ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ ПРИ ДЦП - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ ПРИ ДЦП

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
   Дeтский цeребральный паралич (ДЦП) - это тяжелое заболевание нeрвнойсистeмы, которое обычно приводит к инвалидности рeбeнка. ДЦП развиваeтся в рeзультате нeдоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе[6].

   Рост заболеваемости детским церебральным параличом, один из наиболее инвалидизирующих заболеваний психоневрологического профиля. Подавляющее большинство таких больных становятся инвалидами уже с детства [5]. Это свидетельствует о том, что проблеме лечения детского церебрального паралича нужно уделять более пристальное внимание. Для заболевания типичны спазмы мышц нижних конечностей, контрактуры, двигательные нарушения и другие изменения в локомоторном аппарате. Отмечается повышение сухожильных рефлексов, мышечного тонуса (гипертонус), понижение мышечной силы и работоспособности мышц, наличие контрактур (обычно сгибательно-приводящего типа) и деформаций, нарушение координации движений, стояния и ходьбы, наличие непроизвольных движений, синкинезий. К двигательным расстройствам в большей части случаев присоединяются нарушения зрения и слуха (20-25%), речи и др. [4].

   В поздней стадии, когда восстановление той или иной функции происходит преимущественно за счет компенсаторно-приспособительных процессов, наблюдаются вторичные дистрофические изменения в мышцах, связках, сухожилиях и других тканях. Возникшие на ранней стадии тонические рефлексы, контрактуры, деформации и другие нарушения с трудом поддаются коррекции, поэтому одним из важнейших методов лечения ДЦП является физическая абилитация, которая должна быть направлена на формирование навыков повседневной жизни. Вместе с тем, направленную работу по развитию двигательных функций ребенка необходимо начинать сразу после установления диагноза, а не после развития признаков нарушения этих функций [1]. Для этого необходимо внедрение новых оздоровительных технологий с использованием средств и методов физической культуры и спорта, направленных на обеспечение компенсации у них дефицита двигательной активности и повышения физического развития.

   Большое значение для развития и нормализации движений у детей с ДЦП имеет проведение физических упражнений в воде - гидрокинезотерапия.        Лечебная гимнастика в воде особенно полезна в период начального формирования движений. Кроме упражнений в воде важное место в реабилитации занимает водолечение, которое благоприятно влияет на состояние нервной системы ребенка. С помощью водолечения нормализуются процессы возбуждения и торможения, улучшается сон, уменьшаются насильственные движения, снижается мышечный тонус, улучшается кровоснабжение органов и тканей [3].

   Водолечение благодаря своей эффективности и доступности считается одним из наиболее часто используемых больными ДЦП методов физиотерапии. Вода является естественным биологическим раздражителем, с которым человек постоянно встречается в повседневной жизни. Ее высокая теплопроводность и теплоемкость, способность растворять важнейшие для организма органические и неорганические вещества и газы, а также некоторые другие физические свойства делают воду уникальной средой, через которую могут осуществляться разнонаправленные воздействия на организм [2].

   В связи с тем что в настоящее время очень распространен диагноз ДЦП у детей, становится актуальным поиск наиболее рациональных путей абилитации детей с ДЦП.

   Таким образом, целью нашего исследования является изучить влияние гидрокинезотерапии на функциональное состояние детей с ДЦП. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- изучение и анализ специальной литературы о нарушениях физического развития детей с ДЦП;

- определение коррекционного значения средств гидрокинезотерапии в системе лечения детей с ДЦП;

- разработка экспериментальной методики проведения занятий абилитационной направленности с использованием средств гидрокинезотерапии.

Объект исследования: процесс абилитации детей с ДЦП

   Предмет исследования: гидрокинезотерапия как средство абилитации детей с ДЦП.

Методика и организация исследования:

Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: анамнез; соматоскопия; гониометрия; тестирование (исследование ширины и длины шага).

При обследовании отмечался уровень функциональных нарушений ОДА по состоянию осанки, положению тазобедренных и коленных суставов, позе, походке. Для изучения биомеханики ходьбы у исследуемых детей измерялись длина и ширина шага. Н.А. Бернштейн выделяет общие качественные и геометрические характеристики нормальной ходьбы:

симметричность, ритмичность, постоянная длина и продолжительность шага. По Семеновой К.А. (1999), длина шага - это расстояние, на которое выносится маховая нога во время шага.

Это расстояние измеряется в сантиметрах от большого пальца опорной ноги до пятки маховой ноги при выполнении этой ногой переднего толчка и установки пятки на опору. У взрослого человека средняя длина шага 25-30 см, у ребенка от 12-15 лет - 15-20 см. У больных ДЦП от 12 до 18 лет длина шага 2-7 см или 10-15 см в зависимости от степени тяжести болезни. Шаг

значительно укорочен у больных с эквино-варусной установкой стопы [4].

Нарушение шаговых движений у больных ДЦП связано с ограничением выноса бедра вперед (контрактура тазобедренного сустава). Это ограничение усиливается приведением бедра внутрь, внутренней его ротацией В патологический двигательный стереотип включается еще одно звено - преимущественно сагиттальное или фронтальное раскачивание. Это также

тормозит формирование нормального шагового движения [1].

Исследование проводилось на базе плавательного бассейна МБДОУ детский сад комбинированного вида №248  и ГСКОУ «Специальная школа-интернат №17», . Екатеринбург. В исследовании приняли участие 20 детей 5-10лет, с ДЦП (спастическаядиплегия). В течение 6 месяцев один раз в неделю дети экспериментальной группы посещали

занятия по плаванию (45 минут), на которых применялись различные физические упражнения (погружения, всплывание, ходьба, «поплавок», «звездочка», скольжение на груди и на спине), плавание с участием ног и рук на груди и на спине, занятия с эллементамиаквааэробики(аквасайклинг, занятия со специальным оборудованием). Температура воды в бассейне поддерживалась на уровне 32-34 градусов.

Дети экспериментальной группы получали комплексное лечение: расслабляющий массаж и занятия по ЛФК с применением лечебного плавания.

Дети контрольной группы получали комплексное лечение: расслабляющий массаж и занятия по ЛФК по традиционной методике.

Результаты исследования:

При обследовании были выявлены различные нарушения функционального состояния ОДА: у всех исследуемых детей определялось нарушение осанки (асимметрия плеч и лопаток, выраженный грудной кифоз и поясничный лордоз). Обнаружены пассивные и вынужденные положения конечностей и поз. Осмотр стопы выявил наличие варусной и вальгусной деформации. У всех детей отмечалось нарушение ходьбы: скованность движений ног и рук.

Сравнительный анализ данных гониометрии суставов нижних конечностей и

установленных норм показал, что показатели объема активных движений у детей с ДЦП ниже показателей нормы, что свидетельствует о наличии контрактур. Результаты повторной гониометрии выявили, что в исследуемых группах прослеживается достоверное изменение результатов по сравнению с данными, полученными до эксперимента (р<0,05).

В контрольной группе улучшение наблюдается в сгибании в правом и левом

коленном суставах на 4 (7%) и 3,5 (6%) градуса, а в разгибании на 3,5 (2%) и 3 (2%) градуса соответственно.

В экспериментальной группе - улучшение показателей сгибания в правом и левом голеностопных суставах составляет 9,5 (6%) и 7 (5%) градусов. В разгибании - в правом голеностопном суставе 7,5 (8%) градусов и в левом голеностопном суставе 8 (9%) градусов.

 У детей контрольной группы улучшение показателей составляет: в сгибании в правом голеностопном суставе 7 (5%) градусов и в левом голеностопном суставе 5 (3%) градусов, в разгибании 6 (6%) и 6,5 (7%) градусов соответственно.

Повторное исследование также показало, что у детей обеих групп отмечается

снижение разницы между полученными результатами и принятыми нормами объемов активных движений в суставах.

Результаты исследования длины и ширины шага у детей с ДЦП экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования длины и ширины шага у детей с ДЦП

Показатели (см)

Длина шага

Ширина шага

Экспериментальная группа

До эксперимента

15,30±0,49

26,00±0,60

После эксперимента

19,70±0,49

22,20±0,37

tp

5,64

5,16

Контрольная группа

До эксперимента

16,00±0,49

24,50±0,47

После эксперимента

17,80±0,66

22,70±0,53

tp

4,51

3,60

tkp

2,262

tp

1,01

1,96

tkp

2,101

 

   В результате исследования была разработана методика оценки физического развития и двигательных способностей детей с ДЦП. Кроме того, представлена методика применения средств гидрокинезотерапии в целях коррекции нарушений физического развития, определено коррекционное значение элементов гидорокинезотерапии, а также дана оценка степени результативности коррекционной работы по средством элементов гидрокинезотерапии.

   Экспериментальная проверка разработанной методики показала, что применение средств  гидрокинезотерапии  в системе абилитации детей с ДЦП способствует наиболее эффективной коррекции нарушений физического развития, благоприятно влияет на деятельность основных физиологических систем организма (опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем), что отражается на морфофункциональных показателях развития организма.Достоверно более высокий прирост по всем изучаемым показателям функционального состояния ОДА к концу исследования наблюдался у пациентов экспериментальной группы (р<0,05).

 Кроме того, применение средств гидрокинезотерапии в процессе абилитации детей с ДЦП способствует развитию координации движений, облегчает статические положения, нормализует функции ЦНС. При температуре тела вода понижает мышечный тонус, расслабляет контрактуры, улучшает периферическое кровообращение и трофику тканей, уменьшает отеки и боли, способствует плавности движений. Увеличение показателей объема активных движений в суставах нижних конечностей и показателей длины и ширины шага на 20% детей экспериментальной группы свидетельствует об  улучшении функции ходьбы у исследуемых пациентов с ДЦП и доказывает эффективность применения лечебного плавания

   После проведенного экспериментального исследования были сделаны следующие выводы:

1.      Одним из главных средств коррекции недостатков физического развития детей с ДЦП являются физические упражнения, направленные на понижение мышечного тонуса, расслабление контрактеры, формирование вестибулярных реакций.

2.      Использование средств гидрокинезотерапии в системе абилитации детей с ДЦП является педагогически и коррекционно оправданным, так как способствует наиболее эффективной коррекции нарушений физического развития, развитию физических способностей.

   Результаты проведенного экспериментального исследования можно использовать в дальнейшей работе по абилитации детей с разными формами ДЦП.

 

Литература

 

1. Мастюкова, Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: младенческий, ранний и дошкольный возраст / Е.М. Мастюкова. - М. : Просвещение, 1991. - 268 с.

2. Мосунов, Д.Ф. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка-инвалида: учебно-методическое пособие / Д.Ф. Мосунов, В.Г. Сазыкин. - М. : Советский спорт, 2002. - 152 с.

3. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / под ред. Т.А. Власовой. - М. : Педагогика, 1985. - 128 с.

4. Попов, С.Н. Физическая реабилитация / С.Н. Попов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Феникс, 2005. -602 с.

5. Плавание. Исследования, тренировка, гидрореабилитация: материалы 2-й Международной научно-практической конференции СПбНИИФК / под общ.ред. А.В. Петряева, И.В. Клешнева. - СПб. : Плавин, 2003. -

312 с.

6. Штеренгерц А.Е. Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях и травмах нервной системы у детей. - К.: Здоровья, 2008. - 187 с.

 

Просмотров работы: 2221