808 с.

9.       Погосян М.М. Лечебный массаж: учебник / М.М. Погосян. М.: Советский спорт, 2002. 528 с.

10. Российская газета. №87 от 6 мая 1999 г., №97 от 20 мая 2000

 

11.                       Сантамария Р.Л. Исследование эффективности применения комплексов восстановительных средств в подготовительном периоде тренировочного процесса  теннисистов: автреф. дис. ... канд. пед. наук. М.: РГАФК, 1997. 27 с.

12.                       Сухарев С.А. Применение восстановительных средств при тренировке теннисистов в подготовительном периоде в равнинных и горных условиях: автреф. дис. ... канд. пед. наук. М.: РГАФК, 1995. 23 с.


 

Просмотров работы: 915